Олеся Куфтина
Моя Кубань
▼ Скачать + Заказать документы
Моя Кубань
Муниципальное детское общеобразовательное учреждение
МДОУ ЦРР «Светлячок №28»
Краснодарского края г. Туапсе
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим детей подготовительной группы
"Моя Кубань"
Автор:воспитатель Куфтина О. В.
Туапсе
2011
Программные задачи:
1. Познакомить детей с символическими знаками народной кубанской вышивки (красный цветок, бутоны, корни, земля, листья)
Публикация «Моя Кубань» размещена в разделах
2. Продолжать знакомить с обычаями казачества, флорой и фауной Кубани.
3. Формировать устойчивый познавательный интерес к жизни, истории, обычаям, культуре родного края.
Словарная работа:
1. Формировать связную речь, использовать в речи распространенные предложения, наречия.
2. Обогащение словаря: ландшафт, лесной массив, гористая местность, равнинный участок и т. д.
3. Активизация словаря: казаки, кубанцы, степи, рушник, настольник, светелка, посиделки и др.
Ход занятия:
(В зал входит ведущая, за нею - дети в кубанских костюмах с музыкальными инструментами, останавливаются в центре).
В. : Эй, люди добрые! Вам ли по домам сидеть да в окошечки глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рада видеть вас у себя в гостях в своей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по-старинному, посиделками называется! Проходите, гости дорогие, ко мне в светёлку на сходницу. Собирай всю родницу на веселую сходницу.
(Дети под музыку «Ой, полным полна моя коробочка.» играют на музыкальных инструментах и проходят в горницу, рассаживаются на лавочки) В. : Ой, какие хлопцы и девчата! Добрый вам день! Присаживайтесь! Дети: Добрый день, хозяюшка!
В. : А вот и хлеб с солью по-старинному обычаю. За хлебом-солью и всякая беседа хороша. Где потеснее, там и повеселее. Сядем рядком да поговорим ладком о жизни нашей.
1 реб. : Взмыло солнце над полями.
Свет клубится над рекой,
А вокруг, куда ни глянешь, -
Край Кубанский, мой родной.
2 реб. : Могучие горы, степные просторы,
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы -Всё это - родная Кубань!
3 реб. : Хороши кубанские просторы,
Плодородна щедрая земля. Нивы необъятные, как море, Край казачий - родина моя!
В. : Молодцы, хлопцы и девчата, сколько хороших слов вы сказали о своём родном крае.
Да, действительно, Кубань велика и природа ее очень разнообразна! Давайте вместе вспомним, каков ландшафт Кубани? (есть равнинные участки - степи, есть лесные массивы, есть гористая местность, в частности - побережье).
- А что омывает Кубанские земли с юго-западной стороны? (воды Чёрного и Азовского морей)
- А какие крупные реки Кубани вы знаете? (Кубань, Протока, Белая.)
- Как называется столица Кубани? (Краснодар)
Как раньше звали люди Краснодар? (Екатеринодар). Наш край очень богат растительным и животным миром.
Какая рыба водится в водоёмах нашего края? (карась, щука, окунь, судак, лещ, карп, осётр, тарань, пеленгас, черноморская сельдь и т. д.) Правильно, хлопцы и девчата.
- А, кто скажет, чем отличается пресноводная рыба от рыбы, живущей в солёной воде? (пресноводная рыба живёт в реках, прудах, озёрах, т. е. там, где вода пресная, несолёная в отличие от морской рыбы).
- А, какие животные водятся в лесах Кубани? (медведь, волк, шакал, лиса, заяц, кабан, ёж).
- А знаете ли вы птиц? (куропатки, голуби, воробьи, жаворонки, ласточки, стрижи, вороны, сычи, удоды, соловьи, сойки, дятлы, чайки, утки.).
- А, какие деревья растут в территории нашей малой родины? (береза, дуб, клён, чинара, каштан, ясень, тополь, пихта, сосна, ель, кипарис, пальма, платан, акация, калина, фруктовые деревья).
- А, помните, как поселились казаки на Кубани и жили свободно, как умело стерегли они свои границы. Это были храбрые люди, удалые. Они умели и воевать и жить ладно. Семьи у казаков были большие, многодетные. Жили семьи в любви, уважении и согласии.
- Давайте вспомним, чему учили в казачьих семьях малых ребят? (уважать и почитать старших, быть вежливыми, скромными, честными, трудолюбивыми).
Посмотрите, сколько красивых вещей перед вами. Их сделали руки взрослых с любовью и терпением. Видите, как они украшают светёлку. Узнаете ли вы эти вещи? (скатерти, полотенца, коврики, прялка.) А возле хаты, гляньте, что это? (плетень с сушащимися на нем горшками)
Дети: Скатерти красивые украшены кружевами.
В. : А как их называли в старину? (настольник, так как ее клали на стол). Что ещё вы видите? (салфеточки, полотенца) а как на Кубани называли полотенца? (рушники) Вышивали на рушниках узоры, птиц, зверей и т. д. Вышивка означала следующее. Например, цветок красный с бутонами и корнями - символ крепкой семьи. Корни - бабушка и дедушка, цветы - родители, бутоны - дети, прямая чёрная линия -, символ земли. Рушниками украшали свои дома, а самый красивый вешали в видный угол, где висели иконы.
Предлагаю вам разделиться на две команды и «вышить» по рушнику. (Раздает элементы узора, дети выкладывают свой узор на ватмане) Что за посиделки без частушек? Ой, девчушки-хохотушки, запевайте-ка частушки! Запевайте поскорей, чтобы было веселей! (дети поют) В. : Знаете ли вы кубанские народные игры? («Перетяжки», «Петушок», «Достань платок» и др.) а давайте сыграем с вами в «Петушка»? (да) В. : Ну, и весело у нас, ноги сами рвутся в пляс! Разве можно устоять? Так давайте ж танцевать! (дети танцуют)
В: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ угощеньем знатным.
Чай горячий - наша сила,
Украшение стола.
С чая лиха не бывает -
Так в народе говорят!
Чай - здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд.
Приглашаю вас, ребята, отведать чай из самовара с медом, вареньем, баранками.