Оксана Маслакова
Мои помощники — органы чувств
▼ Скачать + Заказать документы
«Наши помощники - органы чувств»
Программное содержание.
• Закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела; соотносить предмет с его словесным обозначением.
• Закреплять представление детей об органе чувств (глаза, уши, нос, язык) их назначение.
• Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
• Развивать речеслуховое внимание, развивать зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; бережное отношение к себе.
Методы и приемы:
Публикация «Мои помощники — органы чувств» размещена в разделах
• Наглядные (показ, демонстрация);
• Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
• Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
• Практические (занимательные упражнения, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, опыты).
Средства обучения:
Демонстрационный материал: кукла; панель с изображением головы и органов чувств ; мнемосхема; лото «органы чувств»
Баночки с продуктами, различными на вкус, запах
Музыкальные инструменты: барабан; колокольчик, металлофон, бубен.
Ход занятия
1. Организационный момент. «Эстафета дружбы»
Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Воспитатель начинает: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, от Саши к Максиму и т. д. и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет всегда!
2. Дидактический круг «Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать».
Цель: стимулировать двигательную активность, укрепление и развитие мелкой моторики; элементарное развитие «мануального» интеллекта
Раз, два, три, четыре, пять-
тело будем изучать. (шагать на месте)
Вот спина, а вот животик, (показать обеими руками свою спину, затем живот)
Ножки. (потопать ногами)
Ручки, (протянуть вперёд руки и покрутить кистями)
Глазки, (указательными пальцами обеих рук показать глаза)
Ротик, (указательным пальцем правой руки показать на рот)
Носик, (указательным пальцем правой руки показать на нос)
Ушки, (указательными пальцами обеих рук показать уши)
Голова, (положить руки на голову)
Показать успел едва (покачать головой из стороны в сторону)
Шея крутит головой - (обхватить шею ладонями)
Ох, устала! Ой-ой-ой
Лоб (пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам)
И брови (указательными пальцами провести по бровям от середины к вискам)
Вот реснички, (указательными пальцами обеих рук показать реснички)
Запорхали словно птички (поморгать глазами)
Подбородок кочкой, (ладонями погладить щёки от носа к вискам и закончить движения на подбородке)
Волосы густые (пальцами обеих рук, как гребнем, расчесать волосы)
Как травы луговые
А теперь взгляну пониже,
Назову я, что увижу:
Плечи, (дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой до левого)
Локти (не убирая рук с плеч, выставить вперед локти)
И колени, (похлопать по коленям)
У меня, Сережи, Лены… (выпрямиться, жестом показывая на детей)
Воспитатель просит детей сесть на стульчики.
3. “Посылка”.
Раздается стук в дверь. Заходит почтальон, спрашивает: “Это группа № 13? (Воспитатель и дети отвечают). Тогда распишитесь и получите посылку. (Все благодарят почтальона). Воспитатель предлагает детям посмотреть, что находится внутри посылки. Достает куклу.
Воспитатель: - Познакомьтесь, это кукла Оля. Она принесла интересную картинку. Давайте мы её с вами рассмотрим (воспитатель показывает панель с изображением головы человека)
4. Работа с панелью «Моя голова»
Воспитатель: Посмотрите внимательно. Из каких частей состоит наше лицо? (Дети по очереди называют части лица и показывают их на картинке и на себе).
Воспитатель: Молодцы! Все показали правильно.
-А сейчас покажем Оле, как умеем мы играть. Я расскажу потешку, а вы покажите то, о чем в ней говорится. (воспитатель использует мнемодосхему на повторения потешки)
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: Покажите, где у вас щечки, надуйте их, потрите их. Улыбнитесь так, чтобы видны были зубки. Молодцы!
Воспитатель: Мы уже знаем, из каких частей состоит наше тело. Но важно также знать, как оно нам служит, как помогает жить?
Загадка: Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле. (Глазки)
Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас,
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Воспитатель: Ребята, для чего нам нужны глаза? (ответы детей) Верно, благодаря глазам мы можем видеть всё, что нас окружает. Глазами мы можем увидеть много интересного: картинки в книжках, мультфильмы и т. д.
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко.
Сразу сделалось темно.
Где тут стульчик, где окно?
Странно и обидно
Ничего не видно.
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
5. Игра «Угадай чего не стало»
Цель: Развитие зрительного внимание у детей.
На столе стоят игрушки. По команде:
-Раз- два - три – не смотри!
Дети закрывают глаза, воспитатель прячет какую – нибудь игрушку.
Воспитатель даё т команду:
-Раз-два - три- смотри!
Дети называют, какой игрушки не стало. Игра повторяется.
Воспитатель: Какой помощник помог нам узнать какой игрушки не стало? (глаза). Правильно. Молодцы!
Загадка: Оля нюхает в саду
Чудный запах роз
И для этого нужен нашей Оле… (Нос)
Нос «картошкой» или длинный,
Даже как у Буратино.
Нос любой нам помогает
С ним и аромат цветка
Слышим мы издалека,
И что пирожки готовы
Нос нам сообщает снова!
Воспитатель:
- А для чего человеку нос? (ответы детей). Нос - это важная часть тело. Носом мы дышим. Он помогает нам чувствовать и различать запахи.
6. Д / игра «Вкусовые баночки»
Цель: Дифференциация с помощью обоняния.
Воспитатель завязывает ребенку глаза, достает из посылки баночки и предлагает отгадать, что лежит в банке по запаху.
-Воспитатель: Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
7. Дыхательная гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)
Загадка: Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны нашей Оле… (Зубки)
Кто скажет, а зачем
Ротик нужен людям всем?
Чтоб друг с другом говорить,
Чтоб слова произносить,
Чтоб кричать или шептать,
Песни петь, стихи читать
Ещё ротик людям нужен,
Чтобы есть обед и ужин.
Кашку, суп, бананы, груши.
Ротик нужен, чтобы кушать!
Если очень разозлиться,
Можно языком дразниться!
Воспитатель: Для чего нужен язык? (ответы детей)
-Правильно язык помогает нам издавать разные звуки, а главное разговаривать.
8. Упражнение «Определи на вкус»
Завязав ребёнку глаза, воспитатель предлагает ему определить разные продукты по их вкусу. Предварительно нужно приготовить маленькие кусочки пищи, но без ярко выраженного характерного запаха, но различные по вкусу.
Загадка: Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле… (Ушки)
Шелестит листвой берёзка
Фыр –фыр- фыр!- летит стрекозка
Фьють-фьють-фьють!- поёт пичужка
Ж-ж-ж!- жужжит над ухом мушка,
Чтобы слышать звуки эти
(знают взрослые и дети)
У людей и у зверушек
Есть по паре чутких ушек!
Уши звуки различают
Они слышать помогают!
Воспитатель: - А для чего человеку уши? (ответы детей).
Воспитатель: - Правильно мы слышим ушами. Уши постоянно воспринимают окружающие звуки, даже когда мы спим.
9. Игра «Угадай по звуку»
Цель. Развитие слухового внимания.
Воспитатель из-за ширмы извлекает звуки из различных музыкальных инструментов (металлофоне, барабан, колокольчик, бубен и т. д.). Дети отгадывают, что звучит.
Я с тобою поиграю,
Ты загадку отгадай
Что звучало, ты найдёшь,
Мне покажешь и споёшь,
Песню что звучала
И начнем сначала.
Воспитатель: Что помогло нам услышать разные звуки? (уши). Правильно. Молодцы!
10. Физ. минутка.
Раз- два – три – четыре – пять - топаем ногами!
Раз- два – три – четыре – пять - хлопаем руками!
Потянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на руке у нас!
Раз- два – три – четыре - пять.
11. Дидактическая игра «Органы чувства»
Перед ребенком кладется панель «Чувства» (либо отдельные картинки) и накладные карточки к ней. Ребенок рассказывает, что изображено на картинках. Взрослый объясняет, что на каждом рисунке чего-то не хватает и предлагает дополнить рисунок наложением соответствующей карточки (Например, на картинке изображен сидящий на коленях мальчик, взрослый может спросить, на что смотрит мальчик. Ребенок пробует подобрать соответствующую карточку – телевизор и наложить на панель). В случае неудачи взрослый помогает ребенку и объясняет задание еще раз. Если задание выполнено, можно попросить ребенка устно привести еще примеры, которые соответствовали бы ситуации данной картинки.
Воспитатель предлагает детям пройти к зеркалу и поиграть с ним.
12 «Волшебное зеркало»
Цель: Закреплять в речи детей название частей головы; учить обозначать словом свои действия; развивать внимания и подражательность.
Ну – ка зеркальце, смотри,
Всем нам верно повтори.
Встану я перед тобой,
Повторяйте все за мной.
Стенка, (указательным пальцем дотронуться до правой щеки)
Стенка, (указательным пальцем дотронуться до левой щеки)
Потолок, (указательным пальцем дотронуться до лба)
Два окошка,
Дверь, (указательным пальцем показать на рот)
Звонок:Дзи-и-инь! (указательным пальцем дотронуться до кончика носа)
Затем скажите детям, что лицо в этой потешке сравнивается с домом, и попросите детей вспомнить, какую часть лица называли стенкой, какую потолком. Что в потешке называлось окошками, дверью и звонком. (Ответы детей).Молодцы!
13. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, а сейчас кукла Оля хочет вас спросить:
-Дети, какие органы человека вы знаете? Назовите и покажите их.
-Вспомните, какую роль они выполняют.
Глаза, чтобы…
Уши, чтобы…
Нос, чтобы…
Язык, чтобы.
Молодцы!
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя.
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать
И не к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут