Ольга Павлова
Методика «Последовательность событий» для дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика "Последовательность событий"
Методика предложена А. Н. Бернштейном (см. С. Я. Рубинштейн, 1970, 1986, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены.
Цель: Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
Методика проведения : В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т. д.
Публикация «Методика „Последовательность событий“ для дошкольного возраста» размещена в разделах
Задание состоит из двух частей: 1) выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним.
Бывают случаи, когда при неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как хорошее.
Если испытуемый правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа, то желательно задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Так ребенок может интуитивно понимать смысл нарисованного на картинках, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит (например, в случае с сюжетом "Половодье"). Бывает, что будущему первокласснику не хватает словарного запаса для объяснения происходящего на рисунках. Точные вопросы экспериментатора позволяют понять причину плохого рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение задания на среднем уровне. Если испытуемый правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное. (Особо следует рассматривать случаи, когда молчание ребенка обусловливается личностными причинами: страх общения с незнакомыми людьми, боязнь допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и т. д.)
Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:
1) не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;
2) по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
3) составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность на соответствующую рассказу);
4) каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными — в результате не получается рассказа;
5) на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
Уровни оценивания итогов тестирования:
1. Высокий — ребёнок справился с испытанием полностью, самостоятельно нашёл верную комбинацию рисунков и составил связный, грамматически адекватный рассказ
2. Средний — испытуемый преодолел первый этап правильного размещения изображений, но испытал затруднения в процессе выстраивания логически связного рассказа, который смог составить только при помощи психолога.
3. Низкий — ребёнку не удалось установить последовательность картинок и составить рассказ.
Анализ проведения и вывод методики :
Результаты проведения методики показали, что:
Высокий 65%
Средний 30%
Низкий 5%
65% детей показали высокий уровень знаний. Быстро справились с последовательностью разложения картинок. С большим энтузиазмом рассказывали свои рассказы.
30% детей показали средний уровень знаний. Справились с последовательностью картинок быстро, а вот с рассказом были небольшие трудности.
5% детей показали низкий уровень знаний. Затруднялись с последовательностью картинок и отказались рассказывать.
Вывод по двум методикам :
Проведение методик показало, что у детей развито умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное, самостоятельно действовать по указанию взрослого, хорошо развито логическое мышление, речь и способность к обобщению.
Рекомендации по снижению уровня неготовности ребенка к школе:
Основное внимание должно уделяться развитию произвольности внимания, умения воспринимать и чётко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу.
Для формирования и развития умения учащихся структурировать информацию, нужно научить детей анализировать отдельные сюжетные линии, выделять существенные моменты и главные ключевые слова, находить связи между ними и осуществлять последовательное объединение всех этапов события.
Необходимо разработать ряд приемов работы по развитию пространственных представлений детей, использовать в развивающей работе дидактические игры, создавать игровые ситуации. полезно проводить групповые игры, специально направленные на развитие умения внимательно слушать других и выполнять требуемые действия.