елена соколова
Методика освоения комплекса ОРУ с музыкальным сопровождением на занятиях по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ детский сад №51 г. Санкт-Петербург
Инструктор по физической культуре Соколова Е. Е., высшая категория
Методика освоения комплекса ОРУ с музыкальным сопровождением
на занятиях по физической культуре
Публикация «Методика освоения комплекса ОРУ с музыкальным сопровождением на занятиях по физической культуре» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Не смотря на схожесть целей при разучивании комплекса ОРУ с музыкальным сопровождением и новых танцев и плясок на музыкальных занятиях, методики освоения двигательными навыками все же разнятся. На музыкальном занятии педагог может отойти от инструмента, в нужный момент увеличить или замедлить темп, громкостью звука, акцентом отметить начало или окончание движения. На физкультурном же занятии у нас нет возможности уделять много времени на разучивание комплекса : время частей занятия регламентировано. Однако принципиальная схема процесса обучения двигательному действию остается неизменной и состоит из 3 этапов, на каждом из которых решаются свои цели и задачи.
Общая структура процесса обучения двигательному действию
1 этап – начальное разучивание.
Цель: сформировать умение выполнять основу техники двигательного действия.
Задачи:
1. Создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им.
2. Восстановить предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому.
3. Разучить звенья основы техники, не освоенные ранее, предупредить возникновение грубых ошибок.
4. Добиться самостоятельного выполнения основы техник движения в целом.
2 этап – углубленное разучивание.
Цель: Сформировать умение – выполнять двигательное действие относительно совершенно, в объеме намеченных технических требований.
Задачи:
1. Углубить понимание закономерностей техники изучаемого действия и значения ее частей, предупредить возникновение грубых ошибок.
2. Последовательно разучить общие детали и усовершенствовать пространственные, временные и динамические характеристики техники действия.
3. Добиться слитного выполнения действия в полном объеме изученных технических требований.
3 этап – закрепление и совершенствование.
Цель: Закрепить умение и навык и сформировать способность выполнить действие в условиях его практического применения.
Задачи:
1. Закрепить в необходимой мере технику двигательного действия.
2. Совершенствовать изучаемое действие в соединениях с другими двигательными действиями.
3. Сформировать дополнительные варианты техники для целесообразного выполнения действия в различных внешних условиях и ситуациях.
4. Совершенствовать индивидуальные детали техники двигательного действия.
В соответствии с этапами обучения двигательному действию, комплекс разучивается и совершенствуется на 8 занятиях в течение месяца.
1 занятие.
1. Предварительный показ и выполнение детьми наиболее трудных по координации или совершенно новых для детей упражнений.
2. Первичное выполнение комплекса ОРУ вместе детьми : «Делай, как я!»
3. Словесная подсказка при выполнении упражнений.
На этом этапе не предъявляются жесткие требования к исполнению техники упражнений комплекса. Главная задача – первичное выполнение комплекса в целом, определение детей для индивидуальной работы вне занятий.
2 занятие.
1. Предварительное словесное описание трудных по координации упражнений, и выполнение детьми этих упражнений по словесному описанию.
2. Выполнение комплекса ОРУ вместе с детьми.
Задачи и требования к выполнению упражнений комплекса те же.
3 занятие.
1. Только словесное напоминание особо трудных по координации упражнений комплекса.
2. Выполнение комплекса ОРУ вместе с детьми.
На этом занятии по ходу выполнения комплекса педагог предварительно напоминает последующие движения. Дает указания по технике выполняемых на данный момент упражнений.
4 занятие.
Дети сразу выполняют комплекс вместе с воспитателем. В процессе выполнения упражнений педагог акцентирует внимание детей на технику выполнения упражнений, отмечает детей правильно выполняющих упражнения. Отмечает детей для дальнейшей индивидуальной работы. Назначает «шефство» над детьми, у которых упражнения не получаются или страдает техника выполнения упражнений (дети в группе должны друг другу показать и помочь освоить упражнения).
5-8 занятия.
Идет работа над совершенствованием техники упражнений комплекса. Педагог может уже не выполнять комплекс вместе с детьми, только словесно напоминая последующие упражнения. Если есть дети, которые хорошо запомнили и правильно выполняют упражнения, то они могут быть в роли «педагога» при проведении ОРУ, остальные смотрят и выполняют за ними движения.
Постоянно ведется работа по совершенствованию техники движений. Педагог теперь может подойти к любому из детей и помочь правильно выполнить то или иное упражнение.
Таким образом, в течение 8 занятий комплекс ОРУ легко запоминается детьми, техника выполнения движений довольна высока. При условии, если обучающиеся быстро осваивают материал, можно сменить комплекс после 5- 6 занятия. Последующим этапом в работе будет применение полученных навыков вне физкультурных занятий.
Использование вне физкультурных занятий комплекса ОРУ
с музыкальным сопровождением
Несмотря на то, что в комплекс ОРУ меняется каждый месяц, проделанная работа дает возможность использовать разученные комплексы не только на физкультурных занятиях. Полученные детьми навыки не теряются со временем, а совершенствуются в других видах деятельности.
Так вполне возможно использовать отдельные упражнения в комплексах утренней гимнастики, динамических паузах между занятиями. Очень актуально и динамично вписываются разученные комплексы в спортивные и выпускные праздники как разминки или показательные выступления. Причем, что важно, это выступление не отдельных, особо одаренных детей, а всей группы. Родители воочию могут увидеть и убедиться в способностях своего ребенка, а кто-то может впервые увидит его стройным, подтянутым, внимательным и способным выполнять трудные по координации движения.
Использование разученных комплексов вполне оправдано при проведении комплексных занятий. Если при этом музыка комплекса органично вплетена в содержание занятия, то выполнение его выглядит не как оторванная, выпадающая часть, а динамичная, хорошо продуманная композиция.
При проведении групповых праздников дети могут пригласить родителей для совместного выполнения комплекса ОРУ. Но здесь обязательно дети должны очень хорошо знать последовательность и технику выполнения упражнений. То есть, они сами должны быть «идеальными» исполнителями для родителей. Если воспитатели при проведении группового праздника планируют данное действо, то необходимо заранее проконсультироваться у инструктора по физической культуре, чтобы в нужный момент помочь детям, если это понадобится.
Вне детского сада дети самостоятельно могут использовать полученные навыки, выполняя утреннюю гимнастику дома в выходные дни, при проведении домашних и семейных праздников. При этом они могут обучать своих младших или старших братьев или сестер. Характер исполнения музыки, выполняемые под нее движения, будут создавать у детей хороший положительный эмоциональный настрой, желание заниматься физическими упражнениями.