Альбина Тукашева
Моя педагогическая находка «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая находка
«Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников»
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Включение в образовательную деятельность основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Публикация «Моя педагогическая находка „Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников“» размещена в разделах
Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начина-ют формироваться в дошкольном возрасте.
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
В дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание.
Что такое финансовая грамотность для дошкольника? Это образование, которое направлено на заложение нестандартного мышления в финансовой области и основ финансовой культуры. Почему же необходимо говорить об этом начиная с детского сада? Потому что именно с детства закладываются способности по управлению финансами, что в будущем влияет на материальное благополучие ребенка. В период дошкольного детства под финансовой грамотностью можно понимать бережное, рациональное и деловитое отношение в простых обменных операциях, здоровой оценке результатов любого труда (товары или деньги, верное представление у дошкольника о финансовом мире, которое в дальнейшем поможет стать успешным и самостоятельным человеком, который принимает взвешенные и грамотные решения в будущем.
Актуальность данной темы заключается в формировании важных привычек в финансовой сфере, начиная заниматься этим с раннего возраста в будущем можно избежать многих ошибок. В ФГОС дошкольного образования зафиксированы развивающие задачи, решить которые можно с помощью изучения финансовой грамотности : «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (ФГОС ДО). Мир семейных и личных финансов позволяет дошкольнику максимально эффективно осваивать принятые в обществе нормы и правила поведения в интересах общества, семьи, человека, а также социокультурные ценности. Дошкольник понимает, что его потребности и интересы могут быть реализованы не всегда из-за отсутствия финансовых средств в семье и материальных возможностей. «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС ДО). Дозированное и постепенное погружение дошкольника в современный мир экономических отношений общества способствует развитию его потенциала в отношениях с миром взрослых и со взрослыми, где финансовые отношения являются основой.
Ознакомлению детей с финансовой грамотности я уделяю большое вни-мание. Меня эта тема заинтересовала уже второй год.
Изучив подробно особенности основ экономического воспитания в дошкольном возрасте по данному направлению успешно ее внедряю в свою работу с детьми.
Чтобы дошкольникам было понятно и интересно я стараюсь подбирать разнообразные приемы, формы работы с детьми, наиболее приемлемые для данного направления. через которые я помогаю создать у малышей правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка, и только играя, мы это можем сделать.
Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, в старшей группе ребята с удовольствием играли в магазин, кафе, воспроизводили действия взрослых, — примеряли на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). При этом я брала на себя ведущую роль, проговаривала все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. В игре использовали условные деньги.
В подготовительной группе я предложила ребятам новые игры – «Аптека», «Банк». Игру в «Магазин» усложнила: ассортимент продуктов расширился, их уже нужно взвешивать, ввела роль кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Играли в супермаркет, где предлагают не только продукты, но и одежду, игрушки. Для реалистичности игры вместе с детьми изготавливали ценники для товаров, обсуждали сколько какой товар будет стоить.
В ходе игр создавала для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?
В свободное время дети моей группы любят играть в настольные и дидактические игры. В старшей группе это игры: «Профессии», где ребята узнавали о различных видах труда, «Магазин» - дети узнавали о видах магазинов, и что может продаваться в них. Так же игры «Найди пару», «Что в кошельке?», «Что можно купить за деньги?».
В подготовительной группе появились новые игры: «Семейный бюджет», где дети учились распределять бюджет, и узнавали на что он тратится, и как экономить. В игре «Товар и услуги» учились определять где товар, а где услуга, ещё такие игры «Кошелёчкик», «В магазине», «Размен», «Накопи».
Включала интересные игры «Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр., с помощью которых дети устанавливали последовательности действий для изготовления какого-то продукта. В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.
Значительное место отводила сказке. Сказка – литературный жанр с ог-ромными дидактическими возможностями. Народные и авторские сказки представляют как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями.
