Елена Булимова
Проект «Мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать
Пояснительная записка
Детство дошкольника - очень важное время в становлении личности, время активного познания мира. Поддержание познавательного интереса в дошкольном детстве требует разные приемы, формы и методы работы, как традиционные, так и новейшие.
Интересная форма знакомства детей с историей и культурой нашей богатой страны России, в детском саду - это музейный уголок или мини-музей, который стал неотъемлемой частью развивающей предметно - пространственной среды детского сада.
Публикация «Проект „Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Русская изба. Проекты
- Темочки
При знакомстве детьми с музейными экспонатами, для ребенка открывается мир неизведанный, но полный новой информации, дает возможность прикоснуться к предметам, которые несут историческую информацию жизненного уклада русского народа. Дети погружаются в другую, необыкновенную и историческую среду, при этом обогащая свой практический, эмоциональный и культурно - исторический опыт.
Актуальность
Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Создать такие условия, в которых ребенок устанавливает собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества является одной из основных задач образовательного процесса. Дети мало получают информации о русской культуре, быте народа в наши дни. Работа в этом направлении требует организацию особых условий, созданию обстановки, которая средствами яркой наглядности обеспечивала бы детям много новых ощущений и эмоциональных переживаний. Решить проблему поможет создание мини-музея «Русская изба», так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.
Цель создания мини–музея «Русская изба»:
развитие у детей представлений о русской культуре, особенностях жизни и быта русского народа.
Задачи:
- познакомить детей с жизнью, бытом, обрядами русского народа;
- формировать чувство любви к Родине, на основе изучения русских народных традиций;
- развивать духовно–нравственную личность ребенка;
- воспитывать интерес и умение применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Задачей педагога является разработка методического обеспечения по реализации задач образовательной области.
При организации мини-музея учитывались следующие принципы:
интеграция, деятельности и интерактивности, научности, природосообразности, культуросообразности, разнообразия, экологичности, безопасности, глобализма и регионализма, креативности. Все эти принципы позволяют музею стать частью образовательного пространства нашего детского сада.
Этапы создания мини – музея «Русская изба»
1. Подготовительный этап.
Включает в себя изучение методической литературы. Мы выяснили, что не все дети посещали музей с родителями, некоторые не знают, что такое музей, а представления о русской культуре поверхностны и неполны. Эти пробелы можно восполнить походом в музей. Решение проблемы: создание мини – музея.
2. Практический этап:
Оформление мини – музея «Русская изба»
Основным украшением центральной части нашего уголка «Русская изба» является макет русской печи, стол и лавка. У нас собраны разные старинные предметы быта русского народа: керосиновая лампа, русские народные музыкальные инструменты, русский народный костюм, люлька с младенцем. Кухонная утварь: самовар, глиняная посуда, деревянные ложки.
Декоративные элементы: старинные скатерти, салфетки, домотканые коврики.
Совместная познавательно – исследовательская деятельность педагога с детьми.
3. Заключительный этап:
Реализация воспитательно – образовательных мероприятий с детьми. Разработка плана мини – музея, включение регионального компонента, назначение ответственных лиц за работу мини – музея. Разработка содержания экскурсий.
Музейными предметами могут пользоваться педагоги всех возрастных групп, экспонаты могут использоваться при театрализации, тематических занятий, музыкальной и игровой деятельности детей.
Созданный мини – музей «Русская изба» вернет нам и нашим детям национальную память, по новому мы будем относится к старинным праздникам, обрядам, традициям, декоративно – прикладному искусству, художественным промыслам, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Сформирует у детей патриотические чувства, приобщит их к миру общечеловеческих ценностей, к богатой истории русского народа.
Мини–музей «Русская изба» в условиях детского сада на современном этапе помогает обеспечить историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью.
Работа в мини – музее «Русская изба» представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм:
-экскурсии в музей,
-образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим,
-занятия в рамках педагогических проектов,
-инсценирование сказок,
-тематические дни, праздники, развлечения,
-использование экспонатов музея в образовательной деятельности, при организации режимных моментов,
-организация выставок детского творчества в группах, холле детского сада,
- взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
В работе можно использовать различные методы :
Наглядный метод используется во время-
• чтения педагогом рассказов;
• наблюдений;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведения дидактических игр;
• моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе-
• чтения литературных произведений воспитателем;
• чтения стихотворений детьми, воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбора житейских ситуаций;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
• чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо-
• организовывать продуктивную деятельность;
• провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• сшить кукол к сказкам;
• организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
• провести экскурсии различной направленности;
• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Через посещение избы педагоги дают знания детям о назначении кухонной утвари, помогают усваивать правила гостеприимства, которым славен русский народ, знакомят с пословицами и раскрывают их значение: «Не красна изба углом - красна пирогом», «Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол». Также знакомят с разнообразием народного искусства: городецкой, хохломской, дымковской росписью, разными видами игрушек, учат навыкам и умениям расписывать народные игрушки, лепить посуду по типу дымковской, украшать ее орнаментом. Погружение детей в разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, изучению народного фольклора позволяет прививать у детей чувство прекрасного.
Темы экскурсий:
«Устройство русской избы»,
«Старинная посуда и предметы обихода»,
«народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники» и др.
Оформление тематических выставок:
«Предметы крестьянского быта»,
«Народный костюм», «Горница»,
«Обитатели избы – их место»,
«Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина»,
«Женское ремесло» и другие;
организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников
Тематические досуги в мини-музеи «Русская изба»:
«Рождественские колядки»,
«Масленица»,
«Верба, вербочка»,
«Пасха»,
«Святки» и др.
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников:
- Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка»
- мастер-класс «Изготовление книжек – малышек «русская нар сказка»
- Консультация для педагогов «Народная музыкотерапия»
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область Содержание Цель
Познавательное развитие. Беседа про быт русского народа, праздники; составление рассказа о месяцах и временах года и использованием народных примет; Электронные презентации, создание мини-музеев, издание буклетов, сотворчество, проектная деятельность, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, работа в мастерских, ярмарки. Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними. Знакомство с историческим, географическим, экономическим, культурным и природным наследием родного села, района, города, страны
Коммуникативно-личностное развитие Беседы, ситуативные разговоры, электронные презентации, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, викторины, составление семейного дерева, герба семьи. Развитие умения общаться с целью получения знаний, знакомство с народным фольклором. Принадлежности к нации, формирование основ толерантности, уважение к историческому и настоящему своего села, района, области, России. Приобщение к моральным нормам.
Речевое развитие Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок, считалок. Использование современных информационных технологий, беседы, интервью, словотворчество. Театральная деятельность, мастерская по изготовлению атрибутов, литературные викторины. Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям.
Художественно-эстетическое развитие Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам и для украшения интерьера. Знакомство с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, закличек, считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности. Посещение музеев, использование видеозаписей. Оформление выставок.
Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности
(самостоятельность, инициативность, индивидуальность). Использование музыкальных произведений, как средства обогащения представлений детей культуре русского народа. Формирование интереса и приобщение к народным видам творчества, развитие детского творчества через применение знаний народного промысла в продуктивной деятельности.
Планируемый результат:
- Введение ребёнка в мир искусства, развитие его художественной культуры.
- Способствование возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам.
- Формирование «образа музея» как собрания предметов красоты культурно – исторического значения.
- Развитие художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления.
Паспорт мини – музея «Русская изба»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска»
Педагоги: Булимова Елена Петровна - воспитатель высшей категории, Хитрикова Ольга Михайловна - воспитатель высшей категории.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Основной задачей при организации «Русской избы» было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Мы считаем, что воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего историю и культуру своего народа, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
«Русская изба» является полноценным Центром активности для детей. В «Русской избе» можно проводить познавательные занятия для детей по подгруппам (продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и т. д.). Все предметы в «Русской избе» – интерактивны. Дети могут не только рассматривать экспонаты, но и действовать с ними, узнавать их применение. В такой атмосфере гораздо лучше воспринимается весь познавательный материал.
Направленность мини-музея: исследовательская, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, познавательная.
Организаторы мини-музея: коллектив сотрудников детского сада.
Направление: этнография, русское народное творчество.
Мини музей "Русская изба" расположен в центре духовно-нравственного воспитания дошкольников
Экспонаты и разделы мини-музея «Русская изба»
В экспозиции нашего музея показан условный интерьер крестьянского дома, предметы быта, одежды.
Коллекция содержит разнообразный наглядный материал:
русская печка, посуда, утварь;
изделия народных промыслов: Хохлома (тканные салфетки, прихватки, плошки, ложки, Керосиновая лампа
деревянная лавка;
домотканные коврики;
Экспозиция «Русские народные инструменты»
русские народные инструменты: балалайка, гармошка, деревянные ложки, свистульки;
детские игрушки: матрешка, дымковская игрушка
деревянные изделия народных промыслов: Хохлома
Входя в мини-музей в переднем «красном» углу находится стол с самоваром на нём, чашками для чая, пирожки, кувшин для молока.
Возле тёплого места в избе находится люлька.
В люльке лежит младенец (кукла,
Люльку можно качать, напевая колыбельные песни.
Экспозиция «Русский народный костюм»
-рубаха-косоворотка с кушаком,
- шаровары,
- платье с кокошником,
- сарафан с рубахой,
- повязка на голову,
- вязанная шаль,
- лапти
Экспозиция «Куклы - обереги»
Куватка вывешивалась над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов.
Народную тряпичную куклу-мотанку, или как ее еще называют узелковая кукла, считают древним оберегом. Эта не простая игрушка защищала ее владельца от невзгод и неприятностей
Кукла Счастье - считается чисто женской куклой, которая приносит женщине счастье и является мощным оберегом. Вся сила куклы - в длинной косе, ведь издревне считается, что волосы хранят силу.
Тряпичная кукла-столбушка изготавливалась только за счет связывания-скручивания. И сопровождала кроху весь первый год: висела над колыбелькой, оберегая от сглаза, забавляя и тренируя маленькие пальчики. Пока не «уходила» (изнашивалась).
Уральская кукла от худого слова
тряпичная кукла-оберег для ваших близких защитным от любого бранного слова или действа.
«Крупеничка» или «Зернушка» Кукла — мешочек, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном.
Славянские куклы-обереги должны были оберегать дом и семью от нечисти и злых глаз, хранить здоровье, семейных очаг и лечить от болезней, исполнять желания, помогать по хозяйству, призывать удачу и делать неразрывной связь между матерью и ребенком. Кукол было много.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как ребенок играя, учился вести хозяйство, познавал закономерности семейных связей и отношений. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Главной особенностью этой куклы является то, что делали её без иголки, и у неё не было лица. По народным поверьям кукла с «лицом», как бы обретала душу, и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.
Экспозиция «Женское ремесло»
вязанная шаль, пуховый платок, пряжа, спицы, крючок.
Специальные чески для шерсти
Образцы вышивки
Дидактические игры.
Авторские разработки
Д/и «Сложи узор»
Домино «Дымковская игрушка»
Матрешки
Раскраски народных узоров: хохломская роспись, гжель, дымковская игрушка и т. д.
Д/и «Мы такие разные»
Д/и «Рисуем орнамент»
Д/и «Выложи узор»
Альбомы: «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Жостовский букет», «Сказочная гжель».
Коллекция пряжи, ткани.