Ковалева Алена
Методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика проведения подвижной игры включает в себя
неограниченные возможности комплексного использования разнообразных
приёмов, направленных на формирование личности ребёнка, умелое
педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная
подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.
Методика проведения подвижных игр обоснована и описана в работах
ученых: Е. А. Аркина, В. В. Гориневского, Н. А. Метлова, А. В. Кенеман, М.
М. Конторович, Л. И. Михайловой, Т. И. Осокиной. Работы этих ученых
Темочки:
существенно пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в
дошкольном учреждении.
Организация игры включает в себя подготовку к её проведению, т. е.
выбор игры и места для неё, разметку площадки, подготовку инвентаря,
предварительный анализ игры.
Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на
игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей,
руководство ходом игры. Подведение итогов как методический этап – это
объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и её оценка.
При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей
необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые
действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры –
это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и
эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную
роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.
Выбор игр. Для детей дошкольного возраста отбираются игры в
соответствии с задачами воспитания. Содержание подвижных игр должно
соответствовать уровню развития личности ребенка.
Важно учитывать и возрастные особенности детей, состояние здоровья,
подготовленность, интересы, место игры в режиме дня, метеорологоклиматические и другие условия. Например, если ставится задача закрепить
навыки в прыжках, то подбирается подвижная игра с прыжками.
Не рекомендуется подбирать игры, в которые входят недостаточно
знакомые детям движения. Ребенок, увлеченный сюжетом игры, не следит за
правильностью своих действий.
Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность. Если они недостаточно организованны, то сначала
надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
На выбор игры влияют время года, состояние погоды, температура
воздуха, место проведения. В прохладную погоду лучше проводить такие
игры, в которых все одновременно выполняют движения, что позволяет
предупредить возможность переохлаждения. В жаркую погоду, наоборот,
более пригодны игры спокойного характера и меньшей подвижности,
исключающие опасность перегревания. Для занятий в осеннее время
рекомендуется подбирать игру, которые можно провести на ограниченной
площадке.
Во время прогулки, экскурсий надо проводить игры, которые требуют
большого пространства и дают возможность использовать естественные
условия.
Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный
эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям
движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное
содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с
бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не имеют
эффекта в помещении. Важно также учитывать время года и состояние
погоды. Для зимней прогулки, например, логичны игры более динамичные.
Но иногда, скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно
соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду лучше такие
соревнования не проводить.
Регламентирует выбор игры и её место в режиме дня. Игры более
динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей
предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и
однообразным положением тела. На второй прогулке можно проводить
разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую
усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.
Подбирая игру, нужно помнить о том, что ее сюжет должен
соответствовать времени года. Так, для лета хороши «Ловля обезьян»,
«Лягушки и цапля», для зимы - «Два мороза» и т. д.
Подобрав подвижные игры для той или иной возрастной группы, надо
определить, что из выбранного стоит включить в физкультурное занятие, а
что проводить во время утреннего и вечернего пребывания на свежем
воздухе.
Подготовка к проведению игры
Подобрав игру, воспитатель продумывает ее содержание и методику
проведения, а затем составляет план-конспект, в котором должно быть
отражено все: как собрать детей, распределить между ними роли и объяснить
игру; как построить детей; какие сигналы подавать к началу игры и ее
окончанию; сколько раз повторить игру; как регулировать физическую
нагрузку.
Чтобы игра прошла успешно, воспитатель заранее знакомит детей с
повадками животных и птиц, действующих в данной игре; читает рассказы,
показывает картинки и рисунки; организует наблюдение; разучивает текст
стихов и речитативов, которые применяются в играх.
Воспитатель подготавливает место для подвижной игры и
физкультурный инвентарь, игрушки и атрибуты; привлекает к этому детей,
которые выкладывают «домики» и «гнезда» из шишек и камешков,
заготавливают снежки.