Так, в игре –драматизации по сказке «Репка», знакомила дошкольников с такими понятиями, как «заработная пла-та», «пенсия», «стипендия», «бюджет семьи», объясняла из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг уходит бюджет. В сказ-ке «Теремок» ребята научились правилам ведения домашнего хозяйства, бережливости, чувству взаимопонимания и взаимоуважения в семье.
Применяла в работе с детьми авторские сказки «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», ребята узнали, что такое бизнес, почему растут цены, почему денег всегда бывает мало и как их лучше тратить.
Еще одна эффективная форма работы с детьми по формированию основ экономики, конечно, беседа.
С детьми проводила познавательные мини-беседы, где знакомила их с Российскими денежными единицами и денежными единицами разных стран, с понятием «Валюта». С помощью фотографий нашего села, знакомила с предприятиями и профессиями родного края. Ввела понятие экономики в быту, ребята осваивали полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде и обуви, к своим игрушкам). У ребят появился новый друг - сказочный персонаж гном- Эконом, который поселился в нашей группе.
Экономика –замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. В работе с детьми эффективна такая форма организации как интервью. В старшей группе я ставила перед детьми чёткие вопросы, например «Что будет, если у нас в городе закроют все магазины одежды?», «Откуда берутся деньги?», «Что будет, если на хлебзаводе вместо хлеба стали производить мороженое?». В ходе обсуждения ребята учились высказывать своё мнение. В подготовительной группе дети брали роль корреспондента на себя и сами придумывали вопросы «Что случится, если все взрослые перестанут работать?», «Что будет, если в городе не будет транспорта?», «Что будет, если взрослые не будут получать зарплату?». У детей совершенствуется объяснительная и доказательная речь.
Ребята научились правильно воспринимать рекламу, умеют разбираться в ней, научились рекламировать игрушки и разные предметы.
В подвижных играх также заложен большой потенциал для разви-тия основ финансовой грамотности. Разучили с детьми подвижные игры, например «Мы монетки», «Найди пару», «Кто быст-рее?», «Коршун», «Продукты питания», различные игры-соревнования.
Игры с прищепками «Передай монетку» – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку к монетке и передать товарищу.
Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельно-стью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные качества, как бережливость, ответственность, хозяйственность. Ребята очень любят помогать взрослым и всегда доводят поручения до конца.
Я постоянно обращаю внимание детей на испорченные вещи –сломанные игрушки, порванные книги, показываю, как можно починить и совместно с ребятами исправляем.
В художественно-эстетической деятельности с ребятами проводила лепку
«Монетки в копилке», осваивали с детьми нетрадиционную технику рисования «Фроттаж», рисовали «Денежное дерево». Совместно с детьми придумывали и рисовали современные деньги.
В ходе экскурсий в банк, магазин, аптеку ребята знакомились с профес-сиями сотрудников их рабочим местом.
Одним из условий в обучении финансовой грамотности является предметно - пространственная развивающая среда. В нашей группе изготовлен был игровой «Банкомат», атрибуты для игры в «Сбербанк», деньги для игры в «Супермаркет», «Аптека», «Салон красоты», и пр. В свободном доступе для детей атрибуты для игр, дидактические игры, экономические ребусы. Изготовлен был лэпбук «Юный финансист», альбом «История возникновения денег», и многое другое.
Конечно же, работа по воспитанию финансовой грамотности проходит в тесном контакте с родителями воспитанников. Интересно прошел кон-курс «Лучшее фото копилки», где родители и дети с удовольствием поделились с фотографиями своих копилок и рассказали о том, на что ребёнок потратит накопленные деньги. Принимали участие в выставке «Чудо кошелёк».
В родительском уголке систематически размещаю консульта-ции «Финансовая грамотность в каждый дом», «Как воспитать ребёнка успешным?» и др. Активно использую в работе родительский чат, куда также направляю интересные материалы по теме. Вопросы формирования финансовой грамотности рассматриваем на родительских собраниях. Наши родители помогали нам в организации и пополнении развивающей среды.
Работа в нашей группе по воспитанию финансовой грамотности с детьми не заканчивается, мы будем продолжать вести работу.