Ольга Сергеевна
Методы диагностики склонности детей дошкольного возраста к конфликтам
▼ Скачать + Заказать документы
С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Публикация «Методы диагностики склонности детей дошкольного возраста к конфликтам» размещена в разделах
Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Методика одномоментных срезов структуры группы заключается в многократной фиксации детских объединений и детей, играющих в одиночестве. Эта методика, выявляя только внешнюю сторону общения, показывает особенности в отношениях со сверстниками у отдельных детей. Многократное повторение методики срезов позволяет изучить структуру группы, выявить устойчивые микрообъединения и играющих одиночек. Методика позволяет установить: интенсивность-количество контактов со сверстниками, экстенсивность-широту круга общения, избирательность в установлении контактов, процентное соотношение случаев игры в одиночку и в коллективе (индекс участия ребенка в групповых играх).
Методика хронометрированных наблюдений за поведением отдельных детей на фоне группы фиксирует степень овладения предметно-содержательной стороной игровой деятельности. Содержание и формы общения, специфику собственно игровых отношений, а также внешние проявления мотивационных эмоциональных и интеллектуальных особенностей ребенка.
О степени владения умениями и навыками в игровой деятельности судят по знанию сюжетов, их разнообразию (количеству фрагментов в сюжете, богатству содержания. Выполнению игровых действий, возможности самостоятельно создавать и воплощать игровой замысел; добиваться намеченного результата (владение творческим развертыванием сюжета, подбор с этой целью определенных игрушек. Устойчивости игрового замысла). Понять замысел партнера и передать ему свой, планировать собственную и совместную деятельность до ее начала и т. п.
Характер отношений между детьми выявляется по умению договориться при распределении ролей и игрового материала; умению помочь и принять помощь товарища; подчинить свое желание требованию партнера (сдержанность, выдержка); попросить (вежливость); преодолеть возникший конфликт
Мотивационная сфера проявляется в поступках, действиях, высказываниях ребенка. О переживаниях (эмоциональная сфера) судиться на основании анализа реакций ребенка на то или иное отношение к нему со стороны сверстников, воспитателя, по его ответному поведению. Общий уровень мышления. Наблюдаемые навыки и умения в различных деятельностях и особенности речевого развития свидетельствуют о состоянии интеллектуальной сферы. За каждым ребенком проводиться до 30 наблюдений по 15-20 ми. Во время самостоятельных игр на участке и в групповой комнате. Кроме того, фиксируется поведение детей на занятиях в группе, в организованных воспитателям играх, других режимных мероприятиях дня, а также на детских праздниках.
Социометрическая методика дает возможность судить о системе интимных, избирательных (межличностных) отношений в группе (не всегда проявляющихся в поведении и общении детей) и соответственно о положении в ней ребенка. Используя эту методику, выявляется характер избирательных отношений со сверстниками детей, привлекающих внимание своеобразием поведения и изменениями в картине общения.
Для изучения личностных отношений детей со сверстниками используется методика «Секрет» (Приложение 1, в основу которой положен социометрический эксперимент «выбор в действии» применяемый с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Социометрическая методика позволяет судить не только о личном отношении сверстников к данному ребенку, но и о его собственном отношении к детям, о специфике его предпочтений.
Оценочная методика. С помощью этой методики выясняется положение ребенка в системе взаимооценок группы. Методика выявляет общий характер оценок ребенка детьми группы, конкретные качества, которые у него особенно низко котируются, количество детей, низко или высоко числящих ребенка, какие именно качества при этом выделяют положительной или отрицательной оценкой.
Оценочная методика позволяет изучить характер оценок ребенком детей группы, выяснить, каких сверстников он выделяет в своих оценках, какие качества партнера ему особенно импонируют. И наконец, она выявляет (до некоторой степени) самооценку ребенка. При оценке качеств используется трехбалльная система оценок: положительно оцениваемые качества оцениваются в 3 балла, отрицательно – в 1 балл, средне оцениваемые качества – в 2 балла.
Методика исследования уровня притязаний разработана Р. Б. Стеркиной. представляет собой модификацию методики Ф. Хоппе применительно к дошкольному возрасту. Ребенок ставиться в ситуацию выбора, а затем и реального решения задач различной степени трудности, что позволяет судить о его сомооценке.
В отличии от оценочной, выявляющей вербальную оценку, эта методика помогает изучать действенную самооценку. Самооценка исследуется не путем прямых вопросов, как в оценочном эксперименте, а косвенно, через характер выбора задач разной трудности.
В качестве экспериментальной деятельности для изучения самооценки и притязаний ребенка можно использовать «тест Розенцвейга, методика рисуночной фрустрации» (Приложение 2).
Экспериментальная ситуация – своеобразный исследовательский прием, позволивший одновременно ввести определенные условия: подключить детей с осложненными отношениями к играм наиболее доброжелательных сверстников; создать максимальные условия для игровой деятельности. Использование однотипных экспериментальных ситуаций заключаются в следующем: независимо от специфики выраженных внешне осложнений в отношениях разных детей объединенных в играх с одной и той же по составу группой доброжелательных, популярных сверстников, обладающих наиболее выраженными положительными качествами.
Наличие или отсутствие каких-либо изменений, их реализация в повседневных играх позволяет в каждом конкретном случае проверять предположения относительно глубины детского неблагополучия.
Анкетирование родителей, воспитателей (Приложение 3) выясняются объективные условия воспитания ребенка в семье (образование родителей, их профессии, жилищные условия и т. п.). С помощью этого метода получают и другие качества личности ребенка, его интересы и успехи в различного рода деятельности.
Опросные листы позволяют выяснить некоторые особенности психического и физического развития ребенка, родителей и близких родственников, их характерологические свойства, а также ряд субъективных условий жизни в семье [35].
Таким образом, по обобщенным результатам методов диагностики, составляются социально-психологические характеристики детей. Сравнительный анализ характеристик позволяет классифицировать причины конфликтов, возникающих в отношениях детей со сверстниками