Наталья Балашова
Формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Солнышко» г. Приволжска
Опыт работы на тему:
«Формирование навыков безопасного
поведения детей дошкольного возраста»
воспитатель высшей категории
Балашова Наталья Ювенальевна
(2 слайд) «Самое дорогое у человека – это жизнь»,- писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он только делает первые шаги в сложном мире, он постигает все превратности жизни день за днем.
Обеспечение здоровья детей- основная цель и главная задача современного общества.
Публикация «Формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожнотранспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей.
Задумавшись над решением этих вопросов, я решила всерьез заняться обучением детей безопасному поведению на дорогах и применить все свои знания в работе с детьми. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека.
При планировании своей работы я поставила перед собой
Цель: (3 слайд)
• Вооружить детей знаниями о правилах дорожного движения, формировать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, стимулировать развитие у детей самостоятельности и ответственности.
Задачи: (4 слайд)
1. Познакомить с правилами дорожного движения. Формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
2. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.
3. Развивать умение детей применять полученную информацию в практической деятельности.
4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
(5 слайд) За основу своей работы я взяла Образовательную программу дошкольного образования МКДОУ д/с № 10 «Солнышко» Г. Приволжска, и программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н. Андреева, О. Князева, Р. Стеркина).
При раскрытии каждой задачи придерживаюсь следующей последовательности: (6 слайд)
• Ознакомительная информация в виде бесед, рассматривания иллюстраций, таблиц, чтение познавательной и художественной литературы.
• Углубленное изучение материала.
• Обобщение знаний, умений, навыков.
Дети являются самой уязвимой категорией участников дорожного движения. Защитить детей от возможной беды - обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице, я начинаю проводить уже с младшей группы. По каждой группе мною разработано перспективное планирование (приложение № 1).
При моделировании работы с детьми внутри темы я использую следующие формы работы :
(7 слайд) Образовательную деятельность: занятие «Путешествие на воздушном шарике» (приложение № 2, (8 слайд) конструирование «Автобус», (9 слайд) аппликация «Светофор», (10 слайд) рисование «Наш друг светофор» и др.
(11 слайд) Совместная деятельность: изготовление плаката «Мы за мир на дорогах», (12 слайд) создание постройки из песка «Песочный город».
Большие возможности для закрепления правил поведения на улице предоставляют дидактические игры (13 слайд) «Собери знак», : «Пазлы ПДД», «На земле, в воздухе, по воде», «Найди тень транспорта», «Найди колеса» и др. Огромную роль в изучении правил дорожного движения оказывают подвижные игры (14 слайд) : «Красный, желтый, зеленый»,
«Автобусы», «Автоинспектор и водители», (15 слайд) «Грузовики» и др. Так же в своей работе я использую сюжетно ролевые игры (16 слайд). Мною была изготовлена настольная игра «Дорога домой» (17 слайд).
Частыми в моей работе стали экскурсии к проезжей части (18 слайд, во время которых знакомлю детей с тротуаром, проезжей частью, пешеходным переходом, учу различать дорожные знаки и дорожную разметку. В течении дня. Я провожу с детьми различные беседы (19 слайд)
«Правила поведения детей на проезжей части в зимний период»
«Велосипед и дорога», «Почему опасно играть на проезжей части» и др.
Так как многие старшие дошкольники уже управляют велосипедом, знакомлю их с правилами езды на велосипеде, рассматриваем различные ситуации из жизни, на помощь нам приходит мальчик Стобед. (20 слайд)
В группе находится много книг по правилам дорожного движения, (21 слайд, они так же нам оказывают большую помощь в изучении правил.
Частыми гостями нашего детского сада являются сотрудники ДПС.
(22-23 слайд). Во время этих встреч дети знакомятся с работой сотрудников ДПС, регулировщика. Сотрудники ДПС проводят с детьми познавательные викторины «Правила движения знай и выполняй».
В гости к детям приезжают артисты Кинешемского детского театра (24 слайд, которые показывают нам спектакли о правилах дорожного движения, на эти представления мы ходим с большим удовольствием. После просмотра провожу с детьми беседу по содержанию.
Совместно с музыкальным руководителем проводим: развлечения, праздники, в ходе которых закрепляются знания детей по правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице : (25 слайд) развлечение «Путешествие в страну Светофорию» (приложение № 3, досуг «Приключения зайчишки» и др.
Важной задачей для себя, считаю и оформление предметно-пространственной среды. Этому я уделяю много времени.
(26 слайд) В группе оформлен уголок безопасности, оформление его постоянно пополняется и меняется. Изготовлен альбом загадок (27 слайд, картотека подвижных игр по ПДД и картотека дидактических игр по ПДД
Все мы пользуемся общественным транспортом, но не все знаем правила поведения в нем. Начиная уже с младшего возраста, знакомлю детей с правилами поведения в общественном транспорте (нельзя кричать и мешать водителю, ходить по салону во время движения, уступать место пожилым людям и др., вместе с детьми разыгрываем различные ситуации, например, «Как бы ты поступил, если бы …». Для этого был изготовлен альбом (28 слайд) «Правила поведения в общественном транспорте»
Современный мир невозможно представить без компьютера. И поэтому использование информационно компьютерных технологий занимает не последнее место в обучении детей правилам дорожного движения. У меня в группе создана картотека презентаций (приложение № 4).
(29 слайд) Вместе со своими воспитанниками принимаем участие в муниципальных мероприятиях по ПДД, «Светофорчик», (30-32 слайд) за что были неоднократно отмечены почетными Грамотами, Дипломами и Сертификатами.
Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению может быть эффективным при условии, если эта работа проводится совместно с родителями. (33 слайд) Родители для детей, всегда являются авторитетом для подражания. Чтобы предостеречь детей от опасности, взрослые должны научить их быть внимательными, не нарушать правила безопасного поведения, а главное – не нарушать их самим. На родительских собраниях, или в часы, когда родители приходят вечером за детьми, рассказываю им о мероприятиях, по безопасному поведению на улице, которые проводились с детьми в группе в течении дня или какого-то определенного периода. В приемной моей группы оформила стенд безопасности (34 слайд). Там я размещаю информацию для родителей по ПДД, это различные консультации для родителей, буклеты.
(35 слайд) Провожу родительские собрания- приглашая на эти мероприятия представителей ГИБДД, (36 слайд) диспуты «Безопасность детей в наших руках» (приложение № 5, где они рассказывают о правилах поведения на дорогах и призывают родителей быть положительным примером для своих детей. Привлекаю родителей к проведению тематических выставок рисунков (37 слайд, на темы: «Улицы нашего города», «Рисуем транспорт», «Мы за безопасное движение». Предлагаю родителям вместе с детьми сочинить сказки (38 слайд) о том, как мы ехали в автобусе, о правилах дорожного движения, изготовить макеты (39 слайд) проезжей части и др. Большую помощь родители оказывают в оформлении предметно пространственной среды по безопасности : приносят интересные книги, изготавливают пособия для дидактических и сюжетно- ролевых игр.
Работа в данном направлении проводится мною в течение многих лет. Для отслеживания результатов работы я провела анализ усвоения детьми материала.
(40-41 слайд) Сравнительный анализ результатов первичного обследования и анализа усвоения материала детьми позволяет сделать вывод, что проводимая мной работа способствует расширению и углублению знаний детей по основам безопасного поведения, привлекает внимание детей, и их родителей к вопросам безопасности в окружающем мире.
(42 слайд) Я считаю, что проводимая мной работа, очень нужна и полезна для детей и родителей.
Спасибо за внимание! (43 слайд)
Список используемой литературы.
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Научные редакторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
2. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста.» Авторы: Авдеева Н. Князева О.
3. Безопасность вашего ребенка Пола Статмэн. «Дельта» Санкт – Петербург, 1996
4. Т. Ф. Саулина Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. 2013 г.
5. Е. Я. Хабибулина Дорожная азбука в детском саду. Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г.
6. Интернет-ресурсы