Елена Сергеева
Мироощущение ребенка, его компоненты и условия формирования
▼ Скачать + Заказать документы
Мироощущение ребенка,
его компоненты и условия формирования.
Внутренний мир ребенка многогранен, у каждого есть свои взгляды и представления. Во многом его определяют эмоции, они неотделимы от психической деятельности малыша. Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального восприятия интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Мироощущение ребенка, его компоненты и условия формирования» размещена в разделах
Мироощущение выступает как показатель непосредственного опыта личности и индивидуальности ребенка, выражается в реакции его на различные жизненные ситуации, в его настроении. Это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также жизненные принципы, определяющие характер детской деятельности.
Мироощущение имеет огромный жизненный практический смысл для ребенка, оно влияет на нормы поведения, на отношение в детском коллективе, с взрослыми, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы.
Обращение к научной философской литературе показало, что мироощущение представлено как явление, которое, с одной стороны, представляет собой концепцию мира и взаимосвязей мира и ребенка. С другой стороны, содержит наиболее общие критерии для его жизненной ориентации. В трудах Л. С. Выготского мироощущение предстает как фундамент духовной культуры, сущности его «Я», определяемое жизненными ситуациями, которое даёт исходную основу для личностного смысла жизни.
Эмоциональное мироощущение является предметом исследований, в философии и психологии, излагаются результаты теоретического анализа подходов к проблеме эмоционального мироощущения. Изначально она возникает в трудах древнегреческих философов Аристотеля, Платона, Пифагора, Эпикура, Демокрита, как воззрение на общий ход исторических изменений, в результате которых существует или не существует возможность приблизить действительность к идеалу добра, которые позволят или не позволят торжествовать добру над злом, справедливости над несправедливостью. Существование противоположных точек зрения позволило обозначить разные предположения как оптимизм и пессимизм. В дальнейшем придавалось большое значение тому, как человек воспринимает окружающий мир: смотрит ли он на жизнь с радостью или видит всё в мрачных тонах.
В отечественной психологии проблема мироощущения получила освещение в работах педагогов и психологов Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейна, А. И. Леонтьева, Л. С. Выготского. В современной российской психологической науке, предметом рассмотрения является в исследованиях А. В. Брушлинсково, К. А. Абульхановой – Славской, М. И. Воловиковой, В. В. Гостева, Ф. Е. ВасилюкаВ. П. Зинченко, Д. А. Леонтьева, В. Д. Шадрикова, В. А. Понамаренко и других авторов. Например, своих трудах, А. В. Запорожец дает определение мироощущению. «С одной стороны, оно выступает как обобщение данных непосредственного опыта личности и выражается в реакции ребенка на различные ситуации в его жизни, с другой - оно является способом осознания действительности. Таким образом, данный феномен имеет огромный жизненный практический смысл. Мироощущение - это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее». Таким образом, мы можем дать определение, что мироощущение – это восприятие ребенком окружающего его мира, которое выражается в тех или иных настроениях и чувствах. Радостное мироощущение, это восприятие мира с радостью, с любовью, с восхищением. И главная задача педагогов, сформировать у детей, это чувство радостного восприятия мира, увидеть окружающую действительность в ярких красках, помочь вырасти творческими и одаренными личностями.
Развитие эмоций происходит, как их дифференциация, как обогащение переживаний. Переживание неудовольствия дошкольником может проявляться как переживание страха, гнева, отвращения, а переживание удовольствия - как переживание нежности, умиления, духовной близости. Дифференциация эмоций и обогащение переживаний связаны с общим развитием личности ребенка, расширением круга явлений, вызывающих эмоциональный отклик, от врожденной органической потребности - до взаимоотношений с другими людьми, оценки собственных поступков, восприятия событий общественной жизни.
Определение Л. С. Выготского : - творчество это деятельность, которая создает новое. “Все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в жизни самого человека”.
Использование нетрадиционных техник рисования у детей появляются яркие положительные эмоции, а это одно из проявлений субъективного отношения к окружающей действительности и к самому себе. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, жалость, ревность, любовь - нет конца словам, которые определяют различные виды и оттенки детских эмоций. Эмоции для ребенка играют очень важную роль. Они отличаются от других психических процессов, но отделить их трудно, т. к. они сливаются в едином переживании маленького человека. Например, восприятие продукта своей творческой деятельности в образах всегда сопровождается теми или иными эмоциональными переживаниями, выражающими отношение человека к тому, что он чувствует. Интересная, удачная мысль, творческая деятельность сопровождаются эмоциями.
Вывод: Подводя итог сказанному, мы можем дать определение мироощущению. Мироощущение - это эмоциональный отклик, на окружающий мир, основанный на принципах эмоционального восприятия и отношения к нему, с радостью или в мрачных тонах. Восприятие ребенком окружающего его мира, которое выражается в тех или иных настроениях и чувствах. Важность того, что сформировать радостное мироощущение у ребенка необходимо в дошкольном детстве заключается в том, что если любовь к окружающему миру, и восторг перед его красотой не придут к человеку в детстве, то они, как правило, не приходят потом совсем