Папки-передвижки

Проект «Мини-музей «Русская изба»

Анна Кулясова
Проект «Мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Мини- музей «Русская изба» направлен на приобщения детей к духовной культуре, пробуждение у дошкольников основ национального самосознания, национальной принадлежности.

В проекте представлены :

• этапы создания и основные направления работы мини-музея;

• формы работы с детьми;

разработаны:

• Положение о мини-музее

• примерные темы экскурсий и занятий для детей

Публикация «Проект „Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах

• перспективный тематический план работы в мини-музее

Гуманистическая направленность работы мини-музея позволит педагогам, опираясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста, учесть разный темп развития детей и реализовать личностно-ориентированный подход по их приобщению к традиционной национальной культуре, воспитать у них уважение и любовь к своей малой родине.

Введение в проект

Актуальность проекта

В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни.

У воспитанников нашего ДОУ нет возможности посещать выставки народного искусства, краеведческие экспозиции в музеях.

Одна из форм ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему – организация в детском саду фольклорного мини-музея. Экспонаты музея можно использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, музыкальной, изобразительной, так как без зрительных образов ребёнок не в силах адекватно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде. Музей даёт возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его, наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, какие они соблюдали обычаи и чем украшали свой быт, то есть музей поможет восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

Гипотеза реализации проекта Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности.

Вид проекта – познавательно-творческий

Участники проекта : Дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители и представители старшего поколения села.

Цель проекта

Становление гражданских, патриотических чувств и духовности у дошкольников, восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры через приобщение детей к её истокам

Основные задачи проекта

• Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.

• Пробуждать чувство любви к Отечеству

• Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества

• Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.

Ожидаемые результаты проекта

У детей

• обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;

• активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;

• пробуждение национального самосознания;

• отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.

У родителей

• активизация и систематизация краеведческих знаний;

• участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;

• проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

У педагогов

• овладение научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

• разработка методического материала по проекту «Мини- музей»;

• создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.

1. Общие положения

1.1. Мини-музей – место в групповой комнате для размещения тематической коллекции экспонатов (предметов быта, игрушек, фотографий, одежды русского народа)

1.2. Работа, проводимая в мини-музее, взаимосвязана с другими видами деятельности детей дошкольного возраста и осуществляется в соответствии с реализуемой в ДОУ программой

1.3. Мини-музей комплектуется экспонатами при участии администрации ДОУ, воспитателей, родителей воспитанников, общественности.

2. Задачи работы с детьми в мини-музее

• Осуществление комплексного подхода к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

• Воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре, языку русского народа

3. Организация работы в мини-музее

3.1. Для организации работы мини-музея проводятся следующие мероприятия:

• Формируется актив сотрудников ДОУ, осуществляющий целенаправленную педагогическую, экспозиционную и культурно-просветительскую работу

• Назначается ответственный организатор по сбору, хранению и регистрации экспонатов в каталоге

• Выбирается место, изготавливается оборудование, обеспечивающие сохранность и демонстрацию экспонатов

3.2. Создание мини-музея является результатом творческой работы всех заинтересованных лиц (педагогов, родителей воспитанников)

3.3. Решение об открытии мини-музея утверждается приказом заведующей ДОУ при согласовании с вышестоящими органами

3.4. Организационная деятельность с детьми в мини-музее проводится по подгруппам в соответствии с режимом дня

4. Обязанности руководителя мини-музея

4.1. Руководство работой музея осуществляется сотрудником ДОУ –

ответственным организатором, назначенным приказом заведующей ДОУ

4.2. Руководитель мини-музея обязан :

• Принимать экспонаты, обеспечивать их сохранность, учитывать в каталоге

• Изучать педагогическую, краеведческую, художественно-историческую литературу

• Планировать мероприятия (экскурсии, занятия, беседы, досуги, развлечения и др.) с детьми, педагогами и родителями воспитанников

• Проводить методическую и просветительскую работу с педагогами и родителями

• Оказывать содействие педагогам в использовании экспонатов мини-музея в образовательном процессе

^ 5. Учёт и обеспечение сохранности экспонатов

5.1. Все экспонаты учитываются в каталоге

5.2. В случае прекращения деятельности мини-музея вопрос о передаче экспонатов другим лицам решается заведующей и педагогическим советом ДОУ

5.3. Экспонаты, переданные в мини-музей родителями на время посещения их ребёнка детского сада, возвращаются им по окончании пребывания воспитанника в ДОУ

Примерные темы экскурсий и занятий для детей в мини-музее

Экскурсии и занятия

Содержание

Обзорные экскурсии

-Торжественное открытие мини-музея

-Рассказ об экспонатах по мере их поступления (кто подарил, практическое предназначение, описание свойств и т. д.)

-Путешествие в прошлое

-Лучше нет родного края

Игры и игрушки -Игрушки бабушек и дедушек

-Театр самодельных кукол

-Народные промыслы

-Моя любимая игрушка

Предметы одежды -Народный костюм в сравнении с современной одеждой

-Откуда рубашка пришла

-Бабушкин сундук

-Наше смотрите – своё покажите

-Лапти – скороходы

-Народные узоры на предметах одежды

-Изделия, связанные бабушкой

-Волшебная шкатулка (рассматривание украшений к одежде

Головные уборы -Женский головной убор

-Мужской головной убор

-Игра «Сравни старинные головные уборы с современными»

Обувь -Лапти-лапоточки

-Валенки, валенки – не подшиты стареньки

-В красных сапожках пройду я по дорожке

-Современная обувь

Предметы быта -Жилище разных народов

-Древняя посуда в сравнении с современной

-Старинная мебель

-Инструменты-помощники

-Золотые руки дедушки

-История о часах

Современная продукция наших предприятий

-Продукция, выпускаемая предприятиями нашего района

-Продукция, выпускаемая предприятиями областного центра (мебель, зеркала, одежда, обувь, ткани и т. д.)

Народные игры

-Подвижные народные игры

-Игры-хороводы

-Разучиваем считалки

-Мои любимые игры

Русский фольклор -Потешки, заклички, считалки, дразнилки, сказки, докучные прибаутки, драматизация сказок и т. д.

Перспективный тематический план работы с детьми в мини-музее «Русская изба»

Подготовительная группа

Старшая группа

Средняя группа

Младшая группа

1

Экскурсия в мини-музей

Быт русского народа (мебель)

Утварь деревенского дома

Русская кухня (национальные блюда)

Экскурсия в мини-музей

Рассказ об устройстве русской избы

Без печи изба – не изба

Мебель в деревенском доме

Убранство дома

Сравнение с современной мебелью

Сбор букетов колосков, рябины и калины, трав

Внешний вид крестьянской избы

2

Любят в праздники рядиться наши русские девицы.

Русский национальный костюм.

Русский национальный головной убор (ж. и м.)

Русская национальная обувь (сапожки, валенки).

Посиделки

Посуда деревянная

Посуда глиняная

Щи да каша – пища наша

Русская пища

Посиделки

Знакомство с предметами быта: сундук, прялка, веретено, рубель, корыто и т. д.

Сравнение с современной бытовой техникой

Внутреннее убранство избы

Травяной дух избы: букеты колосков, ягод, трав

3

Беседа «Что я знаю о родном селе»

Дидактические игры «Заешь ли ты своё село?», «Узнай Ильинское по фотографии»

Рассматривание панорамы «Старинный Нижний»

Выставка семейных фотографий «Отдых в родном селе»

Вот в какой чудной одежде ходили люди прежде

Праздничная русская женская одежда

Мужская русская (праздничная и повседневная) одежда

И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром

Чудесный сундук

Печь в русском доме

Сравнение с современными аналогами: (электро- и газо-плитами, СВЧ)

Мебель

Люлька (колыбелька, зыбка)

Игровые ситуации: укладывание куклы спать, пропевание колыбельных песен

4

Первые улицы – сердце села

Как застраивалось Ильинское.

