Индира Кемаловна
Конспект НОД «Традиции и культура народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Международный день коренных народов мира
Тема: «Традиции и культура народов севера»
Тип НОД: познавательное
Форма НОД: путешествие
Цель: Знакомить детей с национальной одеждой, традициями коренных народов севера.
Задачи.
Обучающие:
• Познакомить детей с национальной одеждой народов севера;
Публикация «Конспект НОД „Традиции и культура народов Севера“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
• Дать детям представление о традициях и быте народов севера.
Развивающие:
• Углублять и уточнять представления о Родине – России, и ее символах (герб, флаг, гимн);
• Развивать у детей познавательные интересы, речь, творческие способности;
• Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
• Расширять кругозор, обогащать жизненный опыт детей.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к родному краю, уважение к жителям коренных национальностей Севера;
• Продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей стране, округу.
Ход НОД
В: Знакомство с детьми. Здравствуйте ребята! Давайте с вами познакомимся.
Я прочитаю вам стихотворение, а вы скажете, про что это стихотворение.
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Поселок родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
В: Вы догадались, о чем я вам сегодня расскажу? (о Родине).
В: Как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответ). Россия – огромная страна, самая большая на земном шаре.
Широка и необъятна наша Родина. Раскинулись ее просторы на многие - многие километры с севера на юг, с запада на восток. Чтобы объехать нашу страну из одного конца в другой, например, с запада на восток, нужно проехать на поезде девять дней.
В: Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, наш любимый округ, а называется он? (Ямало-Ненецкий автономный округ)
В: Правильно, наш округ называется ЯНАО. А вообще его называю Ямал. Ребята, посмотрите внимательно на карту и скажите, на что похожи очертания нашего округа? (варианты ответов детей).
Наш округ – многонациональный, это значит, что в нем живут люди разных национальностей. Вы знаете каких?
Да, это и русские, татары, украинцы, башкиры, ханты, манси, ненцы, селькупы.
В: А какой вы национальности? (ответы детей).
Как вы думаете, люди, каких из перечисленных национальностей являются коренными жителями ЯНАО?
В: (итог) Да, самыми древними людьми или, как мы их называем – коренными жителями, являются ханты и ненцы, селькупы. Это три похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. Народ этот очень трудолюбивый, они очень любят свой край.
В: Вы хотели бы побольше узнать о коренных жителях нашего округа? (ответы). Тогда приглашаю вас отправиться в национальную деревню.
Но перед этим я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в веселую игру.
ИГРА «У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ»
(Я выхожу в национальном костюме)
В: Я – Хозяйка Тайги,
Охраняю лес волшебный,
От рассвета до зари.
Много сказочных легенд я знаю
к себе в гости приглашаю!
В: Я очень рада видеть вас в нашей национальной деревне. Присаживайтесь поудобнее вокруг костра.
Вы обратили внимание, что моя одежда отличается от вашей? Чем? (ответы).
В: У народов ханты и ненцы, селькупы есть своя национальная одежда. Одежда мужчин называется - «малица» (закрепляем).
Женское платье называется «ягушка» (закрепляем). Я хочу вам рассказать, что означает мое национальное платье.
Мое платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами - реками, озерами.
Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами.
Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют «Цвет тайги». Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится у нас несколько долгих месяцев.
А вот это– орнамент. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных или растений. Он имеет и свои названия: хвост глухаря, заячьи ушки, рыболовная сеть, сосна и другие. Орнамент, который вы видите на моем платье называется «Хвост глухаря».
Мех на моем платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом.
В: Все мое платье говорит о щедрости и богатстве нашего края.
В: А знаете ли вы, что основные промыслы мужчин - рыбалка, охота. Женщины народов ханты и ненцы и селькупы считаются замечательными рукодельницами и хозяйками.
Предлагаю помочь жителям моей национальной деревни. Девочки помогут разобрать лесные ягоды по корзинам (дидактическая игра «Разбери ягоды по корзинам», а мальчики, как будущие охотники, определят, кто из лесных зверей оставил эти следы. (Дидактическая игра «Следы лесных зверей»).
Девочки, какие ягоды в ваших корзинах?
А почему у вас остались эти ягоды?
Мальчики, следы каких зверей встретились вам на пути?
В: Кроме охоты, мужчины занимались рыболовством. Желаете ли вы, мальчики, побывать в роли рыбаков?
В: А вот женщины в свободное время занимались рукоделием: шили, вышивали, делали обереги, которые защищали их в дальнейшем от злых духов. А вы бы хотели сегодня сделать такие обереги? Тогда предлагаю пройти за столы, где есть образцы оберегов и материалы для их изготовления.
В: Мальчики, а мы вместе пойдем на рыбалку и будем ловить рыбу неводом. Мужчины, прежде чем отправиться на рыбалку, проверяли, готовили свои снасти. Давайте и мы проверим наш невод, все ли в порядке? (Смотрят). А невод-то у нас дырявый, нужно его починить. Будем связывать ячейки нитками.
В. Невод готов. Давайте ловить рыбу неводом. А вы знаете, какая рыба водится в наших реках? Как думаете, а какую рыбу мы поймаем?
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
После работы в центрах снова собираются у костра.
Рассматривают улов, развешивают сушить рыбу. Девочки показывают свои обереги и скажут для чего они нужны.
В: Длинные вечера коротали у костра: слушали сказки, мифы, легенды, играли в национальные игры. А вы хотели бы поиграть в национальную игру? Давайте поиграем в игру, которая называется «Хейро», что означает «Солнце». (Проговариваем и закрепляем это слово).
Для этой игры нам нужно выбрать солнце, кто хочет побыть солнцем? (ВЫБИРАЕМ СОЛНЦЕ)
Проходи садись в круг, а мы возьмемся за руки и послушаем правила игры. Когда будет звучать музыка, мы с вами сделаем маленький круг пойдем вокруг солнца, говоря слова «Хейро», но когда музыка зазвучит громче, наше солнце проснется и будет подниматься, а мы с вами должны быстро отойти в сторону, чтобы не обжечься его лучами. После того как музыка будет играть тише, мы снова сомкнем круг. Мы должны быть внимательными, чтобы не обжечься.
(Звучит национальная музыка)
В: Какие вы молодцы, ловкие, внимательные!
В: Ребята, а какое дерево является символом России?
(Символом России является береза, а у народов ханты и ненцы и селькупы есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.
Звучит мелодия, дети завязывают ленточки.
В: В моей корзинке лежат листья с разных деревьев, если вам понравилось наше путешествие, то предлагаю взять березовый листок. Я очень рада, что вы выбрали именно березовый листок.
В: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы узнали лишь очень немного о нашем богатом, удивительном прекрасном крае. Я надеюсь, что вы будете любить свой край, охранять, умножать его богатства и сохранять красоту.