ирина орлова
Мини — музей хлеба
▼ Скачать + Заказать документы
Ребята, я предлагаю вам сегодня побывать в музее хлеба.
Сейчас я произнесу интересные слова, а внимательно послушайте:
Знают все, кто ест: хлеб не надоест! Хлеб наша главная еда - всегда!
Рыба – водица, Ягода – трава, А хлеб, как говорится, всему голова!
- Ребята, о чем моя поговорка? Дети: о хлебе.
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Мини-музеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2021
Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, пирожки, торты и др.
- А вы знаете, из чего делают эти продукты питания? ( дети: из муки)
- Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
- Мука - продукт питания, получаемый в результате перемалывания хлебных зерновых культур как пшеница, рожь, гречиха, овёс, ячмень, просо, кукуруза.
- Ребята, а вы хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе?
Когда - то очень давно, первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.
Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отёсанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.
А сейчас я расскажу, как в старину выращивали хлеб. Представьте, что мы попали в давние времена, когда люди не придумали ещё никаких машин, когда нельзя было купить хлеб в магазине, и всё приходилось делать своими руками. Вот огромное поле, крестьянин решил посадить здесь пшеницу или рожь. Но сначала поле нужно вспахать. Перед тем, как начинать весеннюю пахоту, крестьяне обращались к народным приметам. Если загремел первый весенний гром, закуковала кукушка, зацвела черемуха, значит, пришла пора поле пахать.
Пахали в те далёкие времена плугом, который тянула лошадка. Затем поле надо было причесать вот такой «расческой», называется она борона. Бороной разбивали все комки, земля становилась мягкой.
Затем хлеб нужно посеять. К этому событию готовились особо: парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке и просили о богатом урожае.
Первый сеятель выходил в поле босиком, чтобы проверить, теплая ли земля. На груди у него висело лукошко с семенами. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо.
Как только зернышко попало в землю, оно начинает расти.
Как вы думаете, ребята, без чего не может вырасти зерно? (ответы детей – без воды)
Вот и выросли колоски! Посмотрите, ребята, какими стали колосья? (ответы детей).
Пора убирать урожай! В старину это делали так: мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Скошенные растения связывали в специальные вязанки - снопы. Самое главное было вовремя собрать урожай, ведь перезрелые колоски могут уронить зерна на землю, и тогда урожай будет потерян.
Дальше начиналась самая тяжелая работа, колосья нужно было обмолотить, то есть вынуть зёрнышки из колосков. Для этого брали цеп (специальное орудие труда) и били им по колоскам. Иногда эта работа затягивалась на несколько месяцев. Затем зерно везли на мельницу, где его перемалывали в муку.
В старину на берегах рек строили мельницы. Речная вода текла и крутила большие мельничные колёса. Колесо крутилось и двигало тяжелые каменные жернова, которые перетирали зерно в муку. Такие мельницы назывались водяными.
А в степях ставили ветряные мельницы. Сильный ветер вращал крылья такой мельницы, а они приводили в движение жернова.
Вот и готова мука, можно замешивать тесто и печь хлеб.
Ребята, а вы знаете, как на Руси пекли хлеб? (рассказ сопровождается показом экспонатов музея и макета русская изба)
В старину хлеб пекли не на хлебозаводе, не в пекарне, а у себя дома. Хозяйка замешивала тесто и выпекала каравай хлеба в русской печке. Весь дом наполнялся запахом свежего ароматного хлеба!
Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой, шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел,
В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, сохраняло, берегло.
В наше время весной на поле выходят трактора. Они вспахивают землю и одновременно боронуют её, то есть рыхлят, чтобы земля стала мягкой и рыхлой. Затем к трактору прикрепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы.
Вот появились ростки. Наступают жаркие летние дни. Всё лето созревают зёрна в колосьях на полях.
Когда зерна созрели, начинается жатва. На поле выходят комбайны. Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зерна и высыпает очищенные зёрна в грузовые машины.
Машины отвозят зерно в специальные большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Там зерно сушат и хранят. Из элеваторов зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют из зерна муку. Затем муку везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
Наконец хлеб попадает в магазин. Мы его покупаем и с удовольствием едим.
Вот какой долгий путь прошло зёрнышко, чтобы превратиться в каравай хлеба!
Назовите, какую сельскохозяйственную технику вы знаете? (ответы детей)
Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.
Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница.
Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди.
Послушайте русские поговорки о хлебе.
•Хлеб да вода –богатырская еда.
•Хлеб-батюшка, а водица-матушка.
•Хлеб-кушай, добрых людей слушай.
•Худ обед, коли хлеба нет.
•Работай до поту, поешь хлеба охоту.
•Пот на спине – так и хлеб на столе.
Конечно, у нас в детском саду хлеборобов нет, но я хочу рассказать вам о злаках.
Злаками называют зерновые растения. У этих растений есть колоски. Внутри колосков созревают зёрнышки, а из зерна делают муку для хлеба или крупу для каши.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро-мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый А бывает–Подгорелый (Хлеб).
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Мнут и катают, В печи закаляют. Потом за столом Режут ножом. (Хлеб)
Кольцо не простое, Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье.
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)
Вот он – тёплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол- Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, Наша сила, В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)
Что на сковородку наливают, Да вчетверо сгибают? (Блины)
Считалки о хлебе.
Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь поделиться?
А кто знает, как называли хлеб, который пекли к празднику? (Ответы детей)
Да, правильно, каравай.
Вот он, каравай душистый, С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый, Словно солнцем налитой!
В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей.
Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.
Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега», то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира.
Хлеб являлся самым знатным угощением.
Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок – это пирожок.
Шки-шки-шки – мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок – кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи – пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
Русские люди всегда относились к хлебу бережно, с уважением, ведь столько сил надо было приложить, чтобы вырастить хлеб!
В старину хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронят хлеб, обязательно его поднимали и целовали. А в наше время некоторые даже позволяют себе с ним играть, бросать и не уважать хлеб.
А вы знаете, как надо относиться к хлебу? (ответы детей, воспитатель подытоживает)
- хлеб нельзя выбрасывать
- хлеб нельзя крошить за столом
- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо
- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье
- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.
Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.
Ира «Измени слово»
Мама купила пшеничный (хлеб)
Я знаю пословицу о (хлебе)
Дети едят суп с (хлебом)
Ваня пошел в магазин за (хлебом)
Я не люблю есть суп без (хлеба)
У меня дома нет (хлеба)
Игра «Месим тесто»
Месим, месим, месим тесто (З раза)
Эх, дуйся, пузырь, Раздувайся большой (2 раза) Да не лопайся.
Ребята стоят кругом, держась за руки.
В ритм словам: «Месим, месим, месим тесто», (повторяют 3 раза) медленно сходятся.
А припевая песенку: «Эх, дуйся пузырь.» — расходятся широким кругом, растягивая его до тех пор, пока кто-нибудь не отпустит рук и «пузырь» не лопнет.
Кто рук не удержал, того ставят в круг.
Снова «месят» «тесто» и «раздувают пузырь».
И так хоровод постепенно уменьшается, т. к. ребята, не удержавшие рук при натяжении «пузыря», уходят стоять в середину круга.
Игра «Назови ласково»
Хлеб-хлебушек; Буханка – буханочка; Блин – блинчик; Сушка – сушечка; Кекс – кексик; Торт- тортик; Печенье – печеньице; Баранки – бараночки.