Папки-передвижки

Проект «Мини-музей «Русская изба»

Елена Булимова
Проект «Мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Детство дошкольника - очень важное время в становлении личности, время активного познания мира. Поддержание познавательного интереса в дошкольном детстве требует разные приемы, формы и методы работы, как традиционные, так и новейшие.

Интересная форма знакомства детей с историей и культурой нашей богатой страны России, в детском саду - это музейный уголок или мини-музей, который стал неотъемлемой частью развивающей предметно - пространственной среды детского сада.

Публикация «Проект „Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах

При знакомстве детьми с музейными экспонатами, для ребенка открывается мир неизведанный, но полный новой информации, дает возможность прикоснуться к предметам, которые несут историческую информацию жизненного уклада русского народа. Дети погружаются в другую, необыкновенную и историческую среду, при этом обогащая свой практический, эмоциональный и культурно - исторический опыт.

Актуальность

Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Создать такие условия, в которых ребенок устанавливает собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества является одной из основных задач образовательного процесса. Дети мало получают информации о русской культуре, быте народа в наши дни. Работа в этом направлении требует организацию особых условий, созданию обстановки, которая средствами яркой наглядности обеспечивала бы детям много новых ощущений и эмоциональных переживаний. Решить проблему поможет создание мини-музея «Русская изба», так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Цель создания мини–музея «Русская изба»:

развитие у детей представлений о русской культуре, особенностях жизни и быта русского народа.

Задачи:

- познакомить детей с жизнью, бытом, обрядами русского народа;

- формировать чувство любви к Родине, на основе изучения русских народных традиций;

- развивать духовно–нравственную личность ребенка;

- воспитывать интерес и умение применять полученные знания в продуктивной деятельности.

Задачей педагога является разработка методического обеспечения по реализации задач образовательной области.

При организации мини-музея учитывались следующие принципы:

интеграция, деятельности и интерактивности, научности, природосообразности, культуросообразности, разнообразия, экологичности, безопасности, глобализма и регионализма, креативности. Все эти принципы позволяют музею стать частью образовательного пространства нашего детского сада.

Этапы создания мини – музея «Русская изба»

1. Подготовительный этап.

Включает в себя изучение методической литературы. Мы выяснили, что не все дети посещали музей с родителями, некоторые не знают, что такое музей, а представления о русской культуре поверхностны и неполны. Эти пробелы можно восполнить походом в музей. Решение проблемы: создание мини – музея.

2. Практический этап:

Оформление мини – музея «Русская изба»

Основным украшением центральной части нашего уголка «Русская изба» является макет русской печи, стол и лавка. У нас собраны разные старинные предметы быта русского народа: керосиновая лампа, русские народные музыкальные инструменты, русский народный костюм, люлька с младенцем. Кухонная утварь: самовар, глиняная посуда, деревянные ложки.

Декоративные элементы: старинные скатерти, салфетки, домотканые коврики.

Совместная познавательно – исследовательская деятельность педагога с детьми.

3. Заключительный этап:

Реализация воспитательно – образовательных мероприятий с детьми. Разработка плана мини – музея, включение регионального компонента, назначение ответственных лиц за работу мини – музея. Разработка содержания экскурсий.

Музейными предметами могут пользоваться педагоги всех возрастных групп, экспонаты могут использоваться при театрализации, тематических занятий, музыкальной и игровой деятельности детей.

Созданный мини – музей «Русская изба» вернет нам и нашим детям национальную память, по новому мы будем относится к старинным праздникам, обрядам, традициям, декоративно – прикладному искусству, художественным промыслам, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Сформирует у детей патриотические чувства, приобщит их к миру общечеловеческих ценностей, к богатой истории русского народа.

Мини–музей «Русская изба» в условиях детского сада на современном этапе помогает обеспечить историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью.

Работа в мини – музее «Русская изба» представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм:

-экскурсии в музей,

-образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим,

-занятия в рамках педагогических проектов,

-инсценирование сказок,

-тематические дни, праздники, развлечения,

-использование экспонатов музея в образовательной деятельности, при организации режимных моментов,

-организация выставок детского творчества в группах, холле детского сада,

- взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.

В работе можно использовать различные методы :

Наглядный метод используется во время-

• чтения педагогом рассказов;

• наблюдений;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

• проведения дидактических игр;

• моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе-

• чтения литературных произведений воспитателем;

• чтения стихотворений детьми, воспитателем;

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответов на вопросы педагога, детей;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

• сообщения дополнительного материала воспитателем;

• загадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

• разбора житейских ситуаций;

• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

• чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо-

• организовывать продуктивную деятельность;

• провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

• сшить кукол к сказкам;

• организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

• провести экскурсии различной направленности;

• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Через посещение избы педагоги дают знания детям о назначении кухонной утвари, помогают усваивать правила гостеприимства, которым славен русский народ, знакомят с пословицами и раскрывают их значение: «Не красна изба углом - красна пирогом», «Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол». Также знакомят с разнообразием народного искусства: городецкой, хохломской, дымковской росписью, разными видами игрушек, учат навыкам и умениям расписывать народные игрушки, лепить посуду по типу дымковской, украшать ее орнаментом. Погружение детей в разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, изучению народного фольклора позволяет прививать у детей чувство прекрасного.

Темы экскурсий:

«Устройство русской избы»,

«Старинная посуда и предметы обихода»,

«народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники» и др.

Оформление тематических выставок:

«Предметы крестьянского быта»,

«Народный костюм», «Горница»,

«Обитатели избы – их место»,

«Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина»,

«Женское ремесло» и другие;

организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников

Тематические досуги в мини-музеи «Русская изба»:

«Рождественские колядки»,

«Масленица»,

«Верба, вербочка»,

«Пасха»,

«Святки» и др.

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников:

- Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка»

- мастер-класс «Изготовление книжек – малышек «русская нар сказка»

- Консультация для педагогов «Народная музыкотерапия»

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область Содержание Цель

Познавательное развитие. Беседа про быт русского народа, праздники; составление рассказа о месяцах и временах года и использованием народных примет; Электронные презентации, создание мини-музеев, издание буклетов, сотворчество, проектная деятельность, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, работа в мастерских, ярмарки. Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними. Знакомство с историческим, географическим, экономическим, культурным и природным наследием родного села, района, города, страны

Коммуникативно-личностное развитие Беседы, ситуативные разговоры, электронные презентации, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, викторины, составление семейного дерева, герба семьи. Развитие умения общаться с целью получения знаний, знакомство с народным фольклором. Принадлежности к нации, формирование основ толерантности, уважение к историческому и настоящему своего села, района, области, России. Приобщение к моральным нормам.

Речевое развитие Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок, считалок. Использование современных информационных технологий, беседы, интервью, словотворчество. Театральная деятельность, мастерская по изготовлению атрибутов, литературные викторины. Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям.

Художественно-эстетическое развитие Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам и для украшения интерьера. Знакомство с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, закличек, считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности. Посещение музеев, использование видеозаписей. Оформление выставок.

Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности

(самостоятельность, инициативность, индивидуальность). Использование музыкальных произведений, как средства обогащения представлений детей культуре русского народа. Формирование интереса и приобщение к народным видам творчества, развитие детского творчества через применение знаний народного промысла в продуктивной деятельности.

Планируемый результат:

- Введение ребёнка в мир искусства, развитие его художественной культуры.

- Способствование возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам.

- Формирование «образа музея» как собрания предметов красоты культурно – исторического значения.

- Развитие художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления.

Паспорт мини – музея «Русская изба»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска»

Педагоги: Булимова Елена Петровна - воспитатель высшей категории, Хитрикова Ольга Михайловна - воспитатель высшей категории.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Основной задачей при организации «Русской избы» было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Мы считаем, что воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего историю и культуру своего народа, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

«Русская изба» является полноценным Центром активности для детей. В «Русской избе» можно проводить познавательные занятия для детей по подгруппам (продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и т. д.). Все предметы в «Русской избе» – интерактивны. Дети могут не только рассматривать экспонаты, но и действовать с ними, узнавать их применение. В такой атмосфере гораздо лучше воспринимается весь познавательный материал.

Направленность мини-музея: исследовательская, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, познавательная.

Организаторы мини-музея: коллектив сотрудников детского сада.

Направление: этнография, русское народное творчество.

Мини музей "Русская изба" расположен в центре духовно-нравственного воспитания дошкольников

Экспонаты и разделы мини-музея «Русская изба»

В экспозиции нашего музея показан условный интерьер крестьянского дома, предметы быта, одежды.

Коллекция содержит разнообразный наглядный материал:

русская печка, посуда, утварь;

изделия народных промыслов: Хохлома (тканные салфетки, прихватки, плошки, ложки, Керосиновая лампа

деревянная лавка;

домотканные коврики;

Экспозиция «Русские народные инструменты»

русские народные инструменты: балалайка, гармошка, деревянные ложки, свистульки;

детские игрушки: матрешка, дымковская игрушка

деревянные изделия народных промыслов: Хохлома

Входя в мини-музей в переднем «красном» углу находится стол с самоваром на нём, чашками для чая, пирожки, кувшин для молока.

Возле тёплого места в избе находится люлька.

В люльке лежит младенец (кукла,

Люльку можно качать, напевая колыбельные песни.

Экспозиция «Русский народный костюм»

-рубаха-косоворотка с кушаком,

- шаровары,

- платье с кокошником,

- сарафан с рубахой,

- повязка на голову,

- вязанная шаль,

- лапти

Экспозиция «Куклы - обереги»

Куватка вывешивалась над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов.

Народную тряпичную куклу-мотанку, или как ее еще называют узелковая кукла, считают древним оберегом. Эта не простая игрушка защищала ее владельца от невзгод и неприятностей

Кукла Счастье - считается чисто женской куклой, которая приносит женщине счастье и является мощным оберегом. Вся сила куклы - в длинной косе, ведь издревне считается, что волосы хранят силу.

Тряпичная кукла-столбушка изготавливалась только за счет связывания-скручивания. И сопровождала кроху весь первый год: висела над колыбелькой, оберегая от сглаза, забавляя и тренируя маленькие пальчики. Пока не «уходила» (изнашивалась).

Уральская кукла от худого слова

тряпичная кукла-оберег для ваших близких защитным от любого бранного слова или действа.

«Крупеничка» или «Зернушка» Кукла — мешочек, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном.

Славянские куклы-обереги должны были оберегать дом и семью от нечисти и злых глаз, хранить здоровье, семейных очаг и лечить от болезней, исполнять желания, помогать по хозяйству, призывать удачу и делать неразрывной связь между матерью и ребенком. Кукол было много.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как ребенок играя, учился вести хозяйство, познавал закономерности семейных связей и отношений. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Главной особенностью этой куклы является то, что делали её без иголки, и у неё не было лица. По народным поверьям кукла с «лицом», как бы обретала душу, и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Экспозиция «Женское ремесло»

вязанная шаль, пуховый платок, пряжа, спицы, крючок.

Специальные чески для шерсти

Образцы вышивки

Дидактические игры.

Авторские разработки

Д/и «Сложи узор»

Домино «Дымковская игрушка»

Матрешки

Раскраски народных узоров: хохломская роспись, гжель, дымковская игрушка и т. д.

Д/и «Мы такие разные»

Д/и «Рисуем орнамент»

Д/и «Выложи узор»

Альбомы: «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Жостовский букет», «Сказочная гжель».

Коллекция пряжи, ткани.

Публикации по теме:

Проект Мини-музей «Русская березка»Проект Мини-музей «Русская березка» Здравствуйте уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию наш мини-музей посвященный Русской березе и изделиям из бересты. Модель березки.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Одной из интересной и эффективной формой работы с детьми является создание мини - музея. В нашем саду прошёл смотр конкурс мини - музея.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Мини-музей в ДОУ «Русская изба»Мини-музей в ДОУ «Русская изба» Мини-музей в ДОУ «Русская изба» В современных семьях знают все меньше обрядов, традиций, забывают потешки, прибаутки, песни, в том числе.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими - то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры.

Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба»Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба» Доброе время суток, дорогие мои друзья и гости странички! На просторах МААМ много рассказано про музей "Русская изба" и фотоотчетов много.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Вот прекрасная изба- Теплотой она полна. У окна скамья стоит, Прялочка на ней лежит. Только скажем чок-чок-чок И открылся сундучок! Полон.

Предметно-развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Русская изба»Предметно-развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Русская изба» Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»Экскурсия в мини-музей «Русская изба» 24 октября, в завершении недели русского быта и традиций, мы вместе с детьми отправились в мини- музей «Русская изба», где прошло итоговое.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мини-музей «Русская изба»
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 22:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Мини-музей «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Булимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД