Анна Кулясова
Проект «Мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мини- музей «Русская изба» направлен на приобщения детей к духовной культуре, пробуждение у дошкольников основ национального самосознания, национальной принадлежности.
• этапы создания и основные направления работы мини-музея;
• формы работы с детьми;
разработаны:
• Положение о мини-музее
• примерные темы экскурсий и занятий для детей
Публикация «Проект „Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Русская изба. Проекты
- Темочки
• перспективный тематический план работы в мини-музее
Гуманистическая направленность работы мини-музея позволит педагогам, опираясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста, учесть разный темп развития детей и реализовать личностно-ориентированный подход по их приобщению к традиционной национальной культуре, воспитать у них уважение и любовь к своей малой родине.
Введение в проект
Актуальность проекта
В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни.
У воспитанников нашего ДОУ нет возможности посещать выставки народного искусства, краеведческие экспозиции в музеях.
Одна из форм ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему – организация в детском саду фольклорного мини-музея. Экспонаты музея можно использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, музыкальной, изобразительной, так как без зрительных образов ребёнок не в силах адекватно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде. Музей даёт возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его, наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, какие они соблюдали обычаи и чем украшали свой быт, то есть музей поможет восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Гипотеза реализации проекта Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности.
Вид проекта – познавательно-творческий
Участники проекта : Дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители и представители старшего поколения села.
Цель проекта
Становление гражданских, патриотических чувств и духовности у дошкольников, восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры через приобщение детей к её истокам
Основные задачи проекта
• Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.
• Пробуждать чувство любви к Отечеству
• Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества
• Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
• обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;
• активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;
• пробуждение национального самосознания;
• отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.
У родителей
• активизация и систематизация краеведческих знаний;
• участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;
• проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.
У педагогов
• овладение научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;
• разработка методического материала по проекту «Мини- музей»;
• создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.
1. Общие положения
1.1. Мини-музей – место в групповой комнате для размещения тематической коллекции экспонатов (предметов быта, игрушек, фотографий, одежды русского народа)
1.2. Работа, проводимая в мини-музее, взаимосвязана с другими видами деятельности детей дошкольного возраста и осуществляется в соответствии с реализуемой в ДОУ программой
1.3. Мини-музей комплектуется экспонатами при участии администрации ДОУ, воспитателей, родителей воспитанников, общественности.
2. Задачи работы с детьми в мини-музее
• Осуществление комплексного подхода к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
• Воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре, языку русского народа
3. Организация работы в мини-музее
3.1. Для организации работы мини-музея проводятся следующие мероприятия:
• Формируется актив сотрудников ДОУ, осуществляющий целенаправленную педагогическую, экспозиционную и культурно-просветительскую работу
• Назначается ответственный организатор по сбору, хранению и регистрации экспонатов в каталоге
• Выбирается место, изготавливается оборудование, обеспечивающие сохранность и демонстрацию экспонатов
3.2. Создание мини-музея является результатом творческой работы всех заинтересованных лиц (педагогов, родителей воспитанников)
3.3. Решение об открытии мини-музея утверждается приказом заведующей ДОУ при согласовании с вышестоящими органами
3.4. Организационная деятельность с детьми в мини-музее проводится по подгруппам в соответствии с режимом дня
4. Обязанности руководителя мини-музея
4.1. Руководство работой музея осуществляется сотрудником ДОУ –
ответственным организатором, назначенным приказом заведующей ДОУ
4.2. Руководитель мини-музея обязан :
• Принимать экспонаты, обеспечивать их сохранность, учитывать в каталоге
• Изучать педагогическую, краеведческую, художественно-историческую литературу
• Планировать мероприятия (экскурсии, занятия, беседы, досуги, развлечения и др.) с детьми, педагогами и родителями воспитанников
• Проводить методическую и просветительскую работу с педагогами и родителями
• Оказывать содействие педагогам в использовании экспонатов мини-музея в образовательном процессе
^ 5. Учёт и обеспечение сохранности экспонатов
5.1. Все экспонаты учитываются в каталоге
5.2. В случае прекращения деятельности мини-музея вопрос о передаче экспонатов другим лицам решается заведующей и педагогическим советом ДОУ
5.3. Экспонаты, переданные в мини-музей родителями на время посещения их ребёнка детского сада, возвращаются им по окончании пребывания воспитанника в ДОУ
Примерные темы экскурсий и занятий для детей в мини-музее
Экскурсии и занятия
Содержание
Обзорные экскурсии
-Торжественное открытие мини-музея
-Рассказ об экспонатах по мере их поступления (кто подарил, практическое предназначение, описание свойств и т. д.)
-Путешествие в прошлое
-Лучше нет родного края
Игры и игрушки -Игрушки бабушек и дедушек
-Театр самодельных кукол
-Народные промыслы
-Моя любимая игрушка
Предметы одежды -Народный костюм в сравнении с современной одеждой
-Откуда рубашка пришла
-Бабушкин сундук
-Наше смотрите – своё покажите
-Лапти – скороходы
-Народные узоры на предметах одежды
-Изделия, связанные бабушкой
-Волшебная шкатулка (рассматривание украшений к одежде
Головные уборы -Женский головной убор
-Мужской головной убор
-Игра «Сравни старинные головные уборы с современными»
Обувь -Лапти-лапоточки
-Валенки, валенки – не подшиты стареньки
-В красных сапожках пройду я по дорожке
-Современная обувь
Предметы быта -Жилище разных народов
-Древняя посуда в сравнении с современной
-Старинная мебель
-Инструменты-помощники
-Золотые руки дедушки
-История о часах
Современная продукция наших предприятий
-Продукция, выпускаемая предприятиями нашего района
-Продукция, выпускаемая предприятиями областного центра (мебель, зеркала, одежда, обувь, ткани и т. д.)
Народные игры
-Подвижные народные игры
-Игры-хороводы
-Разучиваем считалки
-Мои любимые игры
Русский фольклор -Потешки, заклички, считалки, дразнилки, сказки, докучные прибаутки, драматизация сказок и т. д.
Перспективный тематический план работы с детьми в мини-музее «Русская изба»
Подготовительная группа
Старшая группа
Средняя группа
Младшая группа
1
Экскурсия в мини-музей
Быт русского народа (мебель)
Утварь деревенского дома
Русская кухня (национальные блюда)
Экскурсия в мини-музей
Рассказ об устройстве русской избы
Без печи изба – не изба
Мебель в деревенском доме
Убранство дома
Сравнение с современной мебелью
Сбор букетов колосков, рябины и калины, трав
Внешний вид крестьянской избы
2
Любят в праздники рядиться наши русские девицы.
Русский национальный костюм.
Русский национальный головной убор (ж. и м.)
Русская национальная обувь (сапожки, валенки).
Посиделки
Посуда деревянная
Посуда глиняная
Щи да каша – пища наша
Русская пища
Посиделки
Знакомство с предметами быта: сундук, прялка, веретено, рубель, корыто и т. д.
Сравнение с современной бытовой техникой
Внутреннее убранство избы
Травяной дух избы: букеты колосков, ягод, трав
3
Беседа «Что я знаю о родном селе»
Дидактические игры «Заешь ли ты своё село?», «Узнай Ильинское по фотографии»
Рассматривание панорамы «Старинный Нижний»
Выставка семейных фотографий «Отдых в родном селе»
Вот в какой чудной одежде ходили люди прежде
Праздничная русская женская одежда
Мужская русская (праздничная и повседневная) одежда
И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром
Чудесный сундук
Печь в русском доме
Сравнение с современными аналогами: (электро- и газо-плитами, СВЧ)
Мебель
Люлька (колыбелька, зыбка)
Игровые ситуации: укладывание куклы спать, пропевание колыбельных песен
4
Первые улицы – сердце села
Как застраивалось Ильинское.
Здания родного села
Прогулки по зимним улицам села
Досуг «Лучший знаток села»
Женские и мужские головные уборы
Лапти – лапоточки
Дети, в гости наряжайтесь
Празднование Нового года на Руси
Кухонная утварь
(сечка, самовар, доски и т. д.)
Сравнение с современной кухонной утварью
Домашняя утварь
Материалы изготовления: дерево, глина, ткань
5
Предприятия
родного села.
Почта, Школа, Медпункт,Магазины,
Ветучасток и др.
Кто работает в селе?
Игрушки наших бабушек
Мои любимые игрушки
Русские народные игры зимой
Игры – забавы с домовёнком
Надворные постройки для содержания домашних животных
Сельскохозяй –ственные орудия труда
Орудия труда: топор, пила, лопата, молоток, прялка
6
Твоя улица, твой дом, твой двор
Конкурс творческих работ «Вот мой дом родной»
Горы и реки моего села. Часовня. Родник
Русские промыслы :
-дымковская игрушка
-богородская игрушка (забава)
-городец (предметы мебели)
-хохлома (утварь)
Секреты огорода
Участие в подготовке блюд из овощей
Знакомство с вышивкой (полотенца, скатерти)
7
Места отдыха в селе Ильинское
В доме культуры
На детской площадке
У реки
Родные рощи и луга
Библиотека и читальный зал
Народные музыкальные инструменты
Русский фольклор (потешки, колыбельные)
Чтение русской народной сказки
Спектакли по мотивам р. н. сказки (неделя театра)
Посиделки
Архитектурные украшения домов
Сравнение с современными домами
Кукла-свёртка
Русский костюм
Кукла-свёртка
Флаг и герб страны
Флаг и герб Нижнего Новгорода, Починок.
Поэзия о родных просторах
Конкурс чтецов
Кукла-стригуша
Изучение творчества художников, рисующих природу края
Выставка рисунков «наши дети рисуют родное село»
Клуб знатоков села
Кукла-скатка
Мои уголок и комната дома
Мой дом
Моя улица
Мой детский сад
Кукла-кисточка
Игры-занятия:
Деревенский двор
Домашние животные
Русские хороводы
Кукла-скатка
Красивые дома
Красивые усадьбы
Кукла-крест из соломы
Народные музыкальные инструменты
Обрядовые блюда русской кухни
Кукла-склейка
Роспись предметов быта
Народные музыкальные инструменты
Кукла-склейка