Надежда Забузова
Мини-музей как средство познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Целями и задачами создания мини-музеев являлось :
1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
3. Формирование у дошкольников представления о музее.
4. Расширение кругозора дошкольников.
5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6. Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.
7. Развитие творческого и логического воображения.
Публикация «Мини-музей как средство познавательного развития» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
8. Формирование активной жизненной позиции.
В создании мини-музеев принимали участие не только педагоги, но и ребята и их мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении экспозиции.
Каждый мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, т. к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.
Все мини-музеи созданы на основе системного подхода. Системный подход заключается в следующем: любой объект (предмет музея) не существует сам по себе, он является частью чего-то. Объект состоит из каких-то деталей, частей. У объекта есть прошлое, будущее, есть друзья и враги. Метод системного оператора позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон и получить о нем полное представление.
Каждый мини-музей способствует познавательному развитию детей.
МИНИ-МУЗЕЙ природы
в котором дошкольники познакомятся с живой и неживой природой, различными водоемами, животными, птицами; узнают о правилах поведения во время отдыха на реке, в лесу и многое другое.
Раздел «Познавайка».
В данном разделе выставлена познавательная и художественная литература.
Раздел «Затейники».
В этом разделе представлены экспонаты, сделанные руками родителей и детей.
Раздел «Времена года»
Хозяйкой этого раздела является елка, где дети видят все времена года.
Раздел «Комнатные растения».
Задача этого раздела, показать каким образом человек ухаживает за комнатными растениями.
УГОЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В мини-музее природы имеется уголок самостоятельной деятельности, в котором собраны разные игры и материалы для опытов, наблюдений. «Цветочное лото» помогает закрепить знания о цветах, в процессе игры у детей возникает немало вопросов, на которые они ищут ответы вместе с воспитателем.
«Букет загадок».
Из листа цветного картона вырезан силуэт цветка. Он сделан так, чтобы было непонятно о каком конкретно цветке идет речь. К нему прикреплена коктейльная трубочка зеленого цвета (стебель). На обратной стороне цветка написана загадка, на которую дети должны найти отгадку в мини-музее.
«Цветочная азбука».
С помощью карточек дети читают названия цветов. Каждый цветок обозначает определенную букву.
Также здесь находится все необходимое для рассматривания цветов и проведения опытов. Дети могут рассматривать через лупу, трогать, сравнивать засушенные лепестки и живые цветы разной окраски, нюхать их, рассматривать серединку, составлять из них композиции, украшения.
МИНИ-МУЗЕЙ
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»,
который познакомит детей с фольклором, воспитает любовь к сказке, способствует развитию речи, воображения, фантазии, расширению кругозора, любознательности
В музее имеются иллюстрации, которые говорят о том, что сказку можно прочитать в библиотеке, сказку можно посмотреть в театре.
В мини-музее «В гостях у сказки» несколько разделов:
I раздел – «Волшебные предметы».
Экспонатами являются сказочные предметы, сделанные руками детей, родителей и воспитателя: скатерть-самобранка, шапка-невидимка, волшебный клубочек, игла, в которой таилась смерть Кощея, волшебная палочка, горшочек каши, печь, золотой ключик и колпак Буратино, аленький цветочек, хрустальная туфелька, баба-Яга со ступой и метлой, Курочка-ряба и золотое яйцо. Про каждый волшебный предмет имеется загадка на желуде.
II раздел – «Волшебные сказки и их герои».
В музее можно увидеть много книг с волшебными сказками. Это и большие, красиво оформленные книги, и книжки-малышки, и тоненькие книжечки времен наших мам и пап.
В нашем музее сказок можно найти и портретную галерею великих сказочников прошлого и современности.
III раздел – «Сложи картинку».
В нашем музее можно поиграть. Здесь представлены пазлы с разными сказками, разрезанные картинки, с помощью которых детям очень нравится составлять сказочных героев и сюжеты из разных сказок.
IY раздел – «Угадай сказку».
В этом разделе детям предлагается угадать сказку по иллюстрации, по отрывку. Можно не только угадать сказку, но и рассказать ее.
Также в мини-музее «В гостях у сказки» можно поиграть в игру «Герой и его волшебный предмет». Дети к каждой картинке сказочного героя подбирают картинку соответствующего ему волшебного предмета. Например: Емеля – печка, Царевна-лягушка – стрела, Золушка – хрустальная туфелька и т. д.
Y раздел – «Театральный».
В нашем музее на время можно стать артистом. Для этого в данном разделе имеется конусный театр, шапочки к разным сказкам и другие виды театров для самостоятельной детской драматизации сказок.
В мини-музее можно найти также разные настольные игры и раскраски на сказочные темы, рисунки к сказкам, выполненные детьми.
В нашем музее есть и герои современных сказок: Лунтик, Смешарики, Чебурашка и др.
Мини-музей получился таким интересным, познавательным и ярким благодаря помощи детей и их родителей.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ МИНИ-МУЗЕЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.
Во время посещения мини-музея я предлагаю детям разные задания, упражнения, провожу игры. Примеры некоторых из них приведены ниже.
«Найди и посчитай».
Взрослый предлагает детям ряд заданий на развитие внимания : «Найди в мини-музее 5 ромашек, 3 колокольчика, 2 пиона и т. д. Ответы находятся в разных местах музея. Например, одна ромашка – в репродукции картины художника, вторая – сплетена из бисера, третья – изображена на детском рисунке, четвертая – на коробочке лекарственных растений и т. д.
«Восстанови порядок».
Для игры можно использовать некоторые экспонаты музея. Например, в разделе «Прошлое – будущее» можно поиграть следующим образом. Воспитатель заранее меняет местами несколько карточек, иллюстрирующих развитие цветка. Дети по желанию находят «ошибку» и возвращают все на свои места.
«Чего не стало».
Педагог убирает одну из картинок, задача детей – определить, какой этап развития цветка отсутствует.
Во время экскурсий по музею я провожу беседы с детьми с опорой на экспонаты того или иного раздела. Например, рассматривая материалы раздела «Прошлое – будущее», дети могут обсудить жизнь цветка, выполнить упражнение «Чего не стало». Я убираю карточку с изображением одной из стадий развития цветка. Задача детей – определить, чего не хватает. Упражнение можно дополнить рассуждениями о том, почему могла возникнуть ситуация, при которой выпало данное звено. Например, я говорю:
- Представьте, что семечко растения упало на землю и его склевала птица. Хорошо это или плохо? Птица насытилась - это хорошо. Дерево не выросло – это плохо. Но каждое дерево каждый год дает несколько сотен семян. А что будет, если все эти семена прорастут? Хорошо ли это?
- Почему исчез цветок? Его съела корова. Хорошо ли это? Семян, а соответственно новых цветов, не будет. Это плохо. Но зато корова насытилась, а мы получили вкусное молоко. Это хорошо? А если цветок сорвали, но выбросили, даже не донеся до дома?
Такие упражнения помогают детям не только рассуждать и делать умозаключения, но и понять целесообразность некоторых поступков, сложность и неоднозначность взаимосвязей в природе, формируют критическое мышление, учат оценивать объект с разных точек зрения. Дети начинают понимать, что многие явления и процессы, происходящие в природе, нельзя оценивать только с позиции человеческих отношений.
C альбомом «Цветы» можно также проводить работу с детьми по развитию речи и обучению грамоте. Например, ребенку предлагаю выполнить упражнения на подбор определений:
• Одуванчик желтый, как…
• Одуванчик легкий, как…
• Одуванчик белый, как…
• Одуванчик круглый, как…
Игра «Телеграф» (подсчет слогов)
Один слог: мак
Два слога: пи-он, ро-за.
Три слога: ро-маш-ка, ва-си-лек.
Четыре слога: ко-ло-коль-чик, не-за-буд-ка.
«Подбор слова по схеме» (звукобуквенный анализ слов).
Дети получают схемы и определяют, какое из предложенных названий цветов подходит к схеме.
Занятия с детьми во всех мини-музеях проходят весело, интересно и увлекательно. А так как у детей сохраняется интерес и они с удовольствием рассматривают экспонаты, участвуют в беседах, играют в развивающие познавательные игры, которые содержатся в каждом мини-музее, то и программный материал усваивается легко, быстро и качественно.