Любовь Григорьевна Филипских
НОД по познавательному развитию с детьми четвёртого года жизни «Осенние краски»
▼ Скачать +Заказ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми четвёртого года жизни на тему "Осенние краски" по разделу «Мир природы».
Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста 15 мин. Занятия по познавательному развитию с детьми четвёртого года жизни проводится один раз в неделю по программе "Детство" под редакцией Т. С. Комаровой. В процессе НОД обеспечиваются виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Публикация «НОД по познавательному развитию с детьми четвёртого года жизни „Осенние краски“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Состав группы 15 человек: 8 мальчиков, 7девочек, из неполных семей трое детей, остальные из полных. Дети активны, программу усваивают хорошо. В межличностных отношениях дети общительны как со сверстниками, так и со взрослыми. Работа с родителями проводиться регулярно. Родители участвуют во всех мероприятиях.
Актуальность выбранной темы позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширять знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период. Осень - это не всегда слякоть и пронизывающий холод. Осень - ещё и золотая крона деревьев, шуршащая листва под ногами, тёплое бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этому удивительному времени. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающей мир, как дети, потому что мы потеряли веру в волшебство и сказку. Наша задача помочь им раскрыть мир окружающей природы.
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми младшей санаторной группы оздоровительной направленности «Ягодка».
Тема «Осенние краски».
Цель: Закрепить знания об осени.
Задачи: Продолжать учить определять цвет предметов: жёлтый, красный, оранжевый, зелёный; правильно их называть.
-Учить определять количество предметов «один», «много» и выражать результаты определения в речи.
-Учить объединять одинаковые предметы (по цвету, величине, форме). В предметные множества по словесному заданию.
-Продолжать учить различать предметы по величине: большой, маленький; употреблять эти слова в речи.
-Продолжать обучать пластилинографии.
- Закреплять знания времени года – осень.
- Учить правильно вести себя в коллективе сверстников.
- Развивать память, внимание, мышление, речь.
- Воспитывать уважение к природе.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Материал и оборудование: Сундучок; листочки из картона разного размера и цвета (красные – маленькие, жёлтые – большие, зелёные – маленькие, оранжевые – большие); обручи красного, зелёного, жёлтого, оранжевого цвета; белые шаблоны кленовых листьев; пластилин; клей; чёрный картон.
Ход занятия.
1. Вводная часть:
Приветствие: С добрым утром! С добрым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку!
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся,
Это время года? (Осенью зовется).
Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня, сама Осень пожаловала к нам в гости!
(Осень входит, приветствует детей).
Осень : Ребята, а вы знаете кто я?
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кисточкой водила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый,
Утешает осень : - Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать какие краски осенью в лесу? Осень, ты поможешь нам отправиться в осенний лес?
Осень : Конечно, помогу!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на чем можно добраться до осеннего леса?
(Дети предлагают свои варианты ответов)
Осень : Я хочу предложить отправится на волшебных листочках.
А листочки не простые,
А листочки скоростные!
Под музыку А. Чугайкиной «Листочки самолетики»
1. Основная часть:
Воспитатель: Вот мы и прибыли в осенний лес! Ребята, а какого цвета листики вы видите? Дети: (Отвечают).
Каждый возьмите в руки по листику и давайте на них подуем.
1. Дыхательная гимнастика:
Упражнение «Подуем на листок»
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул полетели.
(носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Количество повторов: 4-5 раз.)
Осень : (Берёт и показывает детям сундучок и спрашивает). Ребята, а хотите узнать, что у меня в сундучке? (Показывает детям листья разного цвета и размера). А вы хотите с ними поиграть?
2. Д/И. «Разложи листочки по цвету и размеру».
Ход игры: (Осень раскладывает на полу обручи красный, зеленый, оранжевый, жёлтый).
Воспитатель: Дети, возьмите из сундучка листики и разложите их по цвету и размеру. ( Дети раскладывают: маленькие красные листики в красный обруч; большие жёлтые в жёлтый обруч; маленькие зелёные в зеленый обруч; большие оранжевые в оранжевый обруч).
Осень : Посмотрите, все листики одинаковые по цвету, форме и размеру?
(Ответы детей).
Воспитатель: Дети, как называется явление, когда с деревьев падают листья.
(Ответы детей).
4. Физминутка.
Листопад.
Листопад, листопад,
(выполняются волнообразные движения рук из стороны в сторону)
Листья осенние тихо кружатся,
(кружатся на носочках)
Листья желтые лежат,
(выполняются наклоны с движением рук)
А потом листьями шуршат.
3. Д/И «Один, много».
Воспитатель: (Убирает из жёлтого обруча и из зелёного листики и оставляет по одному, после чего спрашивает у детей). Сколько листиков в красном обруче? (много). Сколько в жёлтом? (один). Сколько в оранжевом? (много). Сколько в зелёном? (один).
Осень : Ребята, какие листья вы знаете?
5. Пальчиковая гимнастика.
Разбросала осень листья,
(дети делают волнообразные движения ладонями).
Разукрасила их кистью.
(делают плавные взмахи ладонями вверх, вниз).
Мы в осенний лес пойдём.
(«шагают» пальчиками обеих рук).
В букеты листья соберём.
(Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев).
Лист кленовый, лист осинки,
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист.
(дети поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно).
На дорожку спрыгнул вниз.
(хлопают в ладони).
6. Продуктивная деятельность.
Пластилинография.
(На столах лежат белые шаблоны кленовых листьев; пластилин; клей; чёрный картон.)
Осень : Посмотрите ещё не все листья успела я раскрасить в яркие краски. Помогите мне раскрасить листочки в яркие цвета.
Воспитатель: (Предлагает детям раскрасить листья с помощью пластилина).
Берём пластилин разных цветов, отщипываем от большого куска маленький кусочки и кладём их на вырезанный из картона лист. Плавными движениями пальцев размазываем пластилин по всей поверхности листа, немного смешивая разные цвета пластилина. (Это придаст листу яркость и объём. К тому же, у каждого ребёнка получив свой, неповторимый по красоте осенний лист).
- Приклеиваем готовый пёстрый лист на картон чёрного цвета. (Этот контраст придаст ещё больше выразительности и подчеркнёт индивидуальность каждого ребёнка!
Самостоятельная деятельность детей.
(Подведение итогов, оценка деятельности детей).
Воспитатель: А теперь ребята нам пора возвращаться. Давайте поблагодарим Осень, за то, что она показала нам свой волшебный лес! (Дети прощаются с Осенью).
Воспитатель: Предлагает детям взять в руки «листочки – самолётики и вернуться в группу.
Под музыку А. Чугайкина «Листочки самолетики» - дети возвращаются в группу.
1. Заключительная часть.
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие?
(Ответ детей).
- Кто приходил к нам в гости?
- Куда мы с вами отправились?
- На чём мы отправились в осенний лес?
-Какого цвета листики вы видели?
- Какого размера они были?
- Сколько их было? ( какое количество: «много», «один»).
- А, что мы делали с вами из пластилина?
- Какими красками Осень раскрасила лес?
Воспитатель: Молодцы, со всем мы сегодня справились, и в гостях побывали, много интересного увидели. Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу.
Самоанализ
Вашему вниманию было представлено занятие: «Осенние краски» - познавательная деятельность.
Мною были поставлены следующие задачи:
Продолжать учить определять цвет предметов: жёлтый, красный, оранжевый, зелёный; правильно их называть.
-Учить определять количество предметов «один», «много» и выражать результаты определения в речи.
-Учить объединять одинаковые предметы (по цвету, величине, форме). В предметные множества по словесному заданию.
-Продолжать учить различать предметы по величине: большой, маленький; употреблять эти слова в речи.
-Продолжать обучать пластилинографии.
- Закреплять знания времени года – осень.
- Учить правильно вести себя в коллективе сверстников.
- Развивать память, внимание, мышление, речь.
- Воспитывать уважение к природе.
Для реализации поставленных задач использовала следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Также использовала такие методические приё мы как: аудиозапись, показ, беседа, рассказ, вопросы, речевые пояснения к действиям, смена видов деятельности, сюрпризный момент.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Создание поисковой, проблемной ситуации активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Весь наглядный материал и оборудование для занятия подобраны в соответствии с программным содержанием и возрастом детей.
Мною были продуманы условия: в группе проветрено, продумано размещение детей, расставлено оборудование, подготовлен соответствующий материал для проведения совместной образовательной деятельности.
Структура занятия состояла из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной.
1 часть была направлена на мотивацию детей. У них возникло желание побывать в осеннем лесу.
2 часть строилась на использовании всех методов: игровой, наглядный, словесный, практический, которые были тесно взаимосвязаны.
3 часть – заключительная, в которой детям была предложено рассказать, где они были, что видели и делали. Продолжительность занятия соответствовало требованиям СанПина.
Также использовала здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, что помогло детям расслабиться и повысить эмоциональный настрой.
На протяжении всего занятия я старалась акцентировать внимание детей на вопросах, стимулировала речевую активность детей, задавала вопросы, добивалась ответов, предлагала повторить.
В ходе занятия старалась реализовать совместную деятельность взрослого и детей, главной составляющей являлось взаимодействие.
С программным содержанием дети справились. Они расширили свои знания об осени, обогатили словарный запас, закрепили понятие «Осень».
Использование сюрпризных моментов, смена видов деятельности позволили в течение всего занятия удерживать внимание детей.
Считаю, что мне удалось достичь цели занятия через реализацию всех поставленных задач.