Приложение МААМ

Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс

Наталья Арефьева
Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области

Методическое сообщение :

«Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Арефьева Наталья Владимировна

г. Солигалич 2022 г.

Современные образовательные технологии в ДОУ

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

Публикация «Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс» размещена в разделах

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

• здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

• игровая технология

технология «ТРИЗ»

технологии предметно – развивающей среды

технология мнемотехники

технология разноуровневого обучения

технология проблемного обучения и многие другие.

Предлагаю вашему вниманию технологии, которые используются в нашем дошкольном образовательном учреждении.

1. Информационно – коммуникативная технология.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования : образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи:

• идти в ногу со временем,

• стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

• наставником в выборе компьютерных программ,

• сформировать основы информационной культуры его личности,

• повысить свой профессиональный уровень и компетентность родителей.

Преимущества ИКТ очевидны. Это и возможность предъявлять информацию на экране телевизора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре. Ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности презентации, игрового комплекса, что является стимулом для развития их познавательной активности; развивать у дошкольников исследовательское поведение; расширять творческие возможности самого педагога.

В своей работе я также использую ИКТ, так как она позволяет, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей и влияет на повышение своего профессионального мастерства.

Провожу интерактивные занятия, презентации и виртуальные экскурсии, игры-путешествия и обучающие игры. Это очень удобно, когда можно в живую показать детям, например, как и где живут птицы или животные, их повадки и голоса. Показать нашу Вселенную, космос. Пройтись по картинной галерее. Побывать виртуально на производстве: бумаги, хлеба, мебели и т. д. Это все позволяет приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.

Также ИКТ использую и в работе с родителями. Создаю для них презентации например «Режим дня ребенка», «Приучаем ребенка к правилам личной гигиены», «Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья» и т. д. С появлением короновирусной инфекции было запрещено посещение родителями культурно-массовых мероприятий в детском саду, поэтому стали снимать праздники, видео ролики и выкладывать их в родительских чатах, а также и сами родительские собрания проходят в мессенджерах. Это тоже для нас новый вид работы с родителями.

Ну и, конечно же, ИКТ использую для работы с основной документацией. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях (тетрадь движения, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе, картотеки.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении является повышением качества воспитательно-образовательного процесса, поднятие уровня педагогической компетенции родителей и повышения профессионального уровня педагога.

2. Технология мнемотехники

МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пересказа сказок и рассказов, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок, дней недели, времен года, воспитание культурно-гигиенических навыков, наблюдения за погодой и т. д. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. Сначала зарисовывает педагог, но со временем в более старшем возрасте и ребенок может это сделать сам. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

С этой технологией мы знакомим детей с первых дней в детском саду: это и алгоритм одевания и раздевания, алгоритм мытья рук, правила поведения в детском саду, на улице и т. д. Все это дается в ярких картинках для лучшего запоминания. И с возрастом потребность в мнемотаблицах только возрастает.

Мнемоприем делает новый материал “легкоусвояемым”.

3. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Ключевыми словами личностно-ориентированной технологии образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личностно - ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности.

В процессе взаимодействия с детьми необходимо создать ситуации, ориентированные на личностное развитие: ситуации успеха, ситуации, обращенные к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т. д., предоставляем ребенку возможность реализовать себя как личность.

Создавая ситуацию успеха, ставлю перед собой следующую задачу: дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Находясь рядом с детьми, я создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками. Стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы.

В личностно – ориентированном подходе, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность.

4. Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающая технология в ДОУ- это технология, направленная на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ : детей, их родителей и педагогов.

Безусловно, здоровьесберегающая технология одна из приоритетных, так как основная задача ДОУ – воспитать физически и психически здорового ребенка. Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Каждое утро мы с детьми начинаем с весёлой гимнастики. Цель утренней гимнастики – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе. В перерывах между занятиями, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений по типу логоритмики, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, в виде танцевальных движений и игровых упражнений. Наряду с различными оздоровительными мероприятиями провожу и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

Также использую в своей работе с детьми закаливающие процедуры, пальчиковую и дыхательную гимнастики, гимнастику для глаз, массаж и самомассаж и многое другое. Проводим для детей спортивные праздники, развлечения, досуги.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй. Поэтому с родителями тоже ведем работу. Проводим родительские собрания на темы здорового образа жизни, закаливания, режима дня ребенка, правильного питания. Мастер- классы по массажу, самомассажу, пальчиковой гимнастике и др. Организуем спортивные мероприятия. Привлекаем родителей к пополнению физкультурного уголка нетрадиционным физкультурным оборудованием, потому что, только имея достаточную техническую базу, можно внедрять здоровьесберегающую технологию.

5. Технология познавательно- исследовательской деятельности.

Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование

познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах

деятельности.

Воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.

Для познавательно - исследовательской деятельности я выбрала доступный и интересный детям тип исследования – опыты (экспериментирование) – освоение причинно - следственных связей и отношений.

Используемая мной технология включает конспекты занятий по познавательно - исследовательской деятельности, картотеку опытов во время режимных моментов.

Для чего же нужна исследовательская деятельность в детском саду? Ответ очевиден: постепенно сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции - способность к исследовательскому и когнитивному типам мышления, необходимые для будущих школьников.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное, самореализовываться.

6. Технология проектной деятельности

Технология проектной деятельности в ДОУ интересна и полезна не только детям, но и самим педагогам, т. к. она дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач.

“Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая

завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

При работе с дошкольниками я так же использую метод проектов, т. к. считаю его наиболее эффективным. Данный метод позволяет: во-первых: заинтересовать, удивить детей. Во-вторых: пробудить в воспитанниках активность, самостоятельность в добывании знаний. В - третьих: превратить ребенка в партнера, сделать его субъектом обучения; в- четвертых: повысить эффективность обучения; в-пятых: открыть в ребенке творческую личность. Первый проект, который я провела, был рассчитан на детей младшего дошкольного возраста: «Цветные дни»

Как известно, в младшем возрасте, важную роль в развитии ребенка играет восприятие сенсорных эталонов. Этот проект был направлен на освоение основные цветов.

С наступлением лета появилась необходимость в создании еще одного проекта. Так как дети, видя насекомое, пытались его поймать, и это повлекло за собой необходимость создания проекта «Этот удивительный мир насекомых», который познакомил детей с различными насекомыми, их местом обитания, питанием, передвижением, пользой и важным вопросом: опасное это или не опасное насекомое.

Также мною проведены такие проекты, как «Мойдодыр», «Веселый калейдоскоп», «Зимующие птицы», «Здоровый малыш» и другие. Я считаю, что при проведении проектов, реализуются следующие целевые ориентиры: у детей формируются навыки самостоятельного поиска информации, дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно

придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; им нравится наблюдать и экспериментировать. Ребенок становится способным принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

7. Игровые технологии

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.

Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ :

• делает ребёнка более активным;

• повышает познавательный интерес; развивает память, мышление и внимание;

• способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время.

Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему, покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом.

Игровые технологии обладают одной важной особенностью: их можно использовать в любой деятельности обучающихся, будь то НОД, режимные моменты, досуг, бытовое самообслуживание и др. Игра — незаменимый элемент любого занятия в ДОУ. Общим здесь будет то, что для эффективного овладения методами работы с игровыми технологиями педагог должен быть не только профессионалом в своём деле, но и обладать такими личностными качествами, как дружелюбие, умение расположить к себе детей, создать атмосферу доверия в группе. Ведь в игре дети должны раскрываться, получать мотивационный толчок к исследованию нового, совершенствовать свои знания и умения и делать это добровольно, без чувства, что игру им навязывают.

8. Технология «Портфолио дошкольника»

Портфолио дошкольника-это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Особое значение имеет оформление портфолио, оно должно привлекать и заинтересовывать дошкольника. Странички должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было всё понятно.

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта

Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.

Таким образом, использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании повышает эффективность процесса обучения и получает более качественные результаты образования.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС. В помощь аттестующимся воспитателям Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно - образовательном процессе воспитателя.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс
Опубликовано: 6 января 2023 в 17:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Арефьева (УИ 673431) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД