Марина Коваленко
Метроритмическое и звуковое влияние как метод психорегуляции старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТРОРИТМИЧЕСКОЕ И ЗВУКОВОЕ ВЛИЯНИЕ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ. (из опыта работы)
Коваленко Марина Анатольевна, музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР – детский сад №12 «Алёнушка п. Псебай Мостовский район.
Детей с расстроенной психикой становится всё больше и это очевидный факт. Различные мании, суициды, шизофрения, психозы, истерии и тому подобные заболевания, связанные с расстройствами нервной системы всё чаще шокируют своим появлением в нашей жизни. Каковы же причины? Психологи считают, что это связано с изменениями в экологии, в нашем укладе жизни, влияние средств массовой информации, в том числе музыки, кино, интернета. Колоссальная нагрузка на нервную систему даёт сбои в виде стрессов, которые в свою очередь ведут к психоэмоциональным расстройствам. Статистика утверждает, что на сто рождённых детей только десять детей с относительно здоровым неврологическим статусом. Остальные дети с более или менее различными отклонениями, которые с возрастом могут усугубиться и повлиять не только на здоровье, но и на всю жизнь.
Публикация «Метроритмическое и звуковое влияние как метод психорегуляции старших дошкольников» размещена в разделах
Наша психика устроена таким образом, что для её нормального функционирования и развития нужна звуковая информация определённого качества. Это сила звука, тембр, ритм, продолжительность получаемой информацией, и самое главное звуки, созданные природой. Представьте: ребёнок растёт, развивается его мозг, и он как губка впитывает всё, что слышит вокруг. Затем мозг перерабатывает полученную информацию и выдаёт результат – психо-неврологическое расстройство, которое мы либо пытаемся лечить лекарственными препаратами, либо списываем, всё на генетику, характер, переходный возраст и тому подобные отговорки. Одни дети «перерастают» в силу устойчивости психики, другие приобретают комплексы, третьи серьёзные заболевания. Некоторые дети, обладая в общем, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии мышления, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, отмечается ограниченная возможность в познавательной деятельности. Но прежде эти дети приходят к нам учиться. И какими бы инновационными программами и методами мы не пользовались, какими бы опытными не были преподаватели, дети с проблемами в неврологическом статусе плохо поддаются обучению. Мало того, у некоторых детей возникают проблемы не только с учёбой, но и во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, в семье. Эмоциональная обеднённость и «расстроенность», неспособность адекватно оценивать ситуацию, высокая степень утомляемости делает для ребёнка обучение не только малоэффективным, но и крайне утомительным, что в итоге приводит к обратному результату. Это дети либо заторможенные, либо гиперактивные, дети страдающие общим недоразвитием речи. Это «другие» дети и они нуждаются в помощи и к их обучению необходим индивидуальный подход. Другое дело, когда у ребёнка явные расстройства психики, требующие особого лечения. Но мы сейчас рассматриваем детей с незначительными психоневрологическими отклонениями. Возникает вопрос: что же нам делать? Многие ответят, что этими вопросами должны заниматься психологи, неврологи и психотерапевты. Абсолютно правильно! Но проблема в том, что родители детей с подобными расстройствами не всегда видят в этом необходимость, а на рекомендацию обратиться к специалистам часто реагируют крайне отрицательно. (И в чём–то они правы). Проблема ещё и в том, что мы (преподаватели) не всегда относимся к проблемным детям с должным вниманием и забываем, что должны не только научить чему-либо ребёнка, но прежде обеспечить ему комфортную психологическую и эмоциональную атмосферу. К
сожалению, доброжелательность, компетентность, педагогический профессионализм, индивидуальный подход, долг, в конце концов, стали для многих учителей формальностью, как это не банально звучит. А ведь иногда неумело или необдуманно проронённое слово может навсегда причинить ребёнку боль, создать комплекс на всю жизнь. А дети с расстроенной психикой гораздо более ранимы. Люди мало задумываются о том, что звуки и интонации несут в себе определённую информацию. А если к этим звукам добавить определённый ритм, тембр, регистр, метр – это уже сила огромного влияния на психику.
Музыка неспецифически влияет на человека через ритм. Все функции организма починены ему: ритмично бьётся сердце, дышат лёгкие, выполняются двигательные функции. При помощи звука включаются вегетативные механизмы мобилизации высшей нервной деятельности. Русские учёные И. М. Сеченов, С. П. Боткин, и И. П. Павлов открыли зависимость - с помощью музыки можно регулировать диссинхронные ритмы, появляющиеся в мозгу при стрессе. [2] А японский доктор Масару Эмото, благодаря исследованиям, пришёл к выводу, что вода - это часть ритма жизни, кроме того она вбирает и сохраняет в себе всё что «слышит», а поскольку человек состоит на 85% из воды, то можно себе представить какой стресс терпит наш организм при получении «вредной» звуковой информации. [8] В последнее время учёные заинтересовались и исследуют такой факт, как исцеляющая сила молитвы. Есть предположения, что причиной является определённый набор шипящих звуков, положительно влияющих на психику человека. Учёные исследуют, разрабатывают новые медицинские препараты, а болезнь не отступает, но наоборот, прогрессирует. И до сих пор не придумали ничего более эффективного в борьбе с психоневрологическими болезнями, как занятие спортом, здоровое питание, получение положительных эмоций, приобщение к искусству, здоровый сон, занятие любимым делом.
Об этом говорит нейроэстетика - наука, изучающая реакцию мозга на положительные эмоции. Многие об этом слышали, читали, знают. Но одно дело знать, другое - понимать и тем более применять в повседневной и профессиональной жизни эти знания.
Концертмейстерский опыт в классе вокала показал, что работая в паре с ребёнком, очень важно чувствовать его настроение, видеть его физические, интеллектуальные, умственные возможности, которые в свою очередь напрямую зависят от психического, психологического, неврологического статуса и эмоционального состояния. С учётом этих особенностей выстраивать свою работу, начиная с репертуара и заканчивая своим отношением к ребёнку. Безусловно атмосфера в семье также играет большую роль. Но несмотря на то, что дети с расстроенной психоэмоциональной системой «туго» обучаются, необходимо создавать на уроках доброжелательную спокойную атмосферу, и тогда как показывает опыт, системность и терпеливость в занятиях даёт вполне положительные результаты, а именно: у детей восстанавливается память, увеличивается (до нормы) работоспособность, сглаживаются психоневрологические и эмоциональные «всплески».
Родителям часто не хватает времени, а зачастую знаний и умений, что бы поговорить с детьми о простых, казалось бы, вещях. Об их здоровье психологическом и психическом. О том, что эти факторы сильно влияют на качества жизни. Некогда найти подходящую, доступную и компетентную литературу, способную привлечь внимание детей.
Данная разработка предоставляет определённый подбор информации, основанной на современных научных исследованиях в области психологии, медицины, педагогики, искусстве и других областях науки, связанных с метроритмическим и звуковым влиянием на детей и являющейся эффективным и безопасным методом психорегуляции. А также различные виды нетрадиционных терапий, таких как стихотерапия,
релаксация, звукотерапия, включающие в себя широкий спектр звуковой информации для людей с различной идеологией, религиозными взглядами, понятиями о нетрадиционных методах лечения. Это церковная музыка отечественных и зарубежных композиторов, православные, песнопения, молитвы, старинная индийская музыка, (раги) классическая и народная музыка.
Предоставить детям возможность владеть информацией и право выбора уже осознанно является одной из главных задач нашей разработки. Мы считаем своевременным научить задумываться о ценности здоровья. Практические занятия представят беседы, практические задания, прослушивание музыки, логопедические занятия, эмоционально – волевой тренинг, игры.
Другой важной задачей является научить детей задумываться над простыми, но важными вопросами. Почему нам так необходимы звуки? Какая связь между нашим эмоциональным благополучием и звуками? Какой вред или пользу несут звуки? Какова изначальная роль музыки, звуков вообще? Где находится ум, интеллект, что есть мысли, интуиция, что такое настроение и т. п. вопросы, на которые медицина, не даёт ответов. Но пытается вылечить психоневрологические расстройства медикаментозно. Безусловно, медикаменты нужны как поддерживающая и восстанавливающая терапия, но ведь причина заболеваний возможно в другом? Если психика пострадала посредством стрессов, то есть от перезагрузки эмоций, звуковой информации, дефицита естественных звуков, а мы её лечим таблеткой, то есть физическим способом, то у нас с точки зрения логики получается, что мы, к примеру, перелом пытаемся лечить промыванием желудка.