Татьяна Гибадулина
Психолого-педагогическая поддержка семьи как интерактивная форма работы с родителями в ДОУ. Социальная сеть и мессенджеры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 53»
Асбестовского городского округа
Конкурсные материалы соискателя на участие
в муниципальных педагогических чтениях руководящих и
педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием
Асбестовского городского округа, в 2022-2023 учебном году
«Традиции и инновации в педагогической деятельности»
Тематическое направление:Психолого-педагогическая поддержка семьи
как интерактивная форма работы с родителями ДОУ».
Публикация «Психолого-педагогическая поддержка семьи как интерактивная форма работы с родителями в ДОУ, Социальная сеть и мессенджеры» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социальные сети в работе с родителями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Тема работы автора :
«Социальная сеть и интернет – мессенджеры.
Автор:
Гибадулина Татьяна Александровна,
воспитатель,
высшая квалификационная категория.
Асбест
2023 год.
Содержание
Краткая аннотация…3
Введение….3
Основная часть работы…. 4
Заключение….6
Список литературы…7
Приложение 1….8
Приложение 2….9
Приложение 3…11
Приложение 4…12
Краткая аннотация.
В статье описывается актуальность взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьёй. Приведены и охарактеризованы такие формы работы педагога с родителями в сети Интернет, как групповое сообщество в социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджере «WhatsApp». Определена их роль во взаимодействии всех участников образовательного процесса. Виртуальное общение также позволит педагогам ДОО всегда быть на связи с родителями, сообщать им информацию о детях и событиях в группе и детском саду в целом.
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, и повышать степень заинтересованности и включенности родителей в деятельность дошкольной образовательной организации. Одним из принципов дошкольного образования является организация сотрудничества с семьей[8]
Отечественными педагогами К. Д. Ушинским, П. Ф. Лесгафтом, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским накоплен богатый опыт в сфере взаимодействия между организациями дошкольного образования (детскими садами) и семьями [3]. Ими были сделаны выводы о том, что семья - это начало всех начал, это воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. Эти постулаты до сих пор остаются актуальными. В современных исследованиях также отмечается значимость взаимодействия педагогов и родителей при воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей [5] :
единство в работе воспитателей в организациях дошкольного образования и семьи по воспитанию детей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
-использование различных форм работы детского сада с семьей для установления взаимосвязи между ними;
-индивидуальные и групповые формы работы с родителями.
Чтобы осуществить этот принцип, важно иметь индивидуальный подход к каждой семье, согласовывать свои действия и иметь обратную связь.
Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса. Сейчас в современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством времени не имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с детским садом во благо развития ребенка.
Несомненно, что старые формы работы с родителями в образовательных организациях постепенно изживают себя. Особую значимость приобретает поиск таких форм взаимодействия педагогов и родителей, которые позволят педагогам значительно усовершенствовать отношения с семьями, позволят привлечь родителей в образовательный процесс, обеспечат открытость образовательного учреждения для родителей, повысят педагогическую культуру родителей и будут способствовать популяризации деятельности педагога и образовательного учреждения в целом. [5]
Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию обучающихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. [5] Участие в социальных сетях помогает определять сферу ближайших интересов, формирует навыки общественного поведения в сети и умения выстраивать рабочие группы. [7]
Преимущества использования данной формы во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:
• минимизация времени доступародителей к информации;
• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода кодителям воспитанников;
• рост объемаинформации;
• оперативное получениеинформации родителями;
Цель: Создание условий способствующих развитию конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей с использованием социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp», обеспечить открытость работы детского сада для родителей.
Задачи:
1. Оказание информационной, консультативной помощи родителям воспитанников.
2. Вовлечение родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
3. Создание условий для диалога, обмена опытом, мнением.
4. Сплочение родительского коллектива группы.
5. Выработать единые требования к выстраиванию информативной среды дошкольника как основы дальнейшего обучения.
6. Создать и апробировать Интернет – сообщество группа №3 «Кнопочки» в социальной сети «ВКонтакт» и интернет – мессенджера «WhatsApp».
Гипотеза: использование социальной сети «ВКонтакт» и интернет – мессенджера «WhatsApp» способствует обмену информацией и улучшению взаимодействия между воспитателем и родителями дошкольников. Выполняет важную роль в формировании имиджа ДОУ.
Ожидаемые результаты:
У родителей :
- Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно – образовательного процесса;
- Социальная сеть и интернет – мессенджер предоставит родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях, получать различные консультации;
- Созданная группа позволит показать родителям, открытые мероприятия в детском саду: праздники, развлечения, мастер-классы, возможность оставлять комментарии и задавать вопросы – т. е. родительможет не только знакомиться и просматриватьинформацию, но и общаться с педагогами группы.
У педагогов:- Создание единого воспитательно - образовательного пространства;
- Проведение онлайн-анкетирования, опросов и более быстрая обработка результатов;
-Использование как групповой, так и индивидуальной форм работы с каждым родителем;
- Группа служит средством мультимедийной презентации: педагоги имеют возможность представить свои педагогические находки и опубликовывать плоды своего творчества, является инструментом обучения для родителей и обмена опытом для педагогов;
Основная часть работы
На первоначальном этапе изучив практический опыт коллег в области использования информационных технологий и социальных сетей в качестве форм работы с родителями. В настоящее время можно отметить, что для образовательного процесса характерно не только создание социальных образовательных платформ, но и активное вовлечение социальных сетей [1]Диких Э. Р. в своей статье «Об использовании социальных сетей в образовании» отмечает положительные стороны применения социальных сетей в образования [2] :
- Комфортная и привычная для пользователя среда.
- Нет необходимости обучения работе в среде.
Интернет, созданный для свободного общения, является новой коммуникативной средой, через которую можно осуществлять взаимодействие. В современном обществе общение не ограничивается традиционной формой, появляется «виртуальное» общение [6].
Многие родители проводят по несколько часов в Интернете на различных порталах, сайтах и конечно, в социальных сетях у каждого активного пользователя сети есть аккаунт в социальных сетях.
Поэтому при изучении проблемы создания единого воспитательно-образовательного пространства, мною были изученытакие социальные сети как «Одноклассники», «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp», Телеграмм.
Далее, обратим внимание, что самым популярным мобильным приложением является «ВКонтакте» с аудиторией за месяц 10,7 млн, человек, по посещениям с браузера данная сеть расположилась на третьем месте. Ее посещают 45% ежедневно, а 70% из них чаще одного раза день. Задача этой сети оставаться современным, быстрым, эстетичным способом общения [10].
Преимуществом социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp» по сравнению с другими сетевыми ресурсами является более широкий спектр возможностей, а именно: - отправка документов различного типа;
-создание не только диалога, но и бесед с несколькими участниками;
-создание групп открытого и закрытого типа и другое[9].
Отличие их в том, что доступ к открытым группам имеют все активные пользователи сети, а к закрытым, только те пользователи, которые получили приглашение в группу от пользователя, обладающего правами администратора. Данный способ является самым надёжным и целесообразным, так как каждый родитель, зайдя на страницу группы, может посмотреть всю необходимую информацию о его ребёнке, получить советы и рекомендации по интересующим его вопросам, обсудить волнующие его темы. В группе все участники могут общаться на «равных», делиться своими впечатлениями, проблемами, высказывать свое мнение.
Преимущества использования данной формы во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:
- минимизация времени доступа родителей к информации;
-возможность участников продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
- возможности хранения неограниченного объема информации;
- оперативное получение информации родителями.
В сентябре 2022г. в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53»Асбестовского городского округа в группе № 3 было проведено родительское собрание, на котором присутствовало 12 человек. На собрании для родителей была предложена анкета. Опрос, проведенный среди родителей, был направлен на: (анкета опроса родителей в (Приложении 1)
- Выявление отношения к социальным сетям;
- Выявление актуальности использования социальных сетей во взаимодействии с родителями;
- Выявление тематики вопросов для обсуждения в группе.
Так же было получено согласие родителей на фото и видеосъемку их и их детей, на размещение информации в интернете.
По результатом анкетирования большинство родителей зарегистрировано в социальной сети «ВКонтакте» (Приложение 2. Рис. 1)
Группа «Кнопочки» в социальной сети «ВКонтакте» ориентирована на то, чтобы родители сообщества могли посмотреть всю необходимую информацию, поделится собственным опытом, представить свой творчески способностей. Выполняет важную роль в формировании имиджа ДОУ.
В группе «Кнопочки» в социальной сети «ВКонтакте» есть «стена». На ней я педагог и администратор группы размещаю различную информацию, родители оставляют комментарии к ней, вступают в обсуждение.
С помощью сервиса «обсуждения», возможно разрешение проблемы педагогического просвещения родителей дошкольников. Например, я педагог публикую в обсуждениях статью о возрастных особенностях детеи родители (в любое удобное для них время) имеют возможность к ней обратиться и обй 2-3 лет судить возникшие вопросы в комментариях.
Раздел «Фотоальбомы». В фотоальбомах группы можно публиковать различные изображения. Альбомам можно давать названия, что позволяет структурировать все изображения которые были опубликованы в группе.
Раздел «Видеозаписи группы» аналогичен разделу «Фотоальбомы». В нем имеется возможность копировать видео других пользователей на свою страницу или страницу группы, загружать свои видеозаписи. Все видеозаписи можно делить на альбомы, что также позволяет их структурировать и избежать путаницы.
Для быстрой и удобной навигации по группе мною было создано «Меню группы». Меню размещено вверху страницы группы и представляет собой ссылки на разделы группы. Например, такие как: «В копилку родителям», «Вместе с книгой мы растем» (ссылка на стихи, «Как прошел наш день», «Консультации для родителей». Меню группы позволяет быстро ориентироваться в группе и без затруднений находить родителям нужную информацию. (Приложение 2. Рис. 4)
Также по результатам анкетирования большинство родителей предпочитают интернет – мессенджер «WhatsApp» (Приложение 2. Рис. 2, в которых они бы хотели видеть групповые сообщества и тип группы закрытая-доступная только для определенного круга пользователей.
Группа «Кнопочки» в интернет – мессенджере «WhatsApp» ориентирована на обмен мнениями родителей, диалога, получение быстрого обратного отклика на информацию педагога от родителей. (Приложение 2. Рис. 3)
В конце февраля 2023 года было проведено итоговое анкетирование родителей группы № 3 «Кнопочки» по оценке результативности применения социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp» как метод конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей. (Приложение 3)
Страницы группы №3 в социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp», позволили значительно улучшить взаимоотношения педагогов дошкольного образования и родителей, сплотить группу, а также повысить качество воспитательно-образовательного процесса. Работа с родителями в группе «ВКонтакте» и интернет – мессенджере «WhatsApp» привела к обновлению форм и методов взаимодействия. (Приложение 4. Рис. 1)
Заключение
Взаимодействие педагогов и родителей является ключевым моментом для успешной и эффективной деятельности дошкольной образовательной организации. Дополнительное взаимодействие педагогов дошкольного образования и родителей с использованием социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp» дает возможность родителям узнать конкретную информацию о деятельности детей быстро и своевременно. Здесь участники группы предлагают собственное видение решения актуальных проблем, высказывают своё мнение, могут проявить себя, реализовать свои идеи, а самое главное, увидеть результаты развития своего ребёнка. Для воспитателей - это возможность дополнить традиционные формы работы и раскрыть свой творческий потенциал.
Данное исследование показало, что дифференцированный подход в работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительны результатов и способствует повышению педагогической грамотности родителей. В результате проведенной работы можно сделать вывод о том, что увеличилось количество родителей, которые активно участвуют в деятельность дошкольной организации. Родители стали чаще участвовать в предложенных мероприятиях, а также с удовольствием откликаться на различные предложения.
Список литературы
1. Л. Г. Бахтерева, Н. Ю. Марголис, В. А. Никитенко. – Молодой учёный. – 2015. - № 6. – С. 575-578.
2. Диких, Э. Р. Об использовании социальных сетей в образовании [Сборник] / Э. Р. Диких // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XVI междунар. науч. -практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2012.
3. Дошколенок. ру [Электронный ресурс]. Сайт для воспитателей детских садов. – Режим доступа: http6//dohcolonoc.ru/stati/3288-interaktivnye-formy-raboty-s-roditelyami-v-dou/html
4. Загик, Л. В. Воспитателюо работе с семьей. Пособие для воспитателя детского сада[Текст] / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова / Пед. ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. Просвещение, 1989.- 192с.
5. Клименко, О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О. А. Клименко. —Текст непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 405–407. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799/ ( дата обращения: 23.10.2020)
6. Образование и информатика. [Электронный ресурс]. / Применение социальных сетей в образовании // Инфо. Режимдоступа: https://infoj ourna1.ru/forums/topic/primeneniya-socia1nyx-setej -v-obrazovanii/
7. Патаракин, Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 — М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 Справочная правовая система «КонсультантПлюс». // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons
9. Проект. Тне Question [Электронный ресурс] : содержит сведения об ответах на любые вопросы, путем привлечения экспертов — Режим доступа: https://thequestion.ru/questions/330328/skolko-po1zovate1ei-zaregistrirovano-vkontakte
10. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс] : содержит сведения о российской исследовательской организации, проводящей социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения – Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9322
Приложение 1
Анкета - опрос родителей «Отношение к социальным сетям».
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, касающихся взаимодействия детского сада и семьи. Данная анкета позволит нампроанализировать работу учреждения по данному направлению, узнатьваше мнение и предложения по её совершенствованию.
1. Какой интернет – мессенджер более удобен для Вас в качестве быстрого ответа от педагогов группы.
- «WhatsApp»,
- «Telegram»
-«Viber».
2. В какой социальной сети Вы бы хотели видеть групповое сообщество:
- ВКонтакте
- Одноклассники
- Инстаграм
-Другое___
3. Тип группы
- закрытая – доступная только дляопределенного круга пользователей
- открытая для всех пользователей социальной сети
4. Какую информацию вы хотели бы получать:
- О программе обучения, целях и задачах дошкольного образования
- Новости группы
- Режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях; Дополнительных услугах,
- Об одежде ребенка;
- О питании детей;
- Гигиенических процедурах;
- О возрастных особенностях ребенка;
- О воспитании сына (дочери);
- Об успехах ребенка;
- Организации жизни ребенка в семье;
- Организации его досуга, семейных праздников;
Ваш вариант___
З. Что 6ы вы хотели обсуждать в группе:
- Обмен опытом семейного воспитания
- Подарки на день рождения, Новый год и т. д.
- Интересные книги, мультфильмы, фильмы
Текущие вопросы другое (что именно)___
4. Хотели бы вы, чтобы в группе дублировалась информация со стенда в приемной:
- Да; Нет
5. Информацию о детском саде получаю:
- Из наглядной информации в дошкольном учреждении;
- Со слов педагогов;
- От других родителей;
- На собраниях;
- От заведующего ДОУ (детского сада);
- От ребенка;
- Не получаю вообще;
Другое___
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Результаты опроса, в какой из социальных сетей вы бы хотели видеть групповое сообщество.
Рисунок 1 –По результатам опроса родители хотели бы видеть групповое сообществов социальной сети «ВКонтакте» и тип группы закрытая-доступная только дляопределенного круга пользователей.
Результаты опроса какойинтернет – мессенджер более удобен для Вас в качестве быстрого ответа от педагогов группы.
Рисунок 2 – По результатам опроса для обмена мнениями родителей, диалога и получения быстрого обратного отклика на информацию педагога большинством родителей был выбран интернет – мессенджер«WhatsApp».
Макет группы в интернет– мессенджере «WhatsApp»
Рисунок 3 – Макет страницы наполнен определенным содержанием.
Макет группы в социальной сети «Вконтакте»
Рисунок 4 – Макет страницы наполнен содержанием: «Стена» группы, сервис «Обсуждения», разделы «Фотоальбомы» и «Видео группы».
Приложение 3
Анкета родителей группы № 3 «Кнопочки» по оценке результативности применения социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp» как метод конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей.
Опрос по 10 бальной шкале:
№
п/п Вопросы Баллы
1. Интересно ли Вам обсуждение текущих вопросов в группе социальной сети «ВКонтакте»?
2. Удобно ли Вам пользоваться меню группы «ВКонтакте»?
3. В достаточной ли мере предостовляется информация в группе «ВКонтакте»?
4. На сколько полезна для Вас информация в группе «ВКонтакте»?
5. Удобно ли Вам вести диалог с педагогом в интернет – мессенджере «WhatsApp»?
6. Удовлетворены ли ва группами в социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp»?
Приложение 4
Результаты опроса оценке результативности применения социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp» как метод конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей.
Рисунок 1 – Опрос об эффективности групп в социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp»