Папки-передвижки

Мини-музей как средство познавательного развития (13 фото)

Надежда Забузова
Мини-музей как средство познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы

Целями и задачами создания мини-музеев являлось :

1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

3. Формирование у дошкольников представления о музее.

4. Расширение кругозора дошкольников.

5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

6. Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.

7. Развитие творческого и логического воображения.

Публикация «Мини-музей как средство познавательного развития» размещена в разделах

8. Формирование активной жизненной позиции.

В создании мини-музеев принимали участие не только педагоги, но и ребята и их мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении экспозиции.

Каждый мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, т. к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.

Все мини-музеи созданы на основе системного подхода. Системный подход заключается в следующем: любой объект (предмет музея) не существует сам по себе, он является частью чего-то. Объект состоит из каких-то деталей, частей. У объекта есть прошлое, будущее, есть друзья и враги. Метод системного оператора позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон и получить о нем полное представление.

Каждый мини-музей способствует познавательному развитию детей.

МИНИ-МУЗЕЙ природы

в котором дошкольники познакомятся с живой и неживой природой, различными водоемами, животными, птицами; узнают о правилах поведения во время отдыха на реке, в лесу и многое другое.

Мини-музей как средство познавательного развития

Раздел «Познавайка».

Фото №1 Целями и задачами создания мини музеев являлось

В данном разделе выставлена познавательная и художественная литература.

Раздел «Затейники».

Фото №2 Обогащение предметно развивающей среды ДОУ

В этом разделе представлены экспонаты, сделанные руками родителей и детей.

Раздел «Времена года»

Фото №3 Обогащение воспитательно образовательного пространства новыми формами

Хозяйкой этого раздела является елка, где дети видят все времена года.

Раздел «Комнатные растения».

Фото №4 Формирование у дошкольников представления о музее

Задача этого раздела, показать каким образом человек ухаживает за комнатными растениями.

УГОЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Фото №5 Расширение кругозора дошкольников

В мини-музее природы имеется уголок самостоятельной деятельности, в котором собраны разные игры и материалы для опытов, наблюдений. «Цветочное лото» помогает закрепить знания о цветах, в процессе игры у детей возникает немало вопросов, на которые они ищут ответы вместе с воспитателем.

«Букет загадок».

Из листа цветного картона вырезан силуэт цветка. Он сделан так, чтобы было непонятно о каком конкретно цветке идет речь. К нему прикреплена коктейльная трубочка зеленого цвета (стебель). На обратной стороне цветка написана загадка, на которую дети должны найти отгадку в мини-музее.

«Цветочная азбука».

С помощью карточек дети читают названия цветов. Каждый цветок обозначает определенную букву.

Также здесь находится все необходимое для рассматривания цветов и проведения опытов. Дети могут рассматривать через лупу, трогать, сравнивать засушенные лепестки и живые цветы разной окраски, нюхать их, рассматривать серединку, составлять из них композиции, украшения.

МИНИ-МУЗЕЙ

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»,

который познакомит детей с фольклором, воспитает любовь к сказке, способствует развитию речи, воображения, фантазии, расширению кругозора, любознательности

Фото №6 Развитие ребенка Фото №7 Материалы для педагогов Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности

В музее имеются иллюстрации, которые говорят о том, что сказку можно прочитать в библиотеке, сказку можно посмотреть в театре.

В мини-музее «В гостях у сказки» несколько разделов:

I раздел – «Волшебные предметы».

Экспонатами являются сказочные предметы, сделанные руками детей, родителей и воспитателя: скатерть-самобранка, шапка-невидимка, волшебный клубочек, игла, в которой таилась смерть Кощея, волшебная палочка, горшочек каши, печь, золотой ключик и колпак Буратино, аленький цветочек, хрустальная туфелька, баба-Яга со ступой и метлой, Курочка-ряба и золотое яйцо. Про каждый волшебный предмет имеется загадка на желуде.

II раздел – «Волшебные сказки и их герои».

Фото №8 Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания

В музее можно увидеть много книг с волшебными сказками. Это и большие, красиво оформленные книги, и книжки-малышки, и тоненькие книжечки времен наших мам и пап.

В нашем музее сказок можно найти и портретную галерею великих сказочников прошлого и современности.

III раздел – «Сложи картинку».

В нашем музее можно поиграть. Здесь представлены пазлы с разными сказками, разрезанные картинки, с помощью которых детям очень нравится составлять сказочных героев и сюжеты из разных сказок.

IY раздел – «Угадай сказку».

Фото №9 Развитие творческого и логического воображения Фото №10 Публикация Мини музей как средство познавательного развития размещена в разделах Мини музеи в детском саду Музейная педагогика в детском саду Развитие ребенка

В этом разделе детям предлагается угадать сказку по иллюстрации, по отрывку. Можно не только угадать сказку, но и рассказать ее.

Также в мини-музее «В гостях у сказки» можно поиграть в игру «Герой и его волшебный предмет». Дети к каждой картинке сказочного героя подбирают картинку соответствующего ему волшебного предмета. Например: Емеля – печка, Царевна-лягушка – стрела, Золушка – хрустальная туфелька и т. д.

Y раздел – «Театральный».

Фото №11 Материалы для педагогов Темочки Фото №12 Формирование активной жизненной позиции

В нашем музее на время можно стать артистом. Для этого в данном разделе имеется конусный театр, шапочки к разным сказкам и другие виды театров для самостоятельной детской драматизации сказок.

В мини-музее можно найти также разные настольные игры и раскраски на сказочные темы, рисунки к сказкам, выполненные детьми.

В нашем музее есть и герои современных сказок: Лунтик, Смешарики, Чебурашка и др.

Мини-музей получился таким интересным, познавательным и ярким благодаря помощи детей и их родителей.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ МИНИ-МУЗЕЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

Во время посещения мини-музея я предлагаю детям разные задания, упражнения, провожу игры. Примеры некоторых из них приведены ниже.

«Найди и посчитай».

Взрослый предлагает детям ряд заданий на развитие внимания : «Найди в мини-музее 5 ромашек, 3 колокольчика, 2 пиона и т. д. Ответы находятся в разных местах музея. Например, одна ромашка – в репродукции картины художника, вторая – сплетена из бисера, третья – изображена на детском рисунке, четвертая – на коробочке лекарственных растений и т. д.

«Восстанови порядок».

Для игры можно использовать некоторые экспонаты музея. Например, в разделе «Прошлое – будущее» можно поиграть следующим образом. Воспитатель заранее меняет местами несколько карточек, иллюстрирующих развитие цветка. Дети по желанию находят «ошибку» и возвращают все на свои места.

«Чего не стало».

Педагог убирает одну из картинок, задача детей – определить, какой этап развития цветка отсутствует.

Во время экскурсий по музею я провожу беседы с детьми с опорой на экспонаты того или иного раздела. Например, рассматривая материалы раздела «Прошлое – будущее», дети могут обсудить жизнь цветка, выполнить упражнение «Чего не стало». Я убираю карточку с изображением одной из стадий развития цветка. Задача детей – определить, чего не хватает. Упражнение можно дополнить рассуждениями о том, почему могла возникнуть ситуация, при которой выпало данное звено. Например, я говорю:

- Представьте, что семечко растения упало на землю и его склевала птица. Хорошо это или плохо? Птица насытилась - это хорошо. Дерево не выросло – это плохо. Но каждое дерево каждый год дает несколько сотен семян. А что будет, если все эти семена прорастут? Хорошо ли это?

- Почему исчез цветок? Его съела корова. Хорошо ли это? Семян, а соответственно новых цветов, не будет. Это плохо. Но зато корова насытилась, а мы получили вкусное молоко. Это хорошо? А если цветок сорвали, но выбросили, даже не донеся до дома?

Такие упражнения помогают детям не только рассуждать и делать умозаключения, но и понять целесообразность некоторых поступков, сложность и неоднозначность взаимосвязей в природе, формируют критическое мышление, учат оценивать объект с разных точек зрения. Дети начинают понимать, что многие явления и процессы, происходящие в природе, нельзя оценивать только с позиции человеческих отношений.

C альбомом «Цветы» можно также проводить работу с детьми по развитию речи и обучению грамоте. Например, ребенку предлагаю выполнить упражнения на подбор определений:

• Одуванчик желтый, как…

• Одуванчик легкий, как…

• Одуванчик белый, как…

• Одуванчик круглый, как…

Игра «Телеграф» (подсчет слогов)

Один слог: мак

Два слога: пи-он, ро-за.

Три слога: ро-маш-ка, ва-си-лек.

Четыре слога: ко-ло-коль-чик, не-за-буд-ка.

«Подбор слова по схеме» (звукобуквенный анализ слов).

Дети получают схемы и определяют, какое из предложенных названий цветов подходит к схеме.

Занятия с детьми во всех мини-музеях проходят весело, интересно и увлекательно. А так как у детей сохраняется интерес и они с удовольствием рассматривают экспонаты, участвуют в беседах, играют в развивающие познавательные игры, которые содержатся в каждом мини-музее, то и программный материал усваивается легко, быстро и качественно.

Публикации по теме:

Мини-музей «Курочка-Рябушка» в первой младшей группеМини-музей «Курочка-Рябушка» в первой младшей группе В феврале месяце в нашем детском саду был объявлен конкурс мини-музеев. Было решено создать музей курочки Рябушки. Почему именно возникла.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей как средство познавательного развития
Опубликовано: 31 марта 2013 в 21:33
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музей как средство познавательного развития» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Забузова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД