Получи документы

Конспект НОД «Традиции и культура народов Севера» (2 фото)

Индира Кемаловна
Конспект НОД «Традиции и культура народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы

Международный день коренных народов мира

Конспект НОД «Традиции и культура народов Севера»

Тема: «Традиции и культура народов севера»

Тип НОД: познавательное

Форма НОД: путешествие

Цель: Знакомить детей с национальной одеждой, традициями коренных народов севера.

Задачи.

Обучающие:

• Познакомить детей с национальной одеждой народов севера;

Публикация «Конспект НОД „Традиции и культура народов Севера“» размещена в разделах

• Дать детям представление о традициях и быте народов севера.

Развивающие:

• Углублять и уточнять представления о Родине – России, и ее символах (герб, флаг, гимн);

• Развивать у детей познавательные интересы, речь, творческие способности;

• Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

• Расширять кругозор, обогащать жизненный опыт детей.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к родному краю, уважение к жителям коренных национальностей Севера;

• Продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей стране, округу.

Ход НОД

В: Знакомство с детьми. Здравствуйте ребята! Давайте с вами познакомимся.

Я прочитаю вам стихотворение, а вы скажете, про что это стихотворение.

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Поселок родимый, родная квартира,

Бабушка, садик, котенок и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

В: Вы догадались, о чем я вам сегодня расскажу? (о Родине).

В: Как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответ). Россия – огромная страна, самая большая на земном шаре.

Широка и необъятна наша Родина. Раскинулись ее просторы на многие - многие километры с севера на юг, с запада на восток. Чтобы объехать нашу страну из одного конца в другой, например, с запада на восток, нужно проехать на поезде девять дней.

В: Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, наш любимый округ, а называется он? (Ямало-Ненецкий автономный округ)

В: Правильно, наш округ называется ЯНАО. А вообще его называю Ямал. Ребята, посмотрите внимательно на карту и скажите, на что похожи очертания нашего округа? (варианты ответов детей).

Наш округ – многонациональный, это значит, что в нем живут люди разных национальностей. Вы знаете каких?

Да, это и русские, татары, украинцы, башкиры, ханты, манси, ненцы, селькупы.

В: А какой вы национальности? (ответы детей).

Как вы думаете, люди, каких из перечисленных национальностей являются коренными жителями ЯНАО?

В: (итог) Да, самыми древними людьми или, как мы их называем – коренными жителями, являются ханты и ненцы, селькупы. Это три похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. Народ этот очень трудолюбивый, они очень любят свой край.

В: Вы хотели бы побольше узнать о коренных жителях нашего округа? (ответы). Тогда приглашаю вас отправиться в национальную деревню.

Но перед этим я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в веселую игру.

ИГРА «У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ»

(Я выхожу в национальном костюме)

В: Я – Хозяйка Тайги,

Охраняю лес волшебный,

От рассвета до зари.

Много сказочных легенд я знаю

к себе в гости приглашаю!

В: Я очень рада видеть вас в нашей национальной деревне. Присаживайтесь поудобнее вокруг костра.

Вы обратили внимание, что моя одежда отличается от вашей? Чем? (ответы).

В: У народов ханты и ненцы, селькупы есть своя национальная одежда. Одежда мужчин называется - «малица» (закрепляем).

Женское платье называется «ягушка» (закрепляем). Я хочу вам рассказать, что означает мое национальное платье.

Мое платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами - реками, озерами.

Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами.

Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют «Цвет тайги». Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится у нас несколько долгих месяцев.

А вот это– орнамент. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных или растений. Он имеет и свои названия: хвост глухаря, заячьи ушки, рыболовная сеть, сосна и другие. Орнамент, который вы видите на моем платье называется «Хвост глухаря».

Мех на моем платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом.

В: Все мое платье говорит о щедрости и богатстве нашего края.

В: А знаете ли вы, что основные промыслы мужчин - рыбалка, охота. Женщины народов ханты и ненцы и селькупы считаются замечательными рукодельницами и хозяйками.

Предлагаю помочь жителям моей национальной деревни. Девочки помогут разобрать лесные ягоды по корзинам (дидактическая игра «Разбери ягоды по корзинам», а мальчики, как будущие охотники, определят, кто из лесных зверей оставил эти следы. (Дидактическая игра «Следы лесных зверей»).

Девочки, какие ягоды в ваших корзинах?

А почему у вас остались эти ягоды?

Мальчики, следы каких зверей встретились вам на пути?

В: Кроме охоты, мужчины занимались рыболовством. Желаете ли вы, мальчики, побывать в роли рыбаков?

В: А вот женщины в свободное время занимались рукоделием: шили, вышивали, делали обереги, которые защищали их в дальнейшем от злых духов. А вы бы хотели сегодня сделать такие обереги? Тогда предлагаю пройти за столы, где есть образцы оберегов и материалы для их изготовления.

В: Мальчики, а мы вместе пойдем на рыбалку и будем ловить рыбу неводом. Мужчины, прежде чем отправиться на рыбалку, проверяли, готовили свои снасти. Давайте и мы проверим наш невод, все ли в порядке? (Смотрят). А невод-то у нас дырявый, нужно его починить. Будем связывать ячейки нитками.

В. Невод готов. Давайте ловить рыбу неводом. А вы знаете, какая рыба водится в наших реках? Как думаете, а какую рыбу мы поймаем?

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

После работы в центрах снова собираются у костра.

Рассматривают улов, развешивают сушить рыбу. Девочки показывают свои обереги и скажут для чего они нужны.

В: Длинные вечера коротали у костра: слушали сказки, мифы, легенды, играли в национальные игры. А вы хотели бы поиграть в национальную игру? Давайте поиграем в игру, которая называется «Хейро», что означает «Солнце». (Проговариваем и закрепляем это слово).

Для этой игры нам нужно выбрать солнце, кто хочет побыть солнцем? (ВЫБИРАЕМ СОЛНЦЕ)

Проходи садись в круг, а мы возьмемся за руки и послушаем правила игры. Когда будет звучать музыка, мы с вами сделаем маленький круг пойдем вокруг солнца, говоря слова «Хейро», но когда музыка зазвучит громче, наше солнце проснется и будет подниматься, а мы с вами должны быстро отойти в сторону, чтобы не обжечься его лучами. После того как музыка будет играть тише, мы снова сомкнем круг. Мы должны быть внимательными, чтобы не обжечься.

(Звучит национальная музыка)

В: Какие вы молодцы, ловкие, внимательные!

В: Ребята, а какое дерево является символом России?

(Символом России является береза, а у народов ханты и ненцы и селькупы есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.

Звучит мелодия, дети завязывают ленточки.

В: В моей корзинке лежат листья с разных деревьев, если вам понравилось наше путешествие, то предлагаю взять березовый листок. Я очень рада, что вы выбрали именно березовый листок.

В: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы узнали лишь очень немного о нашем богатом, удивительном прекрасном крае. Я надеюсь, что вы будете любить свой край, охранять, умножать его богатства и сохранять красоту.

Фото «Традиции и культура народов Севера»
Публикации по теме:

Фотоотчёт об открытом занятии по патриотическому воспитанию в средней группе «Культура и традиции народов России и Дагестана»Фотоотчёт об открытом занятии по патриотическому воспитанию в средней группе «Культура и традиции народов России и Дагестана» Фотоотчёт открытого занятия по патриотическому воспитанию в средней группе "Культура и традиции народов России и Дагестана" С целью знакомства.

Фотоотчёт о тематической неделе «Народная культура и традиции народов России» в подготовительной группеФотоотчёт о тематической неделе «Народная культура и традиции народов России» в подготовительной группе Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах,.

Фотоотчёт «Экологический календарь народов Севера»Фотоотчёт «Экологический календарь народов Севера» Фотоотчёт "Экологический календарь народов Севера" В год экологии на Ямале дети комбинированной группы «Почемучки» продолжают знакомиться.

Сценарий спортивного развлечения по сказке народов Севера «Про мудрого осетра»Сценарий спортивного развлечения по сказке народов Севера «Про мудрого осетра» Цель: продолжать знакомить детей со сказками Севера через народные подвижные игры ханты и манси. Задачи: Обучающие: • развивать у детей.

Конспект театрализованной ООД для детей 4–5 лет «Культура и традиция народов Дагестана»Конспект театрализованной ООД для детей 4–5 лет «Культура и традиция народов Дагестана» Тема: «Культура и традиция народов Дагестана» Цель: Сформировать и расширить знания о своем крае, народных промыслах и умельцах Дагестана.

Конспект музыкального занятия на тему «Культура и традиции Оренбургского казачества. Казачий круг»Конспект музыкального занятия на тему «Культура и традиции Оренбургского казачества. Казачий круг» Тема: «Казачий круг». Цель: Расширение представлений о культуре и традициях Оренбургского казачества, его музыкальном наследии посредством.

«Культура и быт малых народов Севера». Сценарий познавательно-развлекательной программы для учащихся начальных классов "Культура и быт малых народов Севера" (40 минутная программа для учащихся начальных классов) Сегодня мы предлагаем поговорить о крайнем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Традиции и культура народов Севера»
Опубликовано: 12 августа 2024 в 17:39
+243Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Традиции и культура народов Севера»» (включая файлы) размещена пользователем Индира Кемаловна (УИ 2848600) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД