Катерина Аргатюк
Методика проведения учебных исследований
▼ Скачать
Методика проведения учебных исследований
Информатизация общества, выдвинувшая ряд новых требований к уровню развития всех сторон личности человека, не могла не затронуть и систему образования.
Как показывают результаты исследований Варенцовой Н. С., «у детей дошкольного возраста наблюдается повышенная потребность к восприятию информации, освоению способов её приобретения. Следовательно, важнейшей проблемой современного образования является поиск средств, направленных на формирование у ребенка умений находить, дифференцировать нужную информацию, понимать её смысл и значение, использовать её для решения разнообразных задач».
Публикация «Методика проведения учебных исследований» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Возможности формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста представляют учебные исследования (А. И. Савенков, экспериментирование (Н. Н. Поддъяков, моделирование (Л. А. Венгер, детское проектирование (Н. Е. Веракса).
По мнению Савенкова А. И., Венгера Л. А., Поддьякова А. Н., Дыбиной О. В., Афанасьевой О. В., «учебные исследования способствую развитию познавательных интересов ребенка, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Однако в практике дошкольных образовательных учреждений недостаточно учитываются возможности учебных исследований в формировании информационной компетентности дошкольников».
В настоящее время отдельные аспекты учебного исследования получили отражение в работах А. И. Савенкова, Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, О. В. Афанасьевой.
В связи с актуальностью проблемы, в данной статье я хотела бы поделиться методикой учебных исследований, автором которого является Савенков Александр Ильич.
Савенков А. И. отмечает, что «учебное исследование дошкольника так же, как и исследование, проводимое взрослым, неизбежно включает в себя следующие основные этапы: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); выработка гипотез, предположений; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.); защита».
Савенков А. И. отмечает, что «в целях упрощения, казалось бы, можно сократить какой-либо из этапов. Но, внимательно посмотрев на сами эти этапы, без труда можно понять, что это существенно обеднит процесс, а следовательно, и педагогический результат работы».
Савенков А. И. в пособии «Методика проведения учебных исследований в детском саду», подчеркивает, что «для знакомства детей с методикой проведения учебных исследований понадобится 2-3 фронтальных тренировочных занятия с группой».
«Для подготовки к тренировочным занятиям понадобятся карточки с символическим изображением «методов исследования. Эти карточки можно сделать из картона, изображения на них нарисовать фломастерами или вырезать из цветной бумаги. Или вырезать предложенные карточки и наклеить на картон. Размер каждой карточки должен быть не меньше половины обычного альбомного листа».
По методике А. И. Савенкова «для проведения исследования воспитатель посадит группу детей на ковер кружком и объявит, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобятся два добровольца. Они вместе с нами будут выполнять работу от первого до последнего этапа, все остальные дети на первом занятии будут участвовать пока только в качестве зрителей».
«Выбранная пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему, кладем на середину образованного сидящими детьми круга, остальные аналогичные карточки (с «темами исследования») нужно отложить на время».
«Воспитатель начинает с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?». Естественно, что эти вопросы не только к тем, кто у нас выделен специально для проведения исследования, но ко всем детям. Дети начнут предлагать самые разные варианты. Подведите их к идее, что сначала надо подумать».
«Далее воспитатель кладет на ковер перед исследователями карточку с символом, обозначающим действие - «Подумать самостоятельно».
Следующий вопрос, который задает воспитатель детям это: «Где еще мы можем узнать что-то новое о кошке?» Отвечая на него вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «Спросить у другого человека»; «Посмотреть в книгах»; «Посмотреть по телевизору» (имеется в виду видеофильм); «Понаблюдать»; «Провести эксперимент».
По методике А. И. Савенкова «можно предложить и другие методы, например, карточки: «Получить информацию у компьютера»; «Связаться со специалистом».
«Когда наши маленькие ученые определили последовательность работы, начинаем собирать материал. Разложенные на ковре карточки есть не что иное, как план исследования. На маленьких, заранее заготовленных листочках бумаги (лучше всего для этих целей подойдет бумага из тетрадей в клетку, дети будут ручкой делать заметки. Это могут быть несложные рисунки, отдельные, уже знакомые буквы или даже специальные, изобретенные на ходу детьми, знаки и символ».
«Далее собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре так, чтобы всем детям было хорошо видно, листочки с собранной информацией».
«Как только информация обобщена, игру надо продолжить. Наденем на исследователей академические головные уборы и мантии. Это необходимо, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши исследователи делают сообщение».
«Длится первый «доклад» обычно недолго, но с приобретением ис-следовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. Первое занятие на этом можно считать законченным. Мы познакомили детей с общей схемой деятельности. Теперь нам предстоит долгий, но увлекательный процесс совершенствования. Как только дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации».
Вторым этапом являются самостоятельные учебные исследования старших дошкольников.
«Нам так же, как и на тренировочные занятия понадобятся карточки с изображениями тем будущих исследований. Из новых средств, для каждого ребенка потребуется только специальная «Папка исследователя». Каждый ребенок должен получить неограниченное количество маленьких листочков и ручку (карандаш или фломастеры)».
По методике А. И. Савенкова «на этом этапе в исследовательский поиск вовлекается вся группа. Начинается занятие с выбора тем детьми. Карточки с изображениями тем раскладываем на столе. И каждый ребенок выбирает себе то, что хочет».
«Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок (либо пара, группа детей) начинает действовать самостоятельно. Задача - собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время - в рамках одного занятия».
«Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача воспитателя - выполнять обязанности консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту».
Как только подготовлены первые сообщения, маленьких ученых можно собрать и усадить для прослушивания докладов.
Савенков А. И. отмечает, что «заслушать все доклады на одном занятии сложно. Ведь надо не только дать ребенку возможность высказаться, но и ответить на вопросы. Поэтому, во-первых, надо учить детей говорить кратко и точно и, во-вторых, гибко использовать время и какие-то доклады можно выслушать сразу, а какие-то перенести и послушать авторов в другое время».
«По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и в особенности тех, кто задавал умные, интересные вопросы».