Наталия Калинина
Мяч и скакалка в двигательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является двигательная активность, которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Использование мяча и скакалки в физкультурных упражнениях, позволяет более полно удовлетворить потребность ребенка в движении, способствует развитию быстроты двигательных реакций, координацию и ловкость.
Публикация «Мяч и скакалка в двигательной активности детей» размещена в разделах
В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.
Наличие в подвижных играх правил "бросать мяч только с определенного расстояния", "бежать только после сигнала", "прыгать только на одной или двух ногах" воспитывает у детей волевые качества. В подвижных играх с мячом и скакалкой дети закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко и т. д.
Метание мяча. Упражнения в метании развивают глазомер, меткость, координацию движений, укрепляют мышцы рук и туловища. Дети пяти лет упражняются в прокатывании мяча с попаданием в предметы (кегли, кубики) с расстояния 1,5—2 м. Широко используем метание мяча, снежков на дальность и в цель (дерево, стенка, обруч на земле, корзина) с расстояния 2,5—3 м.
Обучая детей метанию предметов на дальность и в цель, добиваемся, чтобы они выполняли эти упражнения правой и левой рукой. Большинство детей выполняют броски более сильной рукой (в основном правой, вследствие чего мышцы туловища развиваются асимметрично.
В дальнейшем навыки в метании предметов на дальность и в цель совершенствуются в разнообразных подвижных играх и при выполнении интересных для детей заданий игрового характера.
Дети любят такие игры с мячом (как в физкультурном зале так и на улице) : «Мяч соседу!», «Стой», «Передал – садись!», «Охотники и утки», «Мяч среднему», «Я знаю…», «Городки» и другие.
Скакалка - один из самых доступных спортивных снарядов, а также и наиболее любимый (в основном у девочек).
Прыжки со скакалкой. Скакалку подбирают в соответствии с ростом ребенка. Вначале скакалку вращают только вперед, чтобы ребенок мог лучше ее видеть и ему было легче выполнять прыжки. На начальном этапе формирования навыка прыжки выполняют в медленном темпе, затем темп вращения скакалки ускоряют. Ребенку напоминаем о том, чтобы он прыгал на обеих ногах или поочередно на правой и левой. Все это способствует гармоничному развитию силы обеих ног. Во время прыжков у детей должны быть небольшие паузы для отдыха (1—2 минуты). Известны такие подвижные игры со скакалкой как «Выручалочки», «Скакалки на пару», «Забегалы», «Люлька» а также игровые упражнения «Перешагивание через качающуюся скакалку», «Прыгалки», «Двое с одной скакалкой», «Зеркало» и другие.
При проведении подвижный игр и физкультурных упражнений с мячом и скакалкой необходимо применять индивидуальный подход к детям с разной двигательной активностью.
В нашей группе есть гиперактивные дети, которым свойственна двигательная расторможенность, неорганизованность, суетливость, импульсивность. Для таких детей полезны задания на развитие глазомера, силы и точности броска, а также игровые упражнения, направленные на развитие координации движения: игра в городки, метание мяча в корзину, ходьба по скакалке, и др.
Наравне с гиперактивными детьми в нашей группе есть и малоподвижные дети с низкой двигательной активностью и небольшой выносливостью, которые отказываются выполнять сложные двигательные задания, а также участвовать в коллективных играх. Им присуща однообразная деятельность, пассивность, безразличие. Таких детей мы вовлекаем в более активную деятельность, создаем условия, помогающие поверить в свои силы и раскрыть свои возможности, для этого предлагаем игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движений и выносливости, на переключение с одного вида деятельности на другой. К таким упражнениям и играм с мячом можно отнести: «быстро переложи мяч», «ударь и догони», «проведи мяч»; и со скакалкой : «прыгни и повернись», «удочка» и другие.
Одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы с детьми является сотрудничество с семьей. Родители имеют возможность развивать двигательную активность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой.