Хантимирова Лилия
Моделирование образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГАУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проектная работа
«Моделирование образовательной деятельности в условиях
реализации ФГОС ДО»
Проектирование календарного плана в соответствии с тематикой
Тема проекта «Путешествие по сказочным странам».
Разработчик проекта:
ФИО, Хантимирова Л. Б.
должность, место работы: воспитатель, МАДОУ детский сад №41
Руководитель проекта:
Публикация «Моделирование образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
Кучукова А. В., ст. преподаватель каф. ДО
Акутальность проекта:
Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. И для многих педагогов не совсем понятно, зачем нужно проектирование в детских садах. Я попытаюсь объяснить и раскрыть всю актуальность в работе с детьми. Стремление наблюдать и экспериментировать,самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития. Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
Во – первых, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Во – вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В – третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры культурно – адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта. Также тема метода проекта актуально еще по ряду причин :
- федеральные государственные требования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного образовательного заведения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.
- человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.
- все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
Тип проекта: групповой
краткосрочный
участник проекта: воспитанники, родители, воспитатель
1. Тема проекта «Путешествие по сказочным странам».
2. Цель проекта:
Развитие устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства;
Раскрытие ценности совместного творчества детей и родителей;
Развитие воображения и творческих способностей;
Активизация мыслительных процессов, оценка поступков героев, тренировка памяти и внимания, развитие речи.
3. Задачи проекта:
Познакомить детей с миром сказки, показав все ее многообразие, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения);
Научить понимать смысл сказок, отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно – нельзя;
Способствовать развитию эстетических чувств, чуткости к человеческому несчастью, горю, страданию;
Учить детей сочувствовать сказочным героям, делать свои самостоятельные, соответствующие выводы;
Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине;
Формировать интерес к художественной литературе, чтению книг, традиции семейного чтения;
Развивать творческие способности детей, воображение, через художественное творчество; развивать память, мелкую моторику;
Воспитывать позитивное взаимодействие детей друг с другом, партнерские отношения; прорабатывать мотивы взаимопомощи и ответственности, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу;
Расширять представление ребенка об окружающем мире.
Ожидаемые результаты: Изучив большинство сказок. мы с воспитанниками решим,по какой сказке будем играть спектакль. Мы надеемся,что воспитанники справятся со своей ролью, эмоциями и выступят на отлично, потому что им нравится участвовать в проектах, узнавать что-то новое,шить костюмы и быть на виду у зрителей. (в конце месяца после всей проделанной работы)
4. Предварительная работа (планируется в случае необходимости)
Подготовка и создание анимационной презентации с заданиями (ребусы, загадки).
Подбор иллюстрации по сказкам (сюжет, герои, портрет авторов).
Подготовка раскрасок по героям сказок.
Подбор картотек видео и аудио сказок.
Создание брошюрок-рекомендаций.
5. Содержание (расписывается по этапам проекта).
1. (1-5 день) – Неделя сказки.
1 этап Организация:
1. Составление календаря – информация для родителей по изучению материала.
2. Оформление стендов и папок-передвижек в раздевалке.
3. Еженедельное оформление Книжного уголка.
4. Информирование детей о литературном жанре – Сказка.
2 этап – Организация деятельности с детьми и родителями.
Содержание и формы работы
Организованная
деятельность
в разных
видах детской
деятельности (ОД) Организованная
деятельность
в режимных
моментах Самостоятельная
деятельность
детей в условиях
развивающей
среды Взаимодействие
с родителями
1 ДЕНЬ
1.
(«Познавательное развитие»).
Познакомить «Сказки».
2. («Речевое развитие»)
Закреплять умение внимательно слушать сказки, самостоятельно отвечать на вопросы по сюжету.
Утро
1. Утренняя гимнастика «Гуси-Лебеди».
2. Рассмотреть альбом «Герои сказок» - познакомить с сюжетом этих сказок.
3. Чтение сказки сказка «Заюшкина избушка» Цель - Учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и выразительно воспроизводить слова текста
4. Ручной труд: «Ремонт книг»
Прогулка 1: -подвижная игра «Гуси-Лебеди»
Цель: закрепить слова, учить играть по правилам.
- дидактическая игра «Угадай персонажа».
Вечер
1. Дидактическая игра: Узнай сказку по песенке героев - «Кто-кто в теремочке живет?»
2. Прослушивание аудиозаписей сказок.
3. Подвижная игра «Хитрая лиса» Рассматривание книг, иллюстраций сказкам.
Игра в кукольный спектакль «Теремок».
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
3. Индивидуальные беседы с целью создать интерес и привлечь родителей к участию в проекте.
2 ДЕНЬ
Комплексное занятие:
1. Ознакомление с окружающим миром.
Компьютерная презентация «Сказки».
2. («Речевое развитие»). Закреплять умение внимательно слушать загадки, самостоятельно разгадывать их.
Утро
1. Утренняя гимнастика «Гуси-Лебеди».
2. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и дрозд» Цель - развивать интерес к народному творчеству, внимательно слушать сказку.
3. Коллективное творчество – создание игры-ходилки «По страницам любимых сказок».
Прогулка 1: - подвижная игра «Хитрая лиса»
-дидактическая игра «Угадай сказочного героя по реплике»
Вечер
1. Дидактическая игра: Узнай сказку по песенке героев - «Кто лишний» Цель - воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость.
2. Чтение сказки
«Солнце, Месяц и Ворон Воронович» Цель - Учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и выразительно воспроизводить слова текста
3. Подвижная игра «Гуси – Лебеди».
Цель: закрепить слова, учить играть по правилам. Лего-конструирование «Избушка для зайца и лисички».
Сюжетно-ролевая игра «Звери зимовье».
Рассмотрение иллюстрации к сказкам. Рекомендации родителям о ежедневном чтении детям книг вслух.
3 ДЕНЬ
1. («Физическое развитие»).
Развивать мышцы рук и ног, согласовывая движения со словами физминутки.
2. («Речевое развитие»)
Беседа «Чему учат сказки?»
Утро
1. Утренняя гимнастика «Гуси-Лебеди».
2. Дидактическая игра «Собери сказку» Цель - учить из частей составлять целую картинку;
3. Просмотр мультфильма «Бычок смоляной бочок»
Цель: познакомить детей с новой сказкой.
Прогулка 1: - подвижная игра «Гуси-Лебеди»
Цель: закрепить слова, учить играть по правилам.
- дидактическая игра «Угадай персонажа».
Вечер
1. Отгадывание загадок на тему «Герои сказок» - Цель - развивать воображение ребенка, умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
2. Прослушивание аудиозаписей сказок.
3. Подвижная игра «Хитрая лиса» Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека» Предложить родителям вместе с детьми починить книги у себя дома.
4 ДЕНЬ
1. («Художественно-эстетическое развитие»).
Формировать навык
рисования лёгким нажимом, аккуратно закрашивать цветными карандашами героя сказки.
2. («Физическое развитие»).
Развивать мышцы рук и ног, согласовывая движения со словами физминутки. Утро
1. Утренняя гимнастика «Гуси-Лебеди».
2. Рассмотреть альбом «Герои сказок» - познакомить с сюжетом этих сказок.
3. Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Цель - развивать интерес к народному творчеству, внимательно слушать сказку.
4. Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»
Прогулка 1: - подвижная игра «У медведя во бору». Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.
- дидактическая игра «Угадай персонажа».
Вечер
1. Дидактическая игра: Узнай сказку по песенке героев - «Кто-кто в теремочке живет?»
2. Прослушивание аудиозаписей сказок. Сюжетно-ролевая игра: «Книжкина больница»
Цель: приучение к бережному отношению к книгам. Рекомендация для родителей: «Роль сказки в жизни детей дошкольников».
5 ДЕНЬ
Лепка
«Сказочное животное» Утро
1. Утренняя гимнастика «Гуси-Лебеди».
2. Дидактическая игра: Узнай сказку по песенке героев.
3. Чтение сказки «Журавль и цапля» Цель - развивать интерес к народному творчеству, внимательно слушать сказку.
4. Настольная игра Лото «Угадай, какая сказка»
Прогулка 1: - подвижная игра «Гуси-Лебеди»
Цель: закрепить слова, учить играть по правилам.
- дидактическая игра «Угадай персонажа».
Вечер
1. дидактическая игра «Чей силуэт?».
2. совместно с детьми пение песенки колобка для куклы.
3. Подвижная игра «У медведя во бору» Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга. Сюжетно-ролевая игра «Библиотекарь» Рекомендации родителям о посещении детских спектаклей и театрализованных представлений, посещении музеев и выставок с экспозициями работ русских художников на сказочную тематику.
Изучив и просмотрев большинство сказок, мы с воспитанниками решили поставить спектакль по сказке «Муха- цекотуха».С родителями была проведена большая работа,они сшили костюмы. Подготовили декорации. дети выучили слова, Спектакль всем понравился.
Выводы:
Любая сказка, социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности.
Таким образом, в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для влияния сказок на нравственное развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. В сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль.
В результате были зафиксированы изменения в уровнях при организации работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок. В группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями. Количество детей с низким уровнем незначителен, так как ребенок болел и пропускал некоторые отрезки времени занятий.
Список литературы:
1. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду // Москва. - Мозаика - Синтез. – 2005 2. Григорович Л. А. Педагогика и психология. - М., 2001г
3. Званцова М. Е., Носова Т. Д. Русь святая, православная, богатырская (Народное творчество в детском саду) : Учебно - методическое пособие. - Благовещенск:Изд-воБГПУ,2005.126с. 4. Пахомова, О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей / О. Н. Пахомова. - М. : Прометей,2003.-85 5. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 208 с. - (Программа развития).ISBN5-89144-663-
6. Книга «Муха-цекотуха»2005г
Приложение
Сценарий спектакля-сказки «Муха-Цокотуха». Подготовительная группа
Музыкальная сказка начинается.
Звучат фанфары (запись кассеты А. И. Бурениной "Торжества и праздники в детском саду").
Входит ведущий с конвертом в руках.
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, гости дорогие!
Приготовьте, дети, ушки!
Приготовьтесь, гости, слушать!
Входит сказка в светлый дом
И расскажет обо всем.
Кто-то бросил к нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Ребята! От кого пришло письмо, вам хочется узнать?
Ответы детей.
ВЕДУЩИЙ: Письмецо сейчас вскрываю, а вам надо постараться и всем вместе отгадать! (вскрывает конверт) Героиня не простая!
Она по полю пошла,
Она денежку нашла.
Полетела на базар
И купила.
ДЕТИ: Самовар! Это Муха-Цокотуха!
ВЕДУЩИЙ: Давайте посмотрим, а что же было дальше.
Звучит музыка В. Гаврилина "Каприччио" (фонограмма, Муха-Цокотуха летает, находит "денежку".
МУХА-ЦОКОТУХА: Что же мне купить такое?
Пойду быстро на базар
И куплю там самовар.
Потому что день рожденья
Буду нынче я справлять.
Всех букашек, таракашек
Сладким чаем угощать.
Под музыку В. Гаврилина Муха выбирает на одном из "прилавков" самовар.
МУХА-ЦОКОТУХА: Угощу друзей чайком,
Пусть приходят вечерком.
У меня для гостей
Много вкусных сластей!
Муха-Цокотуха исполняет свой танец и "улетает".
Первое действие.
Звучит фонограмма старинного бального танца "Полонез", входят Пчела и Блошки.
ПЧЕЛА: Здравствуй, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Я со всех родных лугов
Принесла тебе цветов.
Я соседка - Пчела,
Еще меду принесла!
Ах, какой он чистый,
Сладкий и душистый!
(передает Мухе букет цветов и банку с медом)
1-Я БЛОШКА: Ты прими от Блошки вот эти сапожки!
2-Я БЛОШКА: Сапожки не простые,
В них застежки золотые!
(передают Мухе по сапожку)
МУХА-ЦОКОТУХА: Спасибо, мои дорогие! Садитесь за стол, самовар готов! Садитесь вот тут, скоро гости придут.
Звучит фонограмма музыки Грибоедова "Вальс", исполняется танец "Прилёт бабочек".
МУХА-ЦОКОТУХА: Спасибо, милые подружки,
Прошу за стол!
Бабочки садятся за стол.
Под музыку "Норвежской польки" Грига выходят Тараканы с барабанами, обходят зал и останавливаются возле Мухи.
1-Й ТАРАКАН: Ш-ш-у. Вот вам цветочки!
Ш-ш-у.
Собрали мы их на лужочке.
МУХА-ЦОКОТУХА: Спасибо, букет красивый!
Прошу за стол садиться,
Прошу чайку напиться.
Кушайте, не стесняйтесь,
Все угощайтесь.
Посмотрите, каких пряников я напекла!
МУХА-ЦОКОТУХА: Бабочки-красавицы, кушайте варенье!
Или вам не нравится мое угощенье?
Тут и сливки, и конфеты.
И чего тут только нету!
Мармеладки, шоколадки,
И орехи, и помадки!
Пряник мятный, ароматный,
Второе действие.
Звучит музыка Грига "В пещере горного короля", появляется Паук, все гости разбегаются и прячутся.
ПАУК: Я - злой Паучище, длинные ручищи!
Я за Мухой пришел,
Цокотухой пришел!
МУХА-ЦОКОТУХА: Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея прогоните!
Звучит фонограмма музыки П. Чайковского "Марш", появляется Комар.
КОМАР: Я - Комар-храбрец,
Удалой молодец!
Где Паук, где злодей?
Не боюсь его сетей!
Паука я не боюсь,
С Пауком я сражусь!
Звучит фонограмма музыки Бизе "Куплеты Тореодора", исполняются музыкально-ритмические движения "Сражения Комара с Пауком".
Паук побежден.
КОМАР (Мухе) : Я тебя освободил,
А теперь, душа-девица,
Будем вместе веселиться!
Я тебя от смерти спас.
Все друг с другом обнялись,
В танце ветром понеслись!
Исполняется общий танец "Полька", болгарская плясовая мелодия "Кремена", музыка А. Арскос (кассета №1 "Ритмика" А. И. Бурениной).
ВСЕ: Нынче Муха-Цокотуха именинница!
ВЕДУЩАЯ: Круг поуже! Круг пошире!
Говорим вам: "До свиданья!"