МААМ-картинки

Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР

Анастасия Бондаренко
Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра») велась в ГДОУ № 64 комбинированного вида в группе для детей с ЗПР. Возраст детей – 5 – 6 лет (старшая группа). В группе 15 детей.

В начале работы мной была разработана таблица анализа сформированности временных представлений детей, куда после обследования были занесены результаты. Обследование предполагалось провести в начале учебного года, в середине и в конце.

Публикация «Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР» размещена в разделах

При формировании временных представлений необходимо использовать очень много наглядного материала, т. к. мышление у детей с ЗПР в основном наглядно-образное, и чтобы в полной мере показать погодные явления, связанные с временами года, необходимо наглядно увидеть.

Так же проводились занятия-экскурсии (экскурсия в зимний парк, экскурсия в осенний парк).

Проводились комплексные занятия с участием музыкального руководителя, психолога, дефектолога («Праздник осени», «Весенняя капель»).

Так же дети регулярно смотрят мультфильмы в соответствии с лексической темой (например, тема «Золотая осень». Дети смотрят мультфильмы по рассказам В. Сутеева «Мешок яблок» и др.).

Поскольку дети с ЗПР часто не дифференцируют понятия «времени года», «частей суток», «дня недели» (например, на вопрос «Какой сегодня день недели?», дети отвечают: «Осень!», необходимо научить различать эти понятия. В работе необходимо широко использовать такие методы как : наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены времен года, дня и ночи.

Методическая система работы по формированию временных представлений в группе оказала влияние не только на развитие элементарных математических представлений, но и развитие элементов их познавательной деятельности. Занятия с детьми строились на наглядно-практической основе с использованием всех трех групп методов : словесных, наглядных и практических. Вся работа по формированию временных представлений проводилась последовательно и взаимосвязано с опорой на индивидуальные особенности каждого ребенка. Формирование временных представлений проводилось в игровой форме на фронтальных и индивидуальных занятиях с опорой на различные системы анализаторов (зрительный, слуховой, речедвигательный и т. д.). кроме названных наглядных пособий использовали фланелеграф, наборное полотно, геометрический материал, магнитную доску, словом, все то, что так или иначе целесообразно было применить при формировании временных представлений.

Все полученные знания, умения и навыки закреплялись на занятиях воспитателей по рисованию, лепке, ручному труду, а так же на музыкальных занятиях.

В начале года была разработана таблица по распределению программного материала на учебный год по формированию временных представлений, в соответствии с которой составлялся план коррекционно-воспитательной работы дефектолога.

Время проведения Содержание

Сентябрь Время года – осень (признаки). Название текущего дня недели. Часть суток – утро.

Октябрь Время года – лето, осень (признаки ранней осень, отличие от лета). Понятия «раньше – позже», «до – после». Название текущего дня недели, а так же последующего дня недели.

Экскурсия в осенний парк.

Ноябрь Время года – осень, зима. Признаки поздней осени. Дифференциация поздней и ранней осени. Время суток – утро-день, действия к ним. Дни недели – текущий, предыдущий, последующий.

Декабрь Время года – осень – зима (последовательность, понятия «раньше - позже, до – после»). Части суток - утро – вечер; день – ночь. Названия дней недели.

Январь Времена года – выстраивание последовательности – лето – осень – зима в прямом и обратном порядке. Последовательность дней недели, выходные и будние дни. Части суток.

Февраль Времена года – закрепление признаков осени, зимы, лета; составление рассказов о любимом времени года; рисование времен года. Дни недели в прямой и обратной последовательности. Экскурсия в зимний парк.

Март Установление последовательности частей суток. Рассказ о своем дне. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Апрель Время года – весна (признаки ранней весны). Закрепление понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Части суток и действия к ним. Дни недели.

Май Время года – весна – лето (признаки ранней и поздней весны, признаки лета). Прямая и обратная последовательность времен года. Прямая и обратная последовательность дней недели.

Учитель-дефектолог Бондаренко Анастасия Ивановна

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по формированию временных представленийДидактическое пособие по формированию временных представлений Добрый день, коллеги! Хочу предложить вашему вниманию дидактическое пособие по формированию временных представлений, которое я разместила.

В уголок родителям Время и пространствоПонятие времени людьми воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 14:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Бондаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД