Марина Власова
Методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых
К методам ознакомления относятся :
1. Экскурсии и беседы;
2. Наблюдения;
3. Совместная деятельность со взрослыми;
В ДОУ используют разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности. Большое значение придают знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий.
Публикация «Методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых» размещена в разделах
В дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человечески отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установление их контактов с миром взрослых. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство детей дошкольного возраста с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда).
Наиболее эффективные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Вводя ребёнка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, можно провести следующие экскурсии и беседы.
- Наблюдение. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.
- Экскурсии - способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсии в школу, в магазин, к светофору дети проявляли активность и интерес к профессии. Во время общения с инспектором ДПС, дети обратили внимание на их форму, рассуждали: «Форма нужна инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора». Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей.
Взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность самим активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.
Это имеет решающие значение для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему понимаю ребёнком мира взрослых.
В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то насорит, без напоминаний сам за собой убирает.
В младшей группе при детях может проводиться заготовление материала для некоторых занятий: нарезать бумагу для рисования, поточить карандаши, приготовить пластилин; по мере надобности, но систематически делать несложную починку игрушек, книг и пособий. Работа воспитателя не рассчитана ещё на активное вовлечение детей в труд, они главным образом наблюдают действия взрослого. Чтобы сделать влияние своего примера более действенным, воспитатель применяет разные приё мы: сопровождает свои действия пояснениями, разговором с детьми; даёт детям небольшие поручения (принести карандаш, намазать клеем полоску бумаги и т. п.). Эта деятельность воспитателя не проходит для детей незаметно. Она привлекает внимание хотя бы части детей. Дети наблюдают за работой, задают вопросы, хотят помогать. Но самое главное – у них постепенно вырабатывается бережное отношение к вещам, желание самим что-то делать.
Как не велика роль трудового поведения воспитателя, возможности использования его личного примера в младшей группе весьма ограниченны. Дети трёх лет требуют большого ухода, постоянного внимания, надзора. В своей деятельности они ещё недостаточно самостоятельны, потому воспитателю приходиться много энергии затрачивать на организацию игры и бытовых процессов. Воспитателю младшей группы важно максимально использовать пример трудового поведения других работников детского сада, особенно няни. Это близкий детям человек, заботу которого они повседневно ощущают. Её труд в очень значительной части систематически протекает на глазах у детей.
Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемых детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Поэтому пример няни может быстро найти отклик и закрепление в поведение ребёнка. К тому же в бытовой труд няни довольно легко включить детей, давая им не сложные поручения. Непосредственное участие в труде, совместная деятельность взрослого и детей делает пример няни особенно действенным.
Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Дети 3-4 лет выполняют отдельные трудовые поручения, для более старших детей постепенно вводятся дежурства.
Вовлечение в педагогический процесс, помимо воспитателя, и других работников детского сада выдвинуло вопрос о целесообразности некоторых новых форм трудового воспитания. Сейчас наиболее приняты дежурства и коллективный труд.
Работы, которые могут быть выполнены детьми совместно с воспитателем.
1. Уход за растениями. Воспитатель приносит большие растения, моет высоко расположенные листья и загрязненные подоконники; дети приносят мелкие растения, вытирают ниже расположенные ветки, моют подоконники (средняя и старшая группы).
2. Починка игрушек. Взрослый сшивает углы картонных коробок; дети оклеивают их бумагой. При ремонте кукольной одежды, дети пришивают пуговицы и завязки.
3. Подготовка к рисованию, к работе с клеем. Воспитатель разводит краски, делает клей, чинит карандаши; дети режут бумагу, разливают в чашечки клей.
4. Уборка участка. Дворник расчищает площадку; дети увозят снег. Няня моет скамейки, веранду; дети подгребают и уносят сучья, сухие листья.
В тех детских садах, где взрослые показывают пример энтузиазма, дети приобретают вкус к труду, у них формируется психологическая готовность к нему, а это, пожалуй, самое главное в трудовом воспитании. Дети, которые не будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых.
У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нём хотя бы небольшое участие.
Эмоциональность экскурсий, наблюдений повышается, если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности. В процессе деятельности они лучше познают явления. Какое-то участие в труде можно осуществить в процессе многих экскурсий. Наблюдая с детьми, например, труд по благоустройству городского парка, следует привлечь их к сбору цветочных семян, опавших листьев, помочь взрослым в посадке кустов.
Однако экскурсии и беседы недостаточны для воспитания положительного отношения к труду, для возбуждения у детей стремления самим поработать. Лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек даёт необходимый воспитательный эффект.
Трудовое воспитание основано на использовании примера взрослых. Как по содержанию, так и по форме это воспитание учитывает особенности детей дошкольного возраста.