Надежда Дорохова
Моральный облик воспитателя — важнейшее условие нравственного воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Каким должен быть воспитатель, который помогает родителям заложить в детях основы всех лучших качеств, присущих человеку. Быть воспитателем – значит, быть для детей образцом для подражания. Ребенок постигает не только то, чему его учат. Огромное влияние на него оказывает личность воспитателя, его манера держать себя, способы обращения с детьми, родителями, окружающими людьми. Дети отличаются внимательностью и чуткостью к людям, они чувствуют хороший человек рядом с ними или плохой. От этого очень зависит отношение к человеку и то, как этот человек повлияет на ребенка. Самые ценные знания и передовые методики могут пропадать, если воспитатель сам не является образцом культурного человека, если не покоряет воспитанников, прежде всего, своими человеческими качествами. А. С. Макаренко подчеркивал значение не просто сознательного и преднамеренного влияния на детей, но и непреднамеренного, исходящего от самой личности воспитателя. Никакие рецепты не помогут, если в самом воспитателе есть недостатки.
Публикация «Моральный облик воспитателя — важнейшее условие нравственного воспитания детей» размещена в разделах
Если воспитательная работа строится по принципу: то, что требует воспитатель – обязательно для детей и необязательно для него самого, то желаемых результатов добиться не удастся. В каждом жесте, поступке педагога, в его отношении к людям отражается моральный облик. И этим моральным обликом он формирует моральный облик своих воспитанников. Только лишь присутствие педагога уже чему-то учит детей.
Дети – зеркало взрослых, особенно воспитателей, с которыми проводят почти весь день. Педагог должен понимать, что от него самого, его профессиональной культуры зависит, будет ли пребывание ребенка в детском саду воспитывающим. Девиз требовательного к себе воспитателя должен быть таким : воспитывай собственной воспитанностью.
Педагог – носитель нравственности и совокупности принципов, требований, норм и правил, регулирующих поведение человека в общественной, служебной, личной жизни. У него должны быть развиты большая любовь к детям, душевная щедрость, душевный гуманизм, целеустремленность, профессиональная самоотверженность и высокие моральные убеждения.
В воспитании ребенка исключительное значение имеют любовь и уважение к нему со стороны педагога. Без уважения и любви к детям воспитатель не может быть воспитателем. Без этого не получится привить подрастающему человеку такие качества, как отзывчивость, внимание к людям, умение считаться с окружающими. Но главное – без любви и уважения невозможен контакт между воспитателем и ребенком, основанный на взаимопонимании и душевной близости. Надо всегда помнить слова В. А. Сухомлинского «… чтобы стать настоящим воспитателем детей – надо отдать им своё сердце».
Успешное воспитание детей во многом определяется тем, насколько правильно установились взаимоотношения воспитателя с детьми. Необходимо искать наиболее эффективные пути нравственного воздействия на ребенка. Здесь нужна и требовательность в оценке поступков, и опора на положительные стороны поведения детей, и пристальное внимание к любому поступку, и индивидуальный подход к каждому ребенку. Последнее, пожалуй, особенно важно. Все дети разные и подход к ним должен быть разным.
Найти ключ к сердцу каждого ребенка – это не просто, но очень важно в работе педагога. Сделать это может только воспитатель, который по-настоящему любит детей, которому присущ педагогический такт. Педагогический такт – это показатель культуры и профессионального мастерства воспитателя. Это важнейшая черта его поведения, проявляющаяся в таких качествах характера:
• выдержка;
• самообладание;
• гуманность;
• оптимизм;
• доброжелательность;
• уважение к детям;
• культура общения с детьми;
• умение ориентироваться в быстро изменяющихся ситуациях и принимать правильные решения.
Тот, кто не обладает чувством такта, не имеет должно авторитета, поэтому способен сорваться, наказать, отчитать, сказать резкое слово, и дети обычно внутренне сопротивляются таким людям. Воспитатель должен суметь создать атмосферу радости, доброжелательности. Чтобы достичь его, речь педагога должна быть спокойной, иногда шутливой, нужно уделять внимание каждому ребенку, уметь сочувствовать ему в переживаниях. Сдержанности и доброжелательность хорошо влияют на воспитание детей.
Воспитатель должен постоянно заботиться о поддержании, укреплении собственного авторитета в глазах ребенка, основанного на личных качествах. Детям нужен педагог, который «всё знает», «всё умеет», всё объяснит и покажет. В такого воспитателя ребенок верит, любит его. Педагог для них становится – непререкаемым авторитетом. Завоевать этот авторитет помогут знания, эрудиция, умение найти подход к каждому ребенку, подвести его к пониманию окружающей действительности, заинтересовать трудом людей разных профессий, фактами из жизни Родины.
Также завоевать авторитет помогают:
• овладение методическим мастерством;
• способность заинтересовать разной, доступной детям деятельностью;
• проявление внимания к их интересам, играм и делам;
• любовь к своему делу;
• увлеченность в поисках нового;
• умение откликаться на запросы детей и удовлетворять их.
Завоевать авторитет не получится страхом и требовательностью, только уважение играет основополагающую роль. Жизнь меняется, в детском саду появляются нововведения, и этими нововведениями должен овладевать воспитатель, чтобы не утратить своего авторитета в глазах детей.
Работа воспитателя сложная, но благородная. Этот нелегкий труд становится незаменимым вкладом в жизнь каждого ребенка.