Наталья Кирьянова
Модель-конспект интеллектуально-познавательной игры в 3 классе для внеурочной работы «Удивительный мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Модель -конспект интеллектуально-познавательной игры в 3 классе для внеурочной работы
«Удивительный мир растений»
Задачи:
• закрепить в ходе занятия умение использовать методы научного познания при выполнении практических заданий;
• развить у учащихся умения планировать свою деятельность, умения действовать по инструкции;
• развить интеллектуально-познавательный интерес учащихся через исследовательскую деятельность;
Публикация «Модель-конспект интеллектуально-познавательной игры в 3 классе для внеурочной работы „Удивительный мир растений“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
• способствовать развитию коммуникативных качеств личности через групповую работу;
• воспитать экологической культуры через тесное общение с природными объектами на экологической тропе
Ресурсы мероприятия: Оборудование: эмблемы для команд, инструкции для команд, фотоаппарат, ноутбук, увеличительные стекла, бумага, линейки, карандаши, гербарные папки, газеты, садовые ножницы, верёвки, пластилин, семена растений.
Методы:
По ходу мероприятия были использованы элементы следующих технологий:
- личностно-ориентированный подход (каждому ребёнку дана роль согласно его личностному отношению к природе);
- проблемное обучение (метод «мозгового штурма» и др.);
- использование игровых методов обучения (ролевая игра);
- обучение в сотрудничестве (групповая работа);
- использование исследовательских методов в обучении;
- здоровьесберегающие методы (занятие проходит на свежем воздухе, дети активно двигаются, выполняя практические задания);
- ИКТ (работа с фотоаппаратом и компьютером).
Предварительная работа с учащимися. Все ребята были поделены на 4 группы, каждая из которых будет играть на занятии определё нную роль:
1 группа – «Эстеты природы»;
2 группа – «Исследователи природы»;
3 группа – «Хранители природы»;
4 группа – «Потребители природы».
Каждая группа придумала для себя эмблему.
Ход мероприятия
Этапы и методические
особенности мероприятия (формы, методы, приёмы) Содержательные линии Планируемые результаты Деятельность учащихся
УУД
1. Организационно-мотивационный момент.
Информационный рассказ Педагог: Здравствуйте участники экологической тропы «Удивительный мир растений», которая находится на территории нашей школы. Сегодняшнее наше мероприятие пройдёт именно здесь.
— Как люди всё узнают об окружающем мире? (наблюдают, изучают, исследуют, анализируют, делают открытия и выводы) (метод «мозговой штурм»). Все, что вы мне сейчас перечислили – это и есть методы научного познания природы. И сегодня основная цель нашего занятия – это изучить природные объекты на экологической тропе с помощью простых методов научного познания. Регулятивные: самоорганизация
Коммуникативные: умение слышать и понимать речь учителя
Ответ детей:
наблюдают, изучают, исследуют, анализируют, делают открытия и выводы
Основная часть
Педагог: ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие – это ролевая игра. На прошлом занятии мы выяснили, кто, как относится к природе, и разделились на четыре группы. Каждая группа будет сегодня играть свою роль.
Группы выходят, представляются и читают свой девиз. Группы выходят, представляются и читают свой девиз:
• Мы «Эстеты природы». Наш девиз «Природы родной красота дарит радость нам всегда».
• Мы «Исследователи природы». Наш девиз «Изучаем мы природу везде и в любую погоду».
• Мы «Хранители природы». Наш девиз «Защитим и сбережём мы природу на потом».
• Мы «Потребители природы». Наш девиз «Природа делится с нами своими дарами».
Выдача инструкций
Педагог: давайте с вами осмотримся. Вы видите, что у некоторых древесных растений стоят таблички и написаны названия растений – это и есть оборудованная экологическая тропа, на которой вы будете сегодня играть свои роли. На экологической тропе более 10 видов древесных растений – деревьев и кустарников. По ходу нашего занятия мы будем останавливаться у некоторых деревьев и кустарников, где вы будете выполнять задания по данным инструкциям (см. ниже).
Каждая группа получает инструкцию и знакомится с ней. По ходу знакомства педагог отвечает на вопросы ребят.
Работа по инструкции
Педагог объявляет учащимся о времени работы, и ребята начинают работать.
Для описания одного растения группам требуется не менее 7 минут. Затем защита растения занимает тоже не менее 7-8 минут (2 минуты на каждую группу). После того, как ребята познакомились с инструкциями, педагог начинает знакомство с растениями на экологической тропе.
Педагог: Ребята, сейчас я прочитаю название растений на табличках и задам вам про растение вопросы.
Так же педагог рассказывает интересные факты (приложение 3).
По ходу экскурсии среди растений выбираются те, у которых группы работают по инструкциям – берёза, клён, рябина, сосна (сравниваем с сосной корейской, липа.
Когда группы проделали свою работу у природного объекта, то каждая группа рассказывает свой результат. В итоге группы выполняют разные, но работающие на общий результат задания. А результат – это изучение данного природного объекта с разных позиций.
При обсуждении каждого объекта, важно обращать внимание какие методы ребята использовали при описании дерева или кустарника, выполняя инструкцию. Каждая группа выполняет своё задание в соответствии выданной инструкции
В конце каждая группа делает доклад о проделанной работе
Заключительная часть:
подведение итогов Педагог: мы заканчиваем нашу экскурсию по экологической тропе «Загадочный мир природы». Каждая группа сегодня изучала деревья и кустарники со своей позиции, у каждой группы было своё мнение, но основная наша цель была одна – изучить природные объекты на экологической тропе с помощью методов научного познания. Перечислите их мне (наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, обобщение). Ребята отвечают на вопрос педагога
Рефлексия
группа встаёт в круг, и педагог задаёт ребятам вопросы, например, какое растение вам запомнилось больше всего? получалось ли у вас работать в команде? Изменилось ли у вас отношение к природе? Как вы оцениваете свою работу сегодня на занятии? Достигли ли мы с вами цели? Какого цвета в конце занятия у вас настроение?
На следующем занятии мы продолжим с вами изучать древесные растения через игру по ролям. Ребята высказывают своё мнение. Многих удивили интересные факты о деревьях и кустарниках.