ольга танцура
Методы и формы работы по экологическому воспитанию в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Совсем скоро наши дети станут взрослыми людьми, и они будут нести ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей планеты. Вот почему именно сейчас очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, к природе родного края.
Уже сейчас, в возрасте 4-5 лет, дошкольник должен понимать, что в природе не бывает ненужной травинки, бесполезного жука, ничейного цветка. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса. Все это изучает наука экология.
Публикация «Методы и формы работы по экологическому воспитанию в детском саду» размещена в разделах
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой.
И чтобы ребенку было легко и комфортно познакомится с этой наукой, воспитать в нем чувство любви к природе, чтобы сформировались познавательные действия, интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, в своей работе мы используем следующие формы и методы работы.
Какие методы работы по экологическому воспитанию мы реализуем в нашей группе?
В экологическом воспитании детей широко используются наглядные, практические, словесные методы обучения.
Наглядные методы – это наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, видеофильмов, презентаций.
Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
Метод проектов – носит интегрированный характер, решает комплекс образовательных задач, занимает длительное время и завершается созданием «продукта» в виде выставок поделок, рисунков, организации праздников.
Основные формы организации работы с дошкольниками по экологическому воспитанию.
Организованная образовательная деятельность
Занятия - ведущая форма организации работы по ознакомлению детей с природой. Под руководством воспитателя у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.
Экскурсии
Экскурсии - это занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. На экскурсиях ребята собирают природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.
Экологические акции
Экологические акции – это мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
В этом году мы приняли и продолжаем принимать участие в следующих экологических акциях: «Покормите птиц зимой!», «Бумага добра», «Экокормушка»(эко подарок для пернатых, «Добрые крышечки».
Ознакомление детей с природой в повседневной жизни
Прогулки. Прогулки дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагоги знакомят воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность.
Предметно - развивающая среда должна быть доступной, т. е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к материалам, дидактическим играм, пособиям. Безопасной, т. е. все ее элементы должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования. И включать в себя не только природный уголок, но и центр познавательной активности для экспериментирования с материалами, наблюдения за природными явлениями и объектами неживой природы.
Труд детей в природе
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
Дети наблюдают за растениями, учатся поливать, рыхлить, собирать урожай и семена. Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.
Работа с родителями
Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются различные формы:
• Родительские собрания, консультации;
• Размещение информации экологической направленности в сети интернет, в группе для родителей;
• Оформление наглядной информации экологической направленности;
• Участие в тематических выставках, смотрах-конкурсах.
• Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке детского сада, озеленение территории детского сада;
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
Формирование экологической культуры и воспитания - это длительный процесс, который начинается в дошкольном детстве и продолжается на протяжении всей жизни человека, поэтому от нас с вами сейчас зависит, каким вырастит наш маленький человек, сможет ли он не навредить нашей планете и способствовать ее оздоровлению и процветанию.