Ольга Валерьевна Аксёнова
Методика обследования речи детей дошкольного текста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика «Обследование речи старших дошкольников» (Ушакова В. С., Струнина В. М., Яшина В. И.)
Серия заданий - словарь и грамматика
Цель: выявить развитие словаря и грамматического строя речи.
Задание 1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла (мяч, зайчик, посуда?
1) Ребенок правильно объясняет значение слов (это игрушки; из посуды едят и пьют).
2) Называет отдельно признаки, действия.
3) Называет 1-2 слова.
Публикация «Методика обследования речи детей дошкольного текста» размещена в разделах
Задание 2. Какую посуду ты знаешь? Из чего она сделана?
1) Ребенок называет несколько видов посуды (чайная, столовая, кухонная) и материал, из которого она сделана (металлическая, глиняная, стеклянная, фарфоровая).
2) Называет два вида посуды.
3) Называет один вид.
Задание 3. Подбери слова, противоположные по смыслу: длинный, светлый, быстрый;, говорить, смеяться, спрашивать; громко, много, легко.
1) Ребенок правильно подбирает противоположные слова.
2) Называет слова с частицей «не».
3) Неточно подбирает слова.
Задание 4. Что бывает глубоким, мелким, (высоким, легким?
1) Ребенок выполняет все задания, понимает переносный смысл слова, называет слова, согласовывая их в роде, падеже (глубокая яма, глубокое море, легкий ветерок).
2) Подбирает слова к двум прилагательным.
3) Выполняет одно задание, подбирает слово только к одному прилагательному.
Задание 5. Каких животных ты знаешь?
Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата., у зайца много (зайчат). Аналогичные вопросы задаются о других животных (лиса, медведь, ёж, жираф, бегемот и т. д.)
1) Ребенок называет всех животных, а так же всех детенышей в правильной грамматической форме.
2) Называет правильно только одну форму.
3) Не выполняет задание.
Задание 6. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? Составь предложение со словом «игла».
1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать, уколоться, составляет сложное предложение («Игла нужна, чтобы шить»).
2) Называет два действия (накалывать грибы, шить, составляет простое предложение («Иглой шьют»).
3) Называет одно действие.