Лучший педагог года

Методическое объединение «Игровые обучающие ситуации как одна из игровых форм работы c дошкольниками»

Оксана Решетникова
Методическое объединение «Игровые обучающие ситуации как одна из игровых форм работы c дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Форма проведения : беседа с элементами практикума.

Цель: Раскрыть значение совместных игр детей и воспитателей для развития ребенка; упражняться в решении педагогических ситуаций, ознакомить с современными игровыми технологиями и использования игровых обучающих ситуации в работе с дошкольниками.

Предварительная работа :

• Мониторинг детей по методике «Незаконченное предложение»

Цель: провести исследование игровых интересов детей.

Публикация «Методическое объединение „Игровые обучающие ситуации как одна из игровых форм работы c дошкольниками“» размещена в разделах

• На мольберте оформлен девиз метод. объединения : «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять» (М. Горький, в котором выделены цветом ключевые понятия совместной игровой деятельности : «интерес», «удовольствие», «развитие».

Оформлена выставка книг «Играем с детьми вместе», выставка игр и игрушек.

План проведения:

1. Открытие методического объединения (игра «Разброс мнений»)

2. Анализ результатов социологического исследования «Незаконченное предложение».

3. Беседа «Игра дело серьезное. Ее значение»

4. Решение педагогических ситуаций (Работа в микрогруппах)

5. Игровые обучающие технологии

6. Практическая часть: определить вид ИОС; фрагмент НОД с использование ИОС.

7. Подведение итогов встречи. Рекомендации по теме метод. объединения.

Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить?

Условия сегодняшней школы, дошкольного образования, требуют от нас педагогов внедрение современных образовательных технологий. Разнообразие их велико. Учитывая особенности детской деятельности, а основным видом деятельности детей дошкольного возраста, является игра, особое внимание уделяется применению игровых технологий.

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность.

Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предпола-гающее определенную степень условности. Учитывая особенности игровой деятельности дошкольников, можно выделить задачи социального и нравственного развития ребенка, а также развития его творчества, воображения, познания.

Игра «Разброс мнений»

Ведущий раздает карточки с первыми словами предложения, а участники его продолжают:

• Дети моей группы любят играть….

• Мы с детьми играем в игры.

• Эти игры могут научить ребенка.

Анализ результатов социологического исследования

Ведущий. О результатах анализа «Незаконченное предложение» нам сообщит психолог. (Ф. И. О.)

Беседа «Игра дело серьезное. Ее значение»

Ведущий: Обратите внимание на мольберт, на котом помещен девиз нашей встречи. Вы видите следующие слова: «интерес», «удовольствие», «развитие». Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.

- Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку?

(Высказывание воспитателей)

Ведущий: Надо помнить, что игра - ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии. В игре у детей появляются желания помочь неумелому, проявить сопереживание удачам и неудачам каждого, предостерегают, успокаивают. Во многом все зависит от того, как мы педагоги создадим условия, сумеем учитывать внутренние особенности детских позиций, мотивы поведений.

Рассмотрим несколько ситуаций. Наша задача проанализировать поведение воспитателя в ситуации, правильность выбора его действий в соответствии с особенностями детских мотивов.

Решение педагогических ситуаций

Цель: проанализировать поведение взрослого и подвести итоги решения ситуации.

1. Дети старшей группы детского сада играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели быть начальниками. Назревал конфликт. Воспитатель пришел им на помощь: «В вашем гараже много разных машин, и одному начальнику трудно будет справиться с работой. Должны быть инженеры, механики, слесари, водители». Андрей согласился быть инженером, а Саша - начальником, в игру включились и другие дети.

Задание. Определите, каково содержание мотивов поведения дошкольника в ситуации? Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми?

2Дети подготовительной группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.

- Товарищ капитан, - обратился Клим к Саше, товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля?

Саша твердым голосом ответил:

-Запрещаю!

Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.

Задание. Определите, какие качества личности формируются у детей в данной игре?

Игровые обучающие технологии.

Ведущий: Обратимся к нашему сегодняшнему девизу Игра - дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу

В развивающих играх заключается один из основных принципов обучения – от простого к сложному, когда ребенок может самостоятельно, по способностям, подняться до «потолка» своих возможностей.

На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Игра была и остается основной формой работы с детьми и ведущим видом их деятельности. Если игра, организованная воспитателем для процесса обучения, имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют игровой обучающей ситуацией (НОС, основными характеристиками которой являются:

короткий и несложный сюжет;

оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой;

специально организованное игровое пространство;

наличие дидактической цели и воспитательной задачи;

обязательное проведение и руководство игрой взрослым.

Можно выделить несколько типов ИОС.

ИОС с игрушками-аналогами — изображениями реально существующих предметов и объектов — могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например, живых существ на основе типичных признаков.

ИОС с литературными персонажами используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение, становятся объектами подражания.

ИОС в виде воображаемого путешествия зоопарка, достопримечательных мест города и др. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель.

Игровые образовательные ситуации-иллюстрации используются в работе с младшими дошкольниками. Основу содержания ситуаций-иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Игровые образовательные ситуации-упражнения целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение, дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

Игровые образовательные ситуации-проблемы и ситуации-оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте. В ситуациях-проблемах взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение.

Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого потребуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Практическая часть

Задание № 1. Определить, к какому типу относятся игровые обучающие ситуации.

1. Стихотворение «Как у нашего кота» {Ситуация-иллюстрация.)

2. «Путешествие семьи» (стихотворение «Как вести себя в поезде» из книги Г. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей»

Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде.

(Ситуация-упражнение.)

Задание № 2. Дина коллекционирует открытки. Ее друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождения выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

(Проблемная ситуация.)

Деловая игра. (Поупражняемся в использовании игровых обучающих ситуации в НОД)

Просмотр занятия в старшей группе Образовательная область: «Безопасность».

«Электроприборы и электричество» с использованием игровой обучающей ситуации-оценки

Подведение итогов деловой игры:

Какие Игровые образовательные ситуации использовались на нашем занятии?

Подведение итогов методического объединения

И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

В конце встречи воспитателям вручается памятка по игровым образовательным ситуациям.

(Обзор выставки книг.)

Публикации по теме:

Работа с родителями по образовательной области «Безопасность» Формы работы с родителями Направления работы с родителями Характеристики направлений работы с родителями Мастер-класс Организация проблемно-игровых.

Семинар-практикум «Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками» Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками. Повысить уровень знаний педагогов по формированию у детей элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое объединение «Игровые обучающие ситуации как одна из игровых форм работы c дошкольниками»
Опубликовано: 12 апреля 2014 в 11:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое объединение «Игровые обучающие ситуации как одна из игровых форм работы c дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Решетникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД