Получи документы

Методика организации настольно-печатных игр для детей старшей группы

Ирина Иванова
Методика организации настольно-печатных игр для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование социальной активности дошкольников при использовании дидактических игр. Методика организации настольно-печатных игр для детей старшей группы.

В дошкольной педагогике под социальной активностью понимается такая ее совокупность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка:

умственной - в потребности в приобретении новых знаний; умении рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач; проявлении смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности;

Публикация «Методика организации настольно-печатных игр для детей старшей группы» размещена в разделах

двигательной – в стремлении к выполнению игровых действий (поиск предметов, соревнование в беге, прыжках, имитация трудовых действий, целенаправленных действий с дидактическим материалом;

трудовой – в интересе к труду взрослых, механизмам и машинам; потребности и готовности трудиться; желании выполнять в игре роли разных профессий; помощи в труде старшим;

эстетической – в понимании и оценке красоты предметов и явлений;

нравственной – в проявлении любви к родному краю; доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании; бережном отношении к предметам, игровому материалу; потребность следовать правилам поведения;

коммуникативной – в желании обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр. Общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

В дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.

Дидактическую игру условно можно разделить на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры.

Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.

На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.

В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справится с ними, необходимо проявлять смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.

Ребенок, усвоивший игру, должен стать и его организатором, и ее активным участником. С таким ребенком дети активно вступают в игру.

Каждому этапу игры соответствуют определенные педагогические задачи.

На первой стадии воспитатель заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

При неоднократном проведении игры дети более творчески подходят к выполнению поставленных задач, умеют оценить свое поведение и поведение товарищей. Роль воспитателя заключается в том, чтобы вовремя заметить проявление этих качеств у детей, оценить и развивать их дальше.

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего и младшего дошкольного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные особенности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Игра выявляет индивидуальные особенности ребенка, его личностные качества, а также формирует определенные свойства ребенка. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

Важное значение имеет содержание дидактических игр. Как в детском саду, так и в школе имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

В этой статье я предлагаю подробнее рассмотреть методику организации настольно-печатных играх для детей старшей группы.

Педагог руководя играми воспитанников старшей группы учитывает их возросшие возможности. В этом возрасте детям свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи.

С расширением объема знаний меняется и характер умственной деятельности ребят. Возникают новые формы мышления. В основе выполнения ребенком умственной работы – понимание, процесс, который строится на анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. Главное в умственной деятельности становится стремление узнать новое: приобрести новые знания, новые способы умственных действий.

При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правили действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилия ума, воли.

При проведении самой игры роль воспитателя тоже меняется. Но и здесь он четко, эмоционально знакомит детей с новой игрой, ее содержанием, правилами и действиями, уточняет их понимание играющими, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько ее правила усвоены. Затем предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Как закончить игру? (Это важно для того, чтобы дети сами захотели в нее играть). Разыгрыванием фантов, чествованием победителей, сообщением о новом варианте игры, которая будет в следующий раз.

Настольно-печатные игры для детей старшей группы.

Кто построил дом?

Дидактическая задача. Систематизировать знания детей о том, кто строит дома, о последовательности в строительстве дома, об инструментах и машинах, которые помогают людям в строительстве; воспитывать уважение к профессии строителей, желание брать на себя роли строителей в творческих играх.

Игровые правила. Подбирать маленькие карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Кто первый закроет все клетки на картах, тот получит фишку. Обмен картами. Кто больше получит фишек, тот объявляется победителем в игре.

Игровые действия. Поиск карточек. Соревнование.

Ход игры. Воспитатель вместе с детьми рассматривает большие карты, на которых нарисованы архитекторы, строители, отделочники. Проводится небольшая беседа о содержании картинок, об этапах в строительстве дома, о людях, машинах, инструментах, используемых на стройке. Воспитатель показывает маленькие карточки, на которых изображены детали большой карты. Затем предлагает взять детям по одной большой карте и по сигналу (стучит кубиком о стол) подобрать нужные машины, закрыть ими клетки на картах. Кто первый и без ошибки найдет нужные карточки и назовет правильно все механизмы, то и побеждает.

Игра может быть продолжена, тогда дети обмениваются картами или меняется состав играющих.

Закончить игру можно беседой с детьми о бережном отношении к своему дому, к зеленым насаждениям возле него.

По этому же принципу проводится игра на тему «Транспорт». В ней систематизируются, углубляются знания детей о том, какими средствами передвижения пользуются люди по земле, по воде, в воздухе.

Для игры готовят большие карты с изображением земли, неба, моря. К ним дети подбирают маленькие карточки с разными видами транспорта: например: для большой карточки, где нарисована земля, подбирают такие картинки, как автобус, троллейбус, велосипед, трамвай, электричка, метро и др.

Как и в первой игре, здесь количество картинок должно быть одинаковым. Выигрывает тот, кто быстро и правильно закроет все пустые клеточки на больших картинках.

Гости Москвы

Дидактическая задача. Уточнять, закреплять знания детей о столице нашей Родины – Москве, воспитать любовь к главному городу нашей страны, желание больше узнать о ее достопримечательностях.

Игровые правила. Описывать картинку с видами Москвы, отгадывать по описанию часть города, находить одинаковую картинку.

Игровые действия. Выбор гидов, имитация поездки туристов на машине по Москве.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о том, как много гостей приезжает в Москву из других городов и других стран. Все хотят увидеть наш красивый город. его достопримечательности.

- Мы сегодня поиграем в гидов. Гид – это человек, который сопровождает гостей, показывает им, рассказывает интересно о том, что они увидят. У меня в руках машина (игрушечная). Вот на ней вы и будете возить гостей. Каждый гид покажет только одно место, а в другое повезет другой гид. Посмотрите у меня в руке кубик. На нем есть цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6. И на игровом поле картинки тоже есть свой номер. Если кубик упадет так, что сверху будет цифра 3, то надо будет везти гостей к этому месту, на картинке вы увидите эту цифру. Ехать по улице надо так, как указано стрелками. Остановившись, надо рассказать, что это за место или здание. Все остальные внимательно слушают. Кто первым отгадал это место, находит такую же картинку у себя на столе и показывает ее. Если ответ правильный, он становится гидом.

Для данной игры необходимо иметь два комплекта одинаковых картинок (открыток), из числа которых подбираются знакомые детям виды, места, сооружения.

Эту игру можно проводить с целью закрепления знаний не только о Москве, но и родном городе, селе.

Зоологическое домино

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимательность.

Игровое правило. Кто первым положит свои карточки, тот и считается выигравшим.

Игровые действия. Быть внимательным, не пропускать ход, вовремя класть свою карточку.

Ход игры. На карточках изображены дикие и домашние животные. ИгратЬ по четыре человека. Карточки разложены изображением вниз. Детям предлагается отсчитать по 6 карточек. Затем воспитатель напоминает правила игры: положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход. Если кто-то из играющих остается без карточек, он считается победившим в игре. Игра повторяется, но при этом карточки надо перемешать и взять другие.

По такому же принципу проводится игра «Ботаническое лото» и др.

Что где растет!

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.

Игровое правило. Соревноваться, кто скорее отберет и закроет пустые клетки картинками растений на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород.

Игровые действия. Дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места.

Ход игры. Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот, кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.

В этой игре вызывают трудность названия злаков, грибов. Поэтому детей заранее знакомят с ними во время занятий. Ребята обмениваются картами, маленькие карточки перемешивают. И игра продолжается.

Для того чтобы интерес к игре не угасал, в нее вводят карточки с новыми видами растений.

Публикации по теме:

Использование настольно-печатных игр при обучении чтению детей дошкольного возрастаИспользование настольно-печатных игр при обучении чтению детей дошкольного возраста У 2-10% учеников массовой школы препятствием для школьного обучения становится дислексия. Дислексия - состояния, основным проявлением которых.

Картотека игр для детей старшей группы Игры для детей старшей группы Воспитатель: Шаповалова Елена Александровна №1 «Съедобное – несъедобное» (с мячом). Цель: формирование внимания,.

Картотека подвижных игр для детей старшей группы Картотека подвижных игр для детей старшей группы Подвижная игра «Хитрая лиса» Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность.

Конспект занятия по организации труда в природе для детей старшей группы Конспект организации труда в природе для детей старшей группы. Программное содержание: 1. Воспитательные: подвести детей к понятию коллективного.

Консультация для педагогов «Методика организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОО» консультация для педагогов «Методика организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОО».Экскурсии — один из основных видов занятий.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Консультация для воспитателей «Методика проведения подвижных игр» Цель: развитие двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями. Совершенствование двигательных навыков и их использование.

Настольно-печатная игра для детей второй группы раннего возраста «Сложи картинку» Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремлённость. Ход игры: В коробке.

Картотека пальчиковых игр для детей старшей группы Предлагаю вашему вниманию, уважаемые педагоги, пальчиковые гимнастики, которые составила сама. 1." Мороз" Ой мороз,мороз,мороз! (Сжимание.

Картотека пальчиковых игр для детей старшей группы Предлагаю вашему вниманию, уважаемые педагоги, пальчиковые гимнастики, которые составила сама. 1." Мороз" Ой мороз,мороз,мороз! (Сжимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика организации настольно-печатных игр для детей старшей группы
Опубликовано: 26 июля 2018 в 20:22
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика организации настольно-печатных игр для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Иванова (УИ 1397825) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД