Галина Шушкова
Многофункциональная логопедическая развивающая кукла «Гоша-Говоруша»
▼ Скачать + Заказать документы
В логопедической литературе, на сайтах для логопедов имеется много описаний различных игрушек для проведения артикуляционной гимнастики. Это всевозможные лягушки, обезьянки, собачки. Да и интернет-магазины в большом количестве предлагают подобные пособия. Но мне хотелось чего-то, чего нет ни в магазинах, ни в книгах. Что меня не устраивало в имеющихся пособиях? Во-первых, их «узкость» применения - только для артикуляционной гимнастики. Во-вторых, то, что все они выполнены в виде зверят, а мне хотелось куклу более близкую по строению к человеку, ребенку. Так в моем педагогическом арсенале появилась многофункциональная игрушка в виде гнома. Имя мы ему дали вместе с детьми - Гоша-Говоруша.
Публикация «Многофункциональная логопедическая развивающая кукла „Гоша-Говоруша“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2013
Логопедическая кукла имеет петельку для надевания на шею. В затылочной части куклы имеется вход в рот. Язык куклы в виде мешочка, в который вставляется рука, язык может двигаться. Язык сшит из стрейчевого материала, что дает возможность показать и узкий, и широкий язык. Во рту имеются зубы, что очень важно. Это позволяет объяснить положение органов артикуляции при произнесении звуков.
Кисти рук сделаны в виде перчаток, в которые ребенок или педагог вставляет свои ладони. Можно проводить пальчиковую гимнастику, самомассаж, использовать приемы биоэнергопластики не снимая перчаток.
Одежда гнома также имеет развивающие элементы - рубашка застегивается на пуговицы, на жилете застежка выполнена в виде шнуровки. На жилете имеются кармашки, которые можно использовать для сюрпризных моментов - прятать предметы, связанные с ходом занятия, или конфеты, картинки-наклейки, как поощрение за работу на занятии. Штанишки имеют «латки» на липучке в форме геометрических фигур, что позволяет проводить игру на соотнесение формы «Пришей латку».
С помощью игрушки решаются следующие коррекционно-развивающие задачи :
- формирование артикуляционных укладов, постановка и автоматизация звуков;
- развитие речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие психических процессов;
- развитие психоэмоциональных и коммуникативных функций.
Гном часто «приходит» на занятия с различными заданиями, иногда просто как гость, а ребенок показывает, что умеет делать - какие упражнения научился выполнять, с какими заданиями справляется.
Работа с куклой позволяет детям раскрепоститься. Перевоплощаясь, дети легче вступают в контакт друг с другом и педагогом, не стесняются ошибок в произношении.