марина дортанс
Мини-музей «Уральская горница»
▼ Скачать + Заказать документы
У обучающихся дошкольного возраста расширяется круг представлений об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Кругозор обучающихся расширяется от представлений и элементарных понятий, с которыми они сталкиваются в ближайшем окружении до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны.
Еще в 2000 году педагоги образовательного Учреждения № 6 «Снежинка» серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2017
Педагоги решили выделить в группе небольшой уголок и оборудовать его в виде комнаты в русской избе, где будут размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, чугунки, лапти. Начались их поиски, в которых участвовали не только сотрудники детского сада, но и родители воспитанников. Чудом сохранившиеся старинные предметы быта отыскивали и в городских квартирах, и на дачах, и в деревенских домах у родственников.
Более 10 лет в группе № 5 «Теремок» МБДОУ детский сад № 6 «Снежинка» функционирует мини — музей «Уральская горница», в котором обучающиеся знакомятся с бытом, обрядами, праздниками наших бабушек и дедушек.
Сейчас в нашем мини — музее насчитывается более 100 экспонатов, а тогда 10 лет назад, благодаря руководителю Учреждения мы начали собирать и оформлять экспозицию мини — музея. Огромную помощь и поддержку оказали родители и представители старших поколений наших обучающихся. Крынки, ковши, ухваты, чугунки, утюги - стали экспонатами мини — музея «Уральская горница». Была оформлена выставка керамических изделий таволожских мастеров гончарного дела. Оформлены фотоальбомы: «Убранство русской избы»; «народные праздники и гуляния», «История родного города».
Почерпнув сведения из самых разных источников, сотрудники детского сада постарались воссоздать в помещении группы небольшой и уютный уголок русской избы.
Однако основной задачей педагогов было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Например, макет русской печи, макет крестьянского подворья.
Еще одним отступлением от традиционного убранства русской избы было размещение на одной из навесных полок разнообразных произведений — предметов прикладного искусства (Хохлама, Жестовские подносы, Нижнетагильские подносы, Таволожская керамика). Это было вызвано тем, что именно в такой обстановке хотелось познакомить детей с народными промыслами не только Уральского края, но и всей России.
Таким образом, в групповом помещении детского сада разместились: на полках — чугунный утюг, лапти, корзинки, деревянные макеты избы, в деревянном шкафу-горке — домашняя утварь (кринки, кувшины, горшки, чугунки, керосиновая лампа, у макета печки — ухват, кочерга, веник-голик, на резных полках — предметы прикладного искусства, в закрытой тумбочке — проспекты, книги, технические средства.
После того, как убранство «избы» было завершено, перед педагогами встала не менее сложная задача — методическая организация работы.
Вначале решили, что воспитатели один раз в неделю будут знакомить обучающихся с убранством русской избы, знакомить со старинными предметами обихода, читать сказки. Так как экспонаты располагались в групповом помещении и были постоянно на виду у воспитанников, то детьми каждый день задавалось множество вопросов.
Постепенно отрабатывались содержание и методы.