яна косарева
Методики диагностики
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика мышления «Самое непохожее»
«Самое непохожее» — это методика Леонида Венгера для оценки уровня развития мышления у ребёнка.
Инструкция:
1. После того как ребёнок увидел перед собой картинку и внимательно её рассмотрел, взрослый спрашивает: «Чем отличаются эти фигуры?». Ребёнок должен назвать все отличительные признаки — цвет, форму и величину. Если малыш испытывает трудности, то ему необходимо помочь наводящими вопросами найти правильный ответ.
2. Затем родитель показывает на любую изображённую фигуру и просит найти к ней пару — самую непохожую. Задание стоит повторить 2–3 раза.
Публикация «Методики диагностики» размещена в разделах
Если при выполнении задания ребёнок испытывает трудности, возможно, ему необходима помощь. В этом случае следует позаниматься с ним, используя похожие задания и объясняя принцип их решения.
Для оценки уровня развития мышления можно использовать методику «Самое непохожее» Венгера. Для этого понадобится предложенная им иллюстрация.
После того как ребенок увидел перед собой картинку и внимательно ее рассмотрел, взрослый спрашивает: «Чем отличаются эти фигуры?».
Ребенок должен назвать все отличительные признаки — цвет, форму и величину. Если малыш испытывает трудности, то ему необходимо помочь наводящими вопросами найти правильный ответ.
Затем родитель мама или папа, занимающийся с малышом, показывает на любую изображенную фигуру и просит найти к ней пару — самую непохожую. Задание стоит повторить 2-3 раза. Если при его выполнении ребенок испытывает трудности, возможно, ему необходима помощь, и следует позаниматься с ним, используя похожие задания, объясняя принцип их решения.
Методика «Что здесь лишнее?» Р. С. Немова предназначена для исследования процессов образно-логического мышления, операций анализа и обобщения у ребёнка.
Процедура проведения методики :
Ребё нку предлагаются картинки с разными предметами в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырёх изображённых на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты. Картинки можно предъявлять по одной.
Анализ результатов:
o 10 баллов — ребёнок решил задачу меньше чем за 1 минуту, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;
o 8–9 баллов — ребёнок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;
o 6–7 баллов — ребёнок справился с задачей за 1,5–2 минуты;
o 4–5 баллов — ребёнок решил задачу за 2–2,5 минуты;
o 2–3 балла — ребёнок решил задачу за 2,5–3 минуты;
o 0–1 балл — ребёнок за 3 минуты не справился с заданием.
Выводы об уровне развития:
o очень высокий — 10 баллов;
o высокий — 8–9 баллов;
o средний — 4–7 баллов;
o низкий — 2–3 балла;
o очень низкий — 0–1 балл.
«Раздели на группы» (А. Я. Иванова, Е. В. Доц
Цель: оценка образно-логического мышления ребенка, знания геометрических фигур, цветов.
Возраст: 5-7 лет.
Процедура обследования: ребенку показывается картинка, на которой нарисованы геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, ромбы следующих цветов – красные, желтые, синие и белые и двух размеров. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.
Инструкция: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из групп и по какому признаку они выделены». На выполнение задания отводится 3 минуты.
Оценка результатов:
10 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время меньше чем 2 минуты.
8-9 баллов – выделил все группы за время от 2,5 до 3 минут.
6-7 баллов – выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3 минут.
4-5 баллов – за время 3 минуты ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп.
2-3 балла – за время 3 минуты ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп.
0-1 балл – за время 3 минуты ребенок сумел выделить не более 1 группы фигур.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Методика «Аналогии» ( мышление: анализ, об
Цель: оценка умственных операций анализа и обобщения.
Возраст: 5-7 лет
Инструкция: «Я буду называть тебе тори слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему, то есть найти ему пару».
Слова:
1. ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА - …
2. МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ…
3. ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК…
4. ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ - …
5. ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ …
6. УТЮГ – ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН -…
Оценка результатов: За каждый правильный ответ выставляется по два балла, если ребенок справился без помощи педагога, если с помощью – 1 балл, совсем не справился – 0 баллов.
10-12 – высокий;
7-9 - хороший;
4-6 – средний;
3 и менее – низкий.
Методика «10 картинок» (зрительная память)
Цель: определение объема произвольного зрительного запоминания.
Возраст: 5-7 лет
Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки, посмотри на них внимательно и постарайся их запомнить».
Процедура обследования: ребенку предъявляется 10 картинок (время предъявления – 15 секунд).
Оценка результатов:
За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.
8-10 – высокий уровень
6-7 – хороший уровень
4-5 – средний уровень
3 и меньше – низкий
Методика «Домик» Н. И. Гуткина
Цель: оценка уровня произвольности внимания.
Возраст: 5-10 лет.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором нарисована картинка, и карандаш. На этом листе прошу тебя нарисовать точно такую же картинку. Не торопись, будь внимателен. Если же нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».
Когда ребенок говорит об окончании работы, ему надо предложить, все ли верно.
Ошибками считаются:
1. отсутствие какой-либо детали 4б.
2. увеличение отдельных деталей рисунка, 3б.
3. неправильно изображенный элемент рисунка 2б.
4. неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (смещение забора вниз или вверх, трубы, отклонение колечек дыма более 30 от горизонтальной линии) 1б.
5. отклонение прямых линий более 30 от заданного направления. 1б.
6. разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены. 1б.
7. залезание линий одна за другую. 1б.
Оценка результатов:
0б. – высокий уровень
1-2б. – хороший
3-4б. – средний
более 4б. – низкий
Методика «Последовательные картинки» А. Н
Цель: изучение логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
Возраст: 5-7 лет.
Оборудование: рисунок из четырех последовательных изображений. (Ниже представлены два варианта картинок). Картинки вырезаются по линиям. Надо отметить, что эта серия с явным сюжетом является легкой. Более сложные варианты — картинки со скрытым сюжетом, с незавершенным действием.
Процедура проведения: перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20—30 сек. Инструкция: «Все эти картинки про одного мальчика. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом». Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делал мальчик? Положи эту картинку сюда, первой»; «А что потом?». После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.
Анализ результатов.
- Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развернутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюдений.
- Дети умственно отсталые справляются с этим заданием значительно позже (к 7—8 годам). В 5—6 лет они ограничиваются называнием отдельных картинок («Мальчик», «Еще еще мальчик», «Кушает») с помощью наводящих вопросов. Последовательности изображенных на картинках действий они не устанавливают. Помощь не используют.
- Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. За-трудняются в составлении развернутого рассказа.
Методика «Найди отличия»
Цель: определить уровень внимания: насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.
Возраст: 4-7 лет.
Процедура проведения: перед ребенком на столе кладут по очереди 2 картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20-30 сек. Инструкция: «На этик картинка одинаковые изображения, но что-то в них есть разное. Найди отличия на картинках». Необходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются.
Всего отличительных признаков в первой паре картинок 10, во второй — 7. Следовательно, ребенок максимально может набрать за этот тест 17 баллов. Время на выполнение этого задания – 4 минуты.
Оценка результатов:
16-17баллов — высокий уровень; 4-7балла — ниже среднего;
13-15 баллов — выше среднего; 0-3 балла — низкий уровень.
8-12 баллов – средний уровень;