МААМ-картинки

Использование мнемотехники в обучении детей рассказыванию

Маргарита Григорьевна Трусова
Использование мнемотехники в обучении детей рассказыванию

МНЕМОТЕХНИКА

СЛАЙД 2.

Сегодня я хочу рассказать про одну очень полезную вещь. Часто слышим жалобы от родителей: "У нас стихи не запоминаются!"; "Вообще ничего запомнить не может, даже в сказках путается". Дело в том, что есть дети, которые лучше запоминают слова, а есть те, кто быстрее осваивает действия. Если удается совместить слово и действие, то в мозге они как бы соединяются. Эту технику очень часто используют взрослые, но вот к детям применяют, почему то редко. Все знают выражение "завязать узелок на память". Вот это и есть основа любой мнемотехники.

Публикация «Использование мнемотехники в обучении детей рассказыванию» размещена в разделах

Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной "секрет" мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволяют нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из несколько десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

СЛАЙД 3.

«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» - К. Д. Ушинский.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которым ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое.). В этом возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение и запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение пяти дней. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

СЛАЙД 4.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающей процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Идея мнемотаблиц : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

СЛАЙД 5.

Берем, какой ни будь простой стишок для начала. Например, загадку: «Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям улыбается». Разбиваем фразу по смыслу и рисуем для каждого слова картинку.

СЛАЙД 6.

Как показала практика - это методика значительно облегчает детям поиск и запоминания слов, предложений и текста.

СЛАЙД 7.

Мнемотаблицы являются : дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказа, заучивании наизусть.

СЛАЙД 8.

С помощью мнемотаблиц можно развивать : ассоциативное мышление; речь; навыки преобразования образов в символы; память, внимание и образное мышление; мелкую моторику и воображение.

СЛАЙД 9.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Но если совместить, например, рисование и мнемотехнику, может получиться интересная образовательная деятельность для детей.

СЛАЙД 11.

Этапы работы с мнемотаблицей :

учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками символами; зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами, если дети умеют читать и писать;

самостоятельно с помощью знаков – символов заполнять схему таблицу; использовать мнемотаблицу, как план пересказа, заучивания стихотворения, составления рассказа;

закреплять изученный материал путем неоднократного повторения с опорой на мнемотаблицу.

СЛАЙД 12.

Что дает мнемотехника в результате использования мнемотаблиц : расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире; появляется желание пересказывать ребенок, понимает, что это совсем нетрудно; заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям; это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Прикреплённые файлы:

mnemotehnika_51hhf.pptx | 6368,11 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация «Использование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПР» МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных.

Электронная презентация «Развивай-ка!» Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания; развитие произвольной памяти. Задания: Слайд 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в обучении детей рассказыванию
Опубликовано: 18 ноября 2014 в 13:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД