Альбина Юсупова
Методика ознакомления дошкольников с предложением и его словесным составом
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Актуальность
1. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если воспитатели ставят его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи, построенных на принципах лингводидактики.
Публикация «Методика ознакомления дошкольников с предложением и его словесным составом» размещена в разделах
«Методика ознакомления дошкольников с предложением и его словесным составом» Почему нужно заниматься исследованием этой темы?
2. Методика ознакомления дошкольников с предложением.
К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог.
Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слога звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.
Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
В ходе занятия реализуется основной принцип образования - принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине.
Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения. Далее к каждому предложению ставятся вопросы. Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится.
Затем дети сами составляют предложения по картинкам, игрушкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.
В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.
Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; составление предложений по «живым сценкам».
Синтаксическая сторона речи совершенствуется, прежде всего, в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Рассматривая произведения живописи, участвуя в беседе о прочитанном, ребенок общается со взрослым, отвечает на разнообразные вопросы, побуждающие использовать разные части речи, различные конструкции предложений. Особенно важны так называемые проблемные вопросы («Почему?», «Зачем?», «Как?», побуждающие устанавливать причинно-следственные, временные и другие существенные связи и зависимости и использовать для их обозначения в речи сложноподчиненные предложения. Е. И. Тихеева предлагала, кроме того, использовать специальные упражнения на распространение и дополнение предложений. Эти упражнения проводят в подготовительной к школе группе.
Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.
3. Методика ознакомления дошкольников со словесным составом предложения.
Прежде, чем начинать знакомство детей дошкольного возраста со словесным составом предложений необходимо познакомить детей непосредственно со словом и предложением.
Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине.
Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения : «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине». Далее к каждому предложению ставятся вопросы : «О чем говорится вначале? Про что я сказала? Что я сказала про сад? А потом что я сказала? Что я сказала про детей?» И т. д.
Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Приводит пример: «Яблоки лежат в корзине. Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине». Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.
Целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его – длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку.
Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; придумывание названия к картине; придумывание «веселого»предложения; сочинение короткой сказки о хитрой лисе; составление предложений по «живым сценкам».
Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом и предложением подготавливает детей к знакомству и анализу словесного состава предложения.
Ознакомление детей со словесным составом предложений.
Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условияхстихийного становления понятий о языковых явлениях и специального обучения изучались профессором факультета психологии МГУ С. Н. Карповой в середине 60х годов прошлого века. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова. При специальном обучении, основанном на поэтапном формировании умственных действий, успешно и довольно быстро формируются представление о словесном составе предложения и умение анализировать предложения.
В процессе речевого общения дети обращают внимание прежде всего на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложений они начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму.
Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.
Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 – 3 слов.
Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий — картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры. Приведем примеры нескольких занятий.
Составление предложений об игрушке. На занятии дети учатся составлять предложения из двух слов и выделять слова из этих предложений, указывать последовательность слов (какое первое, какое второе,
На столе игрушки: кукла лежит на кровати, мишка сидит на стуле; другая кукла сидит за столом, стол накрыт (кукла завтракает или обедает); стоит вешалка, на ней полотенце.
Воспитатель. Дети, про каждую из этих игрушек можно сказать предложение. Послушайте, я скажу предложение про эту куклу (показывает на куклу, лежащую на кровати) : «Кукла лежит». Далее воспитатель произносит еще одно предложение из двух слов («Мишка сидит», а затем предлагает детям составить предложения про другие игрушки.
Дети составляют предложения («Вешалка стоит», «Полотенце висит», «Кукла сидит» и т. п.). Затем воспитатель просит сказать другие предложения про куклу («Кукла обедает», «Кукла завтракает»). Одно из предложений, например «Полотенце висит», повторяется хором, потом педагог говорит: «Теперь послушайте, как я буду говорить это предложение. Я буду останавливаться после каждого слова, чтобы вы могли сосчитать, сколько слов в этом предложении : «Полотенце. висит». Сколько слов я сказала?»
Воспитатель спрашивает одного-двух детей о количестве слов в предложении. Потом задаются вопросы о том, какое первое слово, какое второе и что получится, если сказать их вместе («Полотенце висит»); воспитатель подчеркивает, что это — предложение, а не слово.
После этого воспитатель, вызвав одного из детей, предлагает ему (шепотом, чтобы другие не слышали) сесть и просит остальных придумать про этого ребенка предложение («Саша сел»). Оно разбирается так же, как было показано выше.
Подводя итог занятия, педагог (в беседе с детьми) заключает, что про каждый предмет, про каждого человека, про каждое животное можно сказать предложение, что предложения состоят из слов, что сегодня они составляли предложения из двух слов.
Составление предложений по картине (из 3—4 слов). Используются несложные сюжетные картины, например из серии, разработанной Е. И. Радиной и В. А. Езикеевой для развития речи детей младшего возраста.
Картина «Летом на прогулке». На картине изображены трое детей и мама. Она сидит пеньке. Девочка дает ей букет. Один мальчик рвет цветы, другой нюхает цветок, не срывая.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину, придумать имена девочке и двум мальчикам, изображенным на картине, и составить предложения про всех детей (Дети гуляют, про девочку Таню (Таня собрала букет, Девочка дает букет маме, про маму (Мама сидит, Мама берет букет, Мама берет цветы, про мальчиков (Саша рвет цветы, Саша собирает букет, Коля нюхает одуванчик).
Педагог сначала останавливается на предложениях из двух слов, предлагая назвать первое и второе слова. При этом задание может быть сразу дано в более сложной форме, чем тогда, когда дети начинали знакомиться с двухсловными предложениями : «Какое второе слово? Какое первое?»
Затем воспитатель, используя составленные детьми трехсловные предложения, просит назвать первое, второе и третье слова. Слова может называть и один ребенок, и разные дети. Последнее важно для того, чтобы были внимательны и активно участвовали в работе все.
Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложений заключается в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательно и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов (двух, трех, четырех). Последняя форма работы очень важна, так как осознанность, произвольность составления предложения имеет здесь высокий уровень. Ведь нужно держать во внимании и содержание предложения, и количество слов («Скажи три слова про мяч», «Скажи четыре слова про зайца»).
С целью более наглядно представить детям словесный состав предложения воспитатель использует схему: изображает слова и т. п. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит : «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».
Работа со схемами полезна не только потому, что перед детьми более наглядно выступает количество слов в предложении, но и потому, что яснее выявляется динамика предложения, следование слов одного за другим. Ведь схема не возникает сразу, она появляется элемент за элементом (черточка за черточкой, полоска за полоской и т. п., т. е. слово за словом. Эту динамику видно, когда педагог рисует схему на доске, еще более отчетливо она выступает перед детьми, когда они составляют схему сами.
Можно применять и другие виды моделирования; каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой. Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения.
4. Практическая часть
Ознакомление детей с понятием ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Все предложения составлены детьми старшей группы
2. Содержание
Ознакомление с предложением
Ознакомление со словесным составом предложения
Ознакомление со схемой предложения
Речевая игра «Живые слова»
Литература
3. Какие умения приобретают дети в процессе ознакомления с предложением?
4. Ознакомление с предложением
•Выделение предложения из речи.
•Определение смысловой стороны предложения.
•Составление предложений из двух, трёх слов, четырёх слов.
5. Составление рассказа по картине
Педагог предлагает послушать небольшой рассказ по картине (из 3-4 предложений, интонационно выделяя каждое предложение. К каждому предложению ставятся вопросы.
Детям предлагается еще раз послушать рассказ, после каждого предложения выложить фишку. Сколько предложений в рассказе?
Вывод. Наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что- то говорится.
6. «Урожай»
Весной Саша, Коля и Наташа посеяли семена моркови. Все лето дети поливали посадки из леек. Осенью они собрали большую корзину моркови. Дети довольны урожаем.
7. Вопросы:
•Что Саша, Коля и Наташа посеяли весной?
•Как дети ухаживали за посадками летом?
•Сколько моркови собрали они осенью?
•Дети довольны урожаем?
8. Осознание смысловой стороны предложения
Мальчик рисует.
Я сказала предложение.
О ком говорится в предложении?
В предложении говорится о мальчике.
Что говорится о мальчике в предложении?
В предложении говорится то, что мальчик рисует.
9. Составление предложений по игрушкам
Мячик весело прыгает.
Мишка любит кататься на машине.
Машина быстро едет.
Зайка улыбается.
Задайте вопросы на осмысление каждого предложения.
10. Составление предложений по заданному слову
Я придумала предложение со словом котёнок
Отгадайте моё предложение.
Придумайте предложение со словом яблоко
Придумайте предложение со словом девочка
11. Составление предложений по действию
Котенок играет с мячиком.
Дети весело танцуют.
12. Ознакомление со словесным составом предложения
• Выделение слов в предложении.
•Составление из слов предложений.
•Называние слов в предложении последовательно и вразбивку.
13. Количество слов в предложении
Машина везет груз.
•Сколько слов в предложении?
•Назовите первое слово… машина
•Назовите второе слово… везет
•Назовите третье слово… груз
14. Придумайте предложение
предложение про ёжика из пяти слов так, чтобы слово ежик было
- первым.
- вторым.
- последним.
Ёжик ищет грибы.
Веселый ёжик гуляет в лесу.
Между ёлками бегает ёжик.
Мы в лесу видели ёжика.
15. Составь предложение из слов (дождем, под, промок, щенок)
Щенок промок под дождем.
16. Составьте предложение из трех слов
по картинкам
Из двух слов
Из четырех слов
17. Придумайте предложение из четырех слов с коротким словом «на»
Мальчик катается на лыжах.
На горке сидит щенок.
18. Ознакомление со схемой предложения
•Составление одним ребенком схемы предложения, сказанного воспитателем.
•Составление схемы предложения всеми детьми.
•Один ребенок произносит предложение, другой (или все дети) составляет схему.
•Воспитатель на доске чертит схему, дети составляют по ней разнообразные предложения.
19. Схема предложения
Мишка держит мяч.
Первое слово обозначается уголком. Уголок показывает, что первое слово в предложении
пишется с большой буквы.
Слова обозначаются линиями.
Между линиями есть расстояние, оно обозначает паузу между словами.
В конце предложения ставится точка.
20. Составь предложение по схеме со словом дети.
Дети любят играть
Дети пошли в
Дети гуляют
21. Речевая игра «Живые слова»
Игра «Живые слова» разработана Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой. Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения.
22. Воспитатель вызывает троих детей («живые слова», которые будут говорить слова предложений, ставит их по порядку.
Воспитатель обращается к детям: «Послушайте, что скажут дети»
Таня будет слово «рабочие»
Катя будет слово «дом»
Саша будет слово «строят»
Про кого они сказали?.
Что они сказали про рабочих?
23. Теперь еще послушайте, что скажут эти дети.
Воспитатель говорит детям слова на ушко.
По знаку воспитателя они произносят слова предложения, но не последовательно, а все вместе, одновременно.
Таня будет слово «Марина»
Катя будет слово «искала»
Саша будет слово «малину»
«Марина искала малину»
Слова в речи произносятся последовательно, одно за другим.
24. «Узнай слово»
Учить детей распространять предложение, добавляя одно слово : придумать недостающее
слово, угадать задуманное слово.
Послушайте, что я скажу: «Валя рисует дом». Я сказала предложение из трех слов. Сначала я сказала слово Валя, потом- рисует, потом- дом.
Ко мне подойдут трое детей
Ира будет слово «Валя»
Коля будет слово «рисует»
Толя будет слово «дом»
Какое предложение получилось?.
25. «Узнай слово»
Ко мне подойдут трое детей.
Ира будет слово «Мальчик»
Коля будет слово «взял»
А каким словом будет Катя, вы должны придумать сами.
26. «Угадай, какое слово заблудилось?»
Надо помочь «живым словам» найти свое место в предложении, и тогда мы узнаем, что же эти слова говорят про кошку.
Аня слово «кошка»
Катя слово «двери»
Таня слово «около»
Толя слово «лежит»
Каждый ребенок, предлагающий вариант перестановки, берет названное слово и ставит его на место, которое он назвал, а дети говорят, что получилось. Перестановка слов повторяется до тех пор, пока не получится правильное, осмысленное предложение
Около двери лежит кошка.
Дети «читают» предложение - Кошка лежит около двери.
27. «Путаница»
«Послушайте стихотворение К. И. Чуковского
«Путаница» и скажите, почему оно так называется.»
Рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают.
Мыши кошку изловили, в мышеловку посадили.
28. «Путаница»
Летит колючий крокодил.
Какие слова нужно заменить, чтобы получилось правильное предложение?
«зеленый колючий крокодил плывет»
29. Такая игра дает возможность детям поупражняться в замене слов, составлении правильного по смыслу предложения.
Плывет зеленый крокодил.
Летит белый голубь.
Бежит колючий ежик.
30. «Составь предложение»
Таня слово «кот»
Коля слово «рыжий»
Катя слово «лежит»
Толя слово «рыжая»
Ира слово «лиса»
Аня слово «бежит»
Что можно сказать этими словами про кота или лису?
Рыжий кот бежит.
кот рыжий бежит
Рыжая лиса лежит.
Лиса рыжая лежит
Вывод
Дети приобретают умения членить предложения и составлять их из слов, знакомятся с речью как языковой действительностью. Перед детьми, не умеющими читать, в наглядной форме выступают обычно скрытые, основные свойства речи:
линейность- временная последовательность слов,
входящих в предложение, и дискретность отдельность слов, составляющих предложение.
Возникают предпосылки формирования у детей в дальнейшем навыков чтения.
5. Используемая литература
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и
обучения родному языку дошкольников-М. :«Академия»,1998.
Белякова Г. П. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложения// Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред.
Н. Н. Поддъякова,Ф. А. Сохина. -М. ,1984.
Обучение дошкольников грамоте /Под ред. Н. В. Дуровой. М. :Школьная Пресса,2001.
Развитие.
Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. - М. : «Гном-Пресс»,1999.
Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению грамоте. - «Вопросы психологии»,1974,№1