Озорнина Татьяна
Проект «Будем правильно питаться — будем жить и развиваться!»
Развитие социально – бытовых компетенций, связанных с приготовлением пищи как важное направление реализации программы «Разговор о правильном питании»
Актуальность: приобщение детей к миру взрослых посредством занятий кулинарией. «Помоги мне это сделать самому, а не делай за меня!» М. Монтессори Цель: раскрыть на примере деятельности кулинара (повара) основных характеристик человеческого труда (умение творить, приносить пользу, использовать знания в творчестве). Продукт: кулинарные блюда, альбом с фотоотчетом, презентация.
Задачи:
Публикация «Проект „Будем правильно питаться — будем жить и развиваться!“» размещена в разделах
Образовательные: Формирование практических умений и навыков (нарезать разными способами овощи и фрукты, сервировать стол, замешивать и раскатывать тесто). Формирование культурно – гигиенических навыков подготовка места для работы, формы одежды, гигиена рук, обработка продуктов). Ознакомление детей с народными традициями (выпекание блинов на масленицу). Приобщение детей к художественной литературе ( ознакомление с малыми фольклорными формами: загадками, поговорками, пословицами по теме). Расширение знаний детей о профессии повара.
Развивающие : Развитие речи, активизация и обогащение словаря. Развитие мелкой моторики рук. воспитательные
Воспитательные : Воспитание осознанного отношения к своему здоровью (основы правильного питания). Воспитания трудолюбия, уважения к своему и чужому труду, аккуратности, взаимовыручки.
Ожидаемые результаты:
- Дети имеют представление о продуктах питания, их назначении,
ценности для здоровья.
- Имеют представление о труде повара.
- Овладение практическими умениями и навыками (нарезать разными способами фрукты и овощи, выкладывать на тарелку фрукты, сервировать стол, замешивать, раскатывать тесто и т. д.).
Игры-занятия по ознакомлению детей с секретами кухни, основами правильного питания и сохранению здоровья предназначены для детей подготовительной группы. Занятия проводятся 2 раза в месяц во второй половине дня. Длительность занятий 25-30 минут (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей). Занятия проводятся в игровой форме, с привлечением сказочных героев.
В конкретной практической деятельности дети приобретают позицию созидателя, у них формируются практические умения и навыки ( например: нарезать разными способами овощи и фрукты, замешивать и раскатывать тесто, пользоваться теркой и т. д.). Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, именно такая деятельность сближает детей и взрослых, способствует взаимопониманию.
Основные формы реализации методики:
* Занятия по познавательному развитию.
* Дидактические игры и упражнения.
* Чтение художественной литературы.
* Праздники и развлечения, беседы.
Методы и приемы:
1. Беседы о правильном питании, пользе и вреде различных продуктов питания, овощей, фруктов, молочных продуктов.
2. Рассматривание иллюстраций по темам бесед.
3. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок.
4. Тематические занятия.
5. Оформление тематических папок для детей и родителей.
6. Оформление информации для родителей.
7. Организация игровой деятельности: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.
8. Практические занятия по кулинарии.
Этапы реализации методики:
1. Подготовительный этап.
1. Выбор и утверждение темы.
2. Определение цели, задач методики
3. Побор информационного материала, иллюстрации, научно – популярной литературы.
4. Пополнение уголка в группе наглядным материалом.
5. Создание картотеки игр.
6. Составление перспективно – тематического плана.
7. Проведение анкетирования с родителями.
8. Обеспечение условий для реализации данной методики.
2. Практический этап.
Деятельность с детьми.
Беседы:
- «Здоровое питание – что это такое?» (расширять знания детей о здоровом питании, о его значении для здоровья).
- «Продукты полезные и вредные» (познакомить детей с полезными и вредными продуктами).
- «Правильное поведение за столом» (продолжать формировать у детей навыки культурного и правильного поведения за столом).
- «Почему нужно есть овощи» (познакомить детей с полезными свойствами овощей).
Лепка:
из соленого теста атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Кафе «Вкусняшка» (учить лепить различные продукты питания из соленого теста, правильно передавая форму продуктов).
«Овощи и фрукты на тарелке» ( продолжать знакомить детей с различными видами овощей и фруктов: баклажан, ананас и др.).
«Ваза с фруктами» (закреплять знания детей об экзотических фруктах).
«Где найти витамины весной» (расширять знания детей о пользе витаминов для здоровья).
Рисование и аппликация:
"Полезные и вредные продукты", "Корзина с яблоками", "Морковка для ребят", "Витамины на грядке", "Рост овощей", Чудо писанки, "Овощи".
- аппликации "Тарелка с овощами", "Морковки", «Я – повар»
Кулинарные мастер – классы с детьми:
- Кексы ко Дню Матери
- Витаминный салат
- Масленный блинок-
Травянной чай
Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Съедобное- несъедобное» (расширять знания детей об овощах, у которых в пищу употребляют плоды, растущие в земле и на кусте).
Заучивание загадок об овощах и фруктах (продолжать учить отгадывать загадки на основании описания овощей и фруктов, их отличительных особенностей. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции).
Высадка зелени и овощей «Огород на окошке» (продолжать знакомить с полезными свойствами зеленого лука, укропа, петрушки, салата, томатами и прочим).
Работа с родителями:
Опрос родителей «Питание детей в семье», «Любимые блюда».
Консультации, беседы:
«Простые правила здорового образа жизни».
«Пищевые предпочтения детей, что это?».
«Как приучить ребенка есть кашу».
«Нужно ли есть первое блюдо?».
«Как привлечь ребенка к приготовлению простых, но вкусных блюд?».
«Соль – друг или враг?».
«Профилактика – лучше, чем лечение!».
«Если хочешь быть здоров – употребляй только полезные продукты».
изготовление книжек - малышек "Азбука витаминов" с рассказами.
3. Заключительный этап.
- Изготовление лепбуков «Полезные и вредные продукты».
- Изготовление дидактических игр.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых, по – своему, дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству.
Сознавая значимость работы по привлечению родителей к воспитанию здорового образа жизни их детей, мы будем продолжать данное направление деятельности и в будущем.