Наталья Трошина
Педагогическая находка «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Формирование основ финансовой грамотности у детей
дошкольного возраста»
1 СЛАЙД
Добрый день, уважаемые коллеги!
Хочу представить вам сегодня свою педагогическую находку на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников».
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи:
сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,
участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными
экономическими знаниями.
Публикация «Педагогическая находка „Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Сущность экономического воспитания в детском саду заключается не в
организации специального обучения экономике, а в обогащении разных
видов детской деятельности с экономическим содержанием.
Основные задачи, которые решаются в ходе деятельности:
- формирование основ финансовой грамотности у дошкольников;
- развитие основ финансовой грамотности дошкольников посредством
разнообразных видов детской деятельности;
- расширение знаний детей о потребностях, умения понимать, чем
отличаются потребности от желаний;
- содействие проявлению интереса у детей к профессиональной
деятельности взрослых.
- развитие умений творчески подходить к решению ситуаций финансовых
отношений посредством игровых действий.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста –
сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребенка с ранних лет его жизни.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной
экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо
быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических
знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о
деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
В 2023 году меня очень заинтересовала тема финансовой грамотности у детей. Я решила заняться ее изучением.
СЛАЙД 2
На данный момент реализую проект «Юный экономист»
Цель проекта: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
СЛАЙД 3
Анкета для родителей.
Свою работу я начала с анкетирования родителей, где выявила их отношение
и роль в развитии экономических знаний в семье. Обработка результатов
анкетирования показало, что большинство 67% считают рано внедрять в
педагогический процесс экономическое воспитание, 21% считают эту тему
не интересной, для детей, 12% не задумывались об этом. Было принято
решение провести для родителей консультацию.
СЛАЙД 4
Консультация для родителей. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании экономических представлений в условиях детского сада, реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.
СЛАЙД 5
Развивающая среда помогает каждому ребенку найти свой путь в
«экономику» через игру, математику, рисование, что способствует
умственному и личностному развитию.
В нашей группе создана развивающая среда по ознакомлению детей с
финансовой грамотностью (организован уголок по финансовой грамотности,
изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр, настольные, дидактические).
Родители помогали приобрести дидактическое пособие для развития
детей.
СЛАЙД 6
Сделали альбом “Профессии”. Дети получили начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации.
Благодаря этому дошкольники учатся уважать людей, которые трудятся и
честно зарабатывают свои деньги. Совместно с детьми изготовили своими
руками пособие лепбук.
СЛАЙД 7
В соответствии с современными требованиями, процесс обучения и развития детей необходимо осуществлять в игровой форме. В дошкольном возрасте внимание ребенка непроизвольно. Однообразная деятельность снижает устойчивость его внимания, а вот в процессе интересной для него игры внимание может быть устойчивым длительное время. Традиционные формы работы с современными детьми не всегда эффективны. Новая форма должна быть, и увлекательной, и познавательной, возможность творчески проявлять себя. Этим критериям в полной мере
отвечает интерактивный стол.
СЛАЙД 8
В нашем саду он появился в прошлом году. В нем уже была установлена программа по финансовой грамотности для дошкольников. И сейчас мы с детьми имеем возможность обучаться финансовой грамотности еще более качественней и увлекательней.
Обучение разбито на три блока
1 блок: Введение в финансовую грамотность. (Расходы семьи, карманные деньги, стоимость, свое дело)
2 блок: Начальный (Осознанные покупки; Осторожно мошенники; Какой бывает доход у семьи; Математика вокруг нас; сколько стоит бизнес; Планирование расходов семьи)
3 блок: Основной (Настоящие и фальшивые деньги; Что умеют деньги;Свое дело изнутри; Когда рискуешь деньгами; Если нужно взвешивать; Зачем семье сбережения; Деньги в разных странах)
СЛАЙД 9
Предлагаю вашему вниманию видео небольшого отрывока обучающей программы на интерактивном столе по финансовой грамотности.
СЛАЙД 10
Не забываю я и художественные произведения. В процессе чтения художественных произведений дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, бережливость, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание. Чтение художественной литературы развивает у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев. Читаем с детьми такие произведения, как “Муха Цокотуха”, “Крошечка- Хаврошечка”, “Три
поросёнка”, “Как мужик корову продавал”, «Приключения Буратино»
Исходя из изложенного материала, можно сделать вывод: что создание
условий и игровая деятельность положительно воздействуют на
формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической
культуры у детей-дошкольников.
СЛАЙД 11
В связи с накопленным педагогическим опытом работы планирую обобщать
опыт, совершенствоваться, продолжая внедрять его в свою дальнейшую
работу.
Спасибо за внимание.