Валерия Сопотова
Методика и реализация игр В. В. Воскобовича
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.
Публикация «Методика и реализация игр В, В, Воскобовича» размещена в разделах
Наибольший эффект дети получают в интеллектуальном, математическом развитии при выполнении заданий, связанных с определенным предметным миром, с освоением приемов конструирования геометрических фигур, алгоритмов сложения предметных форм. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей. Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка.
Сегодня воспитание детей в дошкольной организации основано на общении, игре, поисковой деятельности, сотрудничестве ребенка со взрослыми и сверстниками. Задача современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности. В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало. Одной из таких технологий, в которой игры распределены по возрастным категориям и направлениям на развитие творчества и интеллектуальных способностей дошкольника является технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Поэтому в своей работе по повышению своего самообразования на 2019-2020 учебный год была выбрана тема «Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности посредством игр Воскобовича. Методика и реализация игр В. В. Воскобовича». Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что игры технологии также раскрывают каждую из областей. Если сделать сравнительный анализ задач, которые ставит каждая область развития ребенка, можно убедиться, что задачи во многом совпадают.
Использование развивающих игр Воскобовича В. В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.
Свою работу я начала с знакомства и изучения нормативно-правовых законов деятельности дошкольников в образовательных организациях на современном этапе. Мною была изучена программа в связи с внедрением ФГОС.
Кроме того, игры полностью соответствуют требованиям к игрушкам для детей дошкольного возраста, а именно соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной, для детей. Обладая таким качеством, как полифункциональность, они могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения. Игры пригодны к использованию одновременно группой воспитанников. Такого рода игры несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, способствуют развитию у детей логического мышления, воображения, речи.
Применяя данную технологию, мы сможем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать у детей общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.
Я решила попробовать внедрить игровую технологию Воскобовича в педагогический процесс. Я поняла, что нет необходимости перестраивать свою работу – технологию можно постепенно «вплетать» в уже существующие порядки и уклады группы. Для этого я разработала перспективный план работы с учетом индивидуальных способностей детей по играм Воскобовича «Развивающие игры».
Большую работу я провела по изучению опыта работы других авторов по данной технологии. В 2019 году мною пройдены курсы повышения квалификации. Обобщён актуальный педагогический опыт по теме «Развитие речевого творчества детей дошколъного возраста посредством использования художественной литературы в процессе реализации технологии «Сказочные лабиринты игры) В. В. Воскобовича».
С 25.01.2019 года являюсь участником регионaльной инновационной площадки по теме «Апробация технологии интеллектуально - творческого развития дошкольников (сказочные лабиринты игры) В. В. Воскобовича в дошкольньх образовательных организациях Белгородской области». Приняла участие в онлайн марафоне «Игровые технологии и геймификация образования», где получила сертификат. С помощью родителей преобрела игровые пособия, а также сборник методических материалов по развивающим играм Воскобовича. В копилку игр моей группы по методике Воскобовича была добавлена картотека физкультминуток и стихотворений о героях Фиолетового леса. В ноябре месяце для педагогов ДОУ было проведено открытое занятие по фэмп с использованием игр Воскобовича, где педагогам было наглядно показано, как используя развивающие игры можно решить теже самые задачи нашей программы.
Своим опытом работы я поделилась с педагогами других групп на педсовете. Была показана презентация и фотоотчет. Был проведен мастер – класс по использованию игр в других возрастных группах и продемонстрирован показ игр имеющихся на данный момент. Я объяснила педагогам, что использование комплектов игр и игровых пособий Воскобовича позволяет организовать предметно-развивающую среду, соблюдая принципы ее построения, обозначенные в федеральных государственных образовательных стандартах к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования: многофункциональность, трансформируемость, педагогическая целесообразность.
Периодически в родительских уголках вывешиваются, как для родителей, так и для педагогов консультации по темам: «Формирование элементарных математических представлений», «Развитие математических способностей дошкольника», «Развивающие игры для развития интеллекта» и тд.
Для родителей группы было проведено родительское собрание, в котором одним из пунктов был просмотр презентации по теме «Развивающие игры В. Воскобовича в д/с» и наглядное знакомство с играми и их применением. В группе создан уголок по играм. Передо мною стояла задача познакомить родителей с технологией «Сказочные лабиринты игры» и дать возможность поиграть с игровыми материалами В. Воскобовича. Играя с ними, родители испытали радость, истинное удовольствие, окунулись в детство. Многие родители сочли технологию В. Воскобовича очень удобной для себя, особенно сегодня, когда времени катастрофически не хватает. Родители отметили искреннюю заинтересованность детей игровыми материалами: игры помогут отвлечь ребят от компьютора и телевизора хотя бы на некоторое время, что положительно повлияет на физическое и психическое здоровье детей. Кроме того, игры станут полезным совместным занятием родителей и детей, а это значит, что папы и мамы станут больше общаться со своими детьми.
Мой опыт показывает, что развивающие игры В. В. Воскобовича дают возможность проявлять творчество и детям и взрослым., они эффективно развивают психические процессы, происходит раннее творческое и интеллектуальное развитие детей. Игра- дело серьезное (хотя и веселое). Это особое отношение к игре прослеживается во всех разработках, во всех развивающих играх Воскобовича.
Я старалась побуждать детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. В группе были дети, которые ни с кем не общались, были замкнутыми, но благодаря, использованию игр в самостоятельной деятельности, ребята стали общаться со сверстниками, что способствовало социально – коммуникативному развитию дошкольников. Опираясь на знания и умения детей, мною были подобраны задания к играм.
У детей возникает желание помочь отстающим, формируется умение работать в команде. Качественная реализация данной методики невозможна без определения уровня развития детей. Естественно, чтобы отследить уровень результативности данной работы проводится мониторинг, позволяющий планировать работу на будущее.
Работая в данном направлении получила у детей следующие результаты
Развитие понятливости, умения анализировать, сравнивать.
Сформированы умения концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца.
Дети легко различаются и называются цвета.
Формируется умение считать (в младшем возрасте в пределах 5).
Знание геометрических фигур.
Умение ориентироваться на плоскости.
Для себя я определила следующие перспективы на будущее:
Для более эффективной работы с детьми необходимо создать в группе интеллектуально- игровой центр под названием «Фиолетовый лес», населенный персонажами сказок, где в доступном для детей месте будет располагаться разнообразный игровой материал.
Более подробно изучить последовательность работы с играми, где будет постепенное усложнение игр.
Пополнить количество развивающих игр В. Воскобовича в группе.
Используя технологию В. Воскобовича, я поняла важность развивающих игр в работе с детьми и осознала справедливость народной мудрости: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать».