Александр Владимирович Гришин
Методические рекомендации по коррекционной работе с ребёнком с РДА
Кто такие волшебные дети? Это дети, которые живут в своем сказочном мире, вне социума, избегая суеты и беспорядочности окружающей реальности. Вы, конечно, узнали в этом витиеватом описании ребенка с РДА или аутичным поведением-Любой специалист, столкнувшейся с таким ребенком в обычном массовом детском саду, а не в специализированных учреждениях, знает какая тяжелая и ответственная работа ему предстоит. Программу, или даже практические материалы, найти действительно очень трудно. Кроме того, необходимо найти подход и установить контакт с таким волшебным ребенком (специалисту в этот период тоже хочется стать волшебником страны 03).
Публикация «Методические рекомендации по коррекционной работе с ребёнком с РДА» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
Далее я представлю методический материал ( на основе книги: Шоплер Э., Ланзинд М., Ватере Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет) : Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH. – Минск: Издательство БелАПДИ «Открытые двери», 1997) и практические рекомендации по работе с такими детьми. Буду исходить из личного опыта работы с ребенком старшей возрастной группы, избегающего социальных контактов, с отсутствием сформированности речевой активности (отдельные звуки, очень редко слово, активный словарный запас 3-5 слов, навыки самообслуживания сформированы частично.
План коррекционной работы :
Установление контакта с ребенком.
Коррекционно-развивающая деятельность.