Здания родного села

Прогулки по зимним улицам села

Досуг «Лучший знаток села»

Женские и мужские головные уборы

Лапти – лапоточки

Дети, в гости наряжайтесь

Празднование Нового года на Руси

Кухонная утварь

(сечка, самовар, доски и т. д.)

Сравнение с современной кухонной утварью

Домашняя утварь

Материалы изготовления: дерево, глина, ткань

5

Предприятия

родного села.

Почта, Школа, Медпункт,Магазины,

Ветучасток и др.

Кто работает в селе?

Игрушки наших бабушек

Мои любимые игрушки

Русские народные игры зимой

Игры – забавы с домовёнком

Надворные постройки для содержания домашних животных

Сельскохозяй –ственные орудия труда

Орудия труда: топор, пила, лопата, молоток, прялка

6

Твоя улица, твой дом, твой двор

Конкурс творческих работ «Вот мой дом родной»

Горы и реки моего села. Часовня. Родник

Русские промыслы :

-дымковская игрушка

-богородская игрушка (забава)

-городец (предметы мебели)

-хохлома (утварь)

Секреты огорода

Участие в подготовке блюд из овощей

Знакомство с вышивкой (полотенца, скатерти)

7

Места отдыха в селе Ильинское

В доме культуры

На детской площадке

У реки

Родные рощи и луга

Библиотека и читальный зал

Народные музыкальные инструменты

Русский фольклор (потешки, колыбельные)

Чтение русской народной сказки

Спектакли по мотивам р. н. сказки (неделя театра)

Посиделки

Архитектурные украшения домов

Сравнение с современными домами

Кукла-свёртка

Русский костюм

Кукла-свёртка

Флаг и герб страны

Флаг и герб Нижнего Новгорода, Починок.

Поэзия о родных просторах

Конкурс чтецов

Кукла-стригуша

Изучение творчества художников, рисующих природу края

Выставка рисунков «наши дети рисуют родное село»

Клуб знатоков села

Кукла-скатка

Мои уголок и комната дома

Мой дом

Моя улица

Мой детский сад

Кукла-кисточка

Игры-занятия:

Деревенский двор

Домашние животные

Русские хороводы

Кукла-скатка

Красивые дома

Красивые усадьбы

Кукла-крест из соломы

Народные музыкальные инструменты

Обрядовые блюда русской кухни

Кукла-склейка

Роспись предметов быта

Народные музыкальные инструменты

Кукла-склейка

Публикации по теме:

Проект Мини-музей «Русская березка»Проект Мини-музей «Русская березка» Здравствуйте уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию наш мини-музей посвященный Русской березе и изделиям из бересты. Модель березки.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Одной из интересной и эффективной формой работы с детьми является создание мини - музея. В нашем саду прошёл смотр конкурс мини - музея.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Мини-музей в ДОУ «Русская изба»Мини-музей в ДОУ «Русская изба» Мини-музей в ДОУ «Русская изба» В современных семьях знают все меньше обрядов, традиций, забывают потешки, прибаутки, песни, в том числе.

Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба»Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба» Доброе время суток, дорогие мои друзья и гости странички! На просторах МААМ много рассказано про музей "Русская изба" и фотоотчетов много.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Вот прекрасная изба- Теплотой она полна. У окна скамья стоит, Прялочка на ней лежит. Только скажем чок-чок-чок И открылся сундучок! Полон.

Предметно-развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Русская изба»Предметно-развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Русская изба» Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Мини-музей «Русская изба» в детском садуМини-музей «Русская изба» в детском саду Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мини - музей нашего детского сада. Приобщение дошкольников к культуре,.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»Экскурсия в мини-музей «Русская изба» 24 октября, в завершении недели русского быта и традиций, мы вместе с детьми отправились в мини- музей «Русская изба», где прошло итоговое.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мини-музей «Русская изба»
Опубликовано: 5 апреля 2022 в 20:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Мини-музей «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кулясова (УИ 747183) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД