марина данилова
Конспект занятия «Моя любимая республика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений детей о Республике Башкортостан.
Задачи:
-продолжать формировать и систематизировать представления детей о Республике Башкортостан : о ее государственных символах;
-продолжать формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине и ее природе;
-формировать первичное представление о людях, населяющих нашу Республику;
-развивать интерес к музыкальному народному инструменту курай, к башкирским национальным блюдам;
Публикация «Конспект занятия „Моя любимая республика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
-развивать и обогащать словарь детей, зрительное и слуховое восприятие, память;
-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Направления образовательной деятельности: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие.
Методы и приемы: практический, игровой, наглядный, словесный, беседа, работа с карточками.
Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане, рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание стихотворений о Башкортостане.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, аудиозапись курая, гимна РБ, пазлы, флаг Республики Башкортостан, памятник Салавату Юлаеву, национальные блюда (муляжи).
Место проведения: групповая комната.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте дружно поздороваемся
Воспитанники: Здравствуйте.
Воспитатель:
Собирайтесь вместе в круг.
Я твой друг - ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети садятся.
Звучит музыка, входит Шурале.
Воспитатель: Ребята, посмотрите - это лесной дух из башкирских сказок.
Шурале: Здравствуйте ребята.
Воспитанники: Здороваются
Шурале: Поздравляю вас с днем Республики Башкортостан. Я очень люблю участвовать в разных конкурсах, и очень много знаю о своей Республике Башкортостан. Предлагаю вам поделиться своими знаниями. Я подготовил вам задания. Хотите узнать какие?
Воспитанники: Да.
(слайд1)
Воспитатель: Первое задание (КАРТА, которое нам предлагает Шурале на экране.
Посмотрите, что здесь изображено?
Воспитанники: Карта.
Шурале: А как вы думаете, что это за карта?
Воспитанники: Это карта Республики Башкортостан.
Воспитатель: Правильно, посмотрите, на что она похожа?
Воспитанники: На ладонь.
Воспитатель: Башкирский поэт (слайд2) Мустай Карим сравнил его с ладонью. А Ульяна знает стихотворение, давайте послушаем.
Я у карты Родины стою,
Узнаю Башкирию свою.
Мне она напоминает руку,
А вернее, крепкую ладонь,
Искренне протянутую другу,
За друзей готовую в огонь.
Шурале: Спасибо, Ульяна.
Действительно, ребята, посмотрите, карта похожа на ладонь.
Воспитатель: Открываем следующее задание (ФЛАГ, какое же задание приготовил нам Шурале!
Ребята, посмотрите, что у меня в руках (показ флага Республики Башкортостан)
Воспитанники: Флаг
Воспитатель: Что это за флаг?
Воспитанники: Это флаг Республики Башкортостан
Шурале: Флаг – один из символов Республики. А из каких цветов состоит флаг?
Воспитанники: Синий, белый, зеленый.
Воспитатель: Что означают цвета?
Воспитанники: синий цвет – это безоблачное небо, белый – миролюбие, зеленый – вера в жизнь.
Воспитатель: Флаг состоит из трё х цветов: синий, белый, зелёный. В центре флага изображен символ курая. Цветок курая - символ дружбы
Сколько же лепестков у этого цветка, посчитаем все вместе
Считаем вместе с детьми один, два, три. Семь.
Воспитатель: Сколько лепестков у цветка курая?
Воспитанники: Семь.
Воспитатель: Да, семь его лепестков, символизируют семь национальностей, проживающих на территории Республики Башкортостан.
Дети, назовите эти семь национальностей.
Воспитанники: Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, марийцы, удмурты.
Воспитатель: Правильно (слайд3). Люди разных национальностей: башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, марийцы, удмурты дружно живут в нашей республике.
Открываю следующее задание (КУРАЙ).
Шурале: Ребята, посмотрите на экран (слайд 4, и скажите, что это?
Воспитанники: Цветок, растение.
Воспитатель: Правильно, этот цветок называется- Реброплодник. Давайте все вместе скажем реброплодник. (закрепить новое слово) Из него делают музыкальный инструмент Курай.
Как называется этот музыкальный инструмент? (слайд 5) (Закрепить новое слово курай)
Воспитанники: Курай
Шурале: Я предлагаю послушать душевную мелодию курая. (слайд6)
Я хочу вам рассказать легенду о том, как он появился. «Сухие стебли цветка качались на ветру и издавали приятный звук. Молодой джигит срезал стебель, преподнёс к губам и снова услышал те же приятные звуки. Звучание курая очень красивое, протяжное, душевное.
Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки. Природа Башкортостана удивительно красива, богата. Наша Республика богата полезными ископаемыми, здесь добывают нефть, газ. Много здесь лесов, гор.
Какие горы вы знаете?
Воспитанники: Иремель, Янгантау.
Воспитатель: Да, в нашей Республике имеются всем известные горы такие как (слайд11) Иремель, Шиханы, Янгантау, Ямантау.
Воспитатель: А какие реки вы знаете?
Воспитанники: Агидель, Усень, Ик
Воспитатель: Правильно, у нас в Республике Башкортостан есть реки (слайд7) Агидель, Юрюзань, Дема, Уфа.
А какое озеро есть недалеко от нас?
Воспитанники: Кандры-куль.
Воспитатель: Правильно (слайд 8, а самое глубокое озеро- Аслыкуль (слайд9). Это озеро называют башкирским морем. Озеро Аслыкуль похоже на море, вода в нем удивительно голубая.
Что же за следующее задание приготовил нам Шурале (БЛЮДА, прежде чем узнать я предлагаю всем собраться на ковре и сделать физминутку.
Физминутка «Юрта».
Юрта, юрта, круглый дом, (поднять руки наверх имитируя крышу юрты)
Побывайте в доме том! (развели руки в стороны)
Гости явятся едва (повороты туловища влево-вправо)
В печку прыгают дрова (прыжки на месте)
Печка жарко топится, (хлопаем в ладоши)
Угостить торопится. (присели)
Ладушки, ладушки, (члопаем в ладоши)
Круглые оладушки. (имитируем лепку оладушек).
Воспитатель: Ой посмотрите ребята, какое задание приготовил нам Шурале, что за угощения на столе?
Воспитанники: Башкирские национальные блюда
Шурале: Ребята, какие башкирские блюда вы знаете?
Воспитанники: Балиш, баурсак, учпочмак, вак балиш, кыстыбый….
Воспитатель: Да, правильно -это национальные блюда. Очень популярны такие блюда как зур бэлеш, учпочмак, кыстыбый, баурсак. А еще наш край славится целебным напитком кумыс. Его делают из кобыльего молока.
Ребята, скажите, когда готовят такие блюда балиш, баурсак?
Воспитанники: На праздники.
Воспитатель: А сейчас предлагаю всем занять свои места за столом.
Открываем следующее задание (ПРАЗДНИКИ) (слайд10)
Воспитатель: Ребята, какие национальные праздники вы знаете?
Воспитанники: Сабантуй
Шурале: Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник», Сабантуй или праздник плуга (слайд11, отмечают все мусульманские праздники «Ураза-байрам», «Курбан-байрам» (слайд12).
Все они очень любят свой родной край и хотят, чтобы он стал еще красивее и богаче.
Молодцы! И с этим заданием все справились.
Открываю следующее задание (ГЕРБ). Посмотрите на экран (слайд13). Кто может сказать, что изображено на экране?
Воспитанники: Герб.
Воспитатель: Герб – тоже один из символов Республики. Что изображено на гербе?
Воспитанники: Солнце, Салават Юлаев на коне, флаг республики.
Воспитатель: Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю «Башкортостан».
А кто такой Салават Юлаев?
Воспитанники: Национальный герой башкирского народа.
Воспитатель: Да ребята, Салават Юлаев наш национальный герой, батыр, джигит – воин, поэт.
Ребята, у вас на столах лежат карточки, я предлагаю вам собрать герб Республики Башкортостан.
Дети из пазлов собирают герб.
Молодцы, у вас замечательно получилось!
Ой, посмотрите последнее задание осталось. Какое же задание (ГИМН)приготовил нам Шурале?
Шурале: В этом задании я предлагаю вам ответить на вопрос: «Как называется торжественная музыка Республики Башкортостан?»
Воспитанники: Гимн
Воспитатель: Правильно. В каких случаях звучит гимн?
Воспитанники: Во время соревнований
Шурале: Гимн – это торжественная музыка. А как нужно слушать гимн?
Воспитанники: Стоя, не разговаривая.
Воспитатель: Ребята, послушайте, как звучит гимн.
Предлагаю послушать гимн стоя.
Воспитатель: Молодцы, вот мы и справились со всеми заданиями.
А давайте вспомним - какие задания нам предложил Шурале?
Воспитанники: Рассматривали герб, флаг, слушали гимн, песню курая.
Шурале: Я очень рад, ребята, вы так много знаете. Благодарю вас за ваши ответы.
Хочется пожелать, чтобы в нашей Республике Башкортостан царили мир и взаимопонимание, чтобы все люди были здоровы, счастливы и жили дружно. На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!