Елена Цимбал
Методика преподавания русского народного танца в детском дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире дети самых разных возрастов широко вовлечены в танцевальную среду. Хореография как вид искусства аккумулирует в себе физическое и эстетическое развитие, комплексно воздействует на ребенка, формируя правильную осанку, координацию, воспитывает эстетический вкус.
Публикация «Методика преподавания русского народного танца в детском дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Русские народные танцы
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Стоит отметить, что именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения. В процессе обучения у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Изучая русский народный танец, мы путешествуем по всей территории нашей страны и знакомимся с историей и национальными особенностями конкретных регионов.
В дошкольном учреждении с детьми изучаются такие жанры русского народного танца, как хоровод и пляска.
Хоровод - является самым развитым и давним жанром русского народного танца. Его частое построение — круг, изначально символизировал солнце.
На занятиях с дошкольниками разучиваем такие рисунки хоровода:
«Круг»
Количество участников не ограничивается, но их должно быть не менее трёх человек. Мальчики и девочки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки произвольно отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. В основном движение по кругу в хороводе по часовой стрелке, но может идти и против.
«Два круга рядом»
Круги могут находиться как рядом, так и на небольшом расстоянии друг от друга. Направление движений может происходить как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.
«Круг в круге».
Внутри большого круга находится круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу (по часовой стрелке, а внутренний может менять направление.
«Корзиночка»
Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Круги состоят из равного количества участников. Во внешнем кругу находятся мальчики, во внутреннем — девочки. Стоя лицом к центру, мальчики и девочки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девочек, мальчики поднимают руки, и через головы партнёрш отпускают их на руки девочек. Руки могут находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этого мальчики, а потом девочки поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины.
Пляска — жанр народного танца, отличающийся яркостью и колоритностью. В пляске раскрываются индивидуальные черты характера танцора — каждый участник может показать свою манеру исполнения («выходку»). Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, «верёвочку», «гармошку», различные присядки, хлопушки, припадания, верчения. Помимо обогащения лексики пляска даё т возможность для усложнения и разнообразия рисунка: перебежки, разнообразные переходы, задорные проходки девочек.
С детьми-дошкольниками изучаю следующие рисунки пляски:
«Ручеек»
Исполнители стоят парами на небольшом расстоянии друг от друга, в затылок друг другу — колонной. Каждая пара, взявшись за руки, образует широкие «ворота». Пары, стоящие в конце колонны, слегка согнувшись и прижавшись, друг к другу плечами, проходят через все образовавшиеся «ворота» и становятся впереди колонны. Затем идет следующая пара и так до тех пор, пока все пары снова не окажутся в первоначальном порядке. «Ручеек» может начинать пара, стоящая в конце колонны. Тогда он называется «Обратный ручеек».
«Гармошка»
Танцор передвигается боком, посредством последовательного сведения -разведения носков и пяток.
«Ковырялочка»
Ребенок исполняет легкие последовательные удары носком и пяткой каждой ноги со сменой и кратковременным притопыванием на месте.
Существует традиционная последовательность действий в обучении народно- танцевальным основам :
1) развитие чувства ритма (посредством частушек, прибауток);
2) обучение основам народной хореографии (пляска, хоровод) через освоение ритма и характерной пластики;
3) танцевально-игровое творчество.
В процессе освоения русского народного танца стоит опираться на опыт и методические приемы, существующие в самой традиционной культуре:
1) этапность в овладении хореографическими элементами;
2) дифференцированное обучение мальчиков и девочек;
3) формирование навыков смешанного исполнения – важной особенности русской народной традиционной культуры, так как многие известные народные жанры требуют синтеза пения и танца.
Отрабатывая технику исполнения надо обращать внимание на каждый элемент, тогда в коре головного мозга создаются наилучшие условия для образования и совершенствования условных рефлексов и, следовательно, ускоряется формирование двигательных стереотипов. Акцентирование внимания на ошибках по тем же причинам создает условия для быстрого их исправления через понимание сущности выполняемых движений, через ощущения. Поэтому чем большее число танцевальных движений и их комбинаций освоено, тем лучше развиты двигательный анализатор и мышечная память. Это значительно расширяет возможности организма переключаться с одной мышечной деятельности на другую. Даже самый простой танец состоит из нескольких комбинаций движений и ребенок должен мгновенно переключиться с одного движения на другое, меняя движения в другом рисунке, ракурсе, ориентируясь в пространстве зала.
Таким образом, все изучаемые дошкольниками танцевальные элементы, являются народной классикой. Именно в этих, на первый взгляд простых, неброских, движениях и выявляется истинно народный характер, своеобразная манера, присущая русскому танцу.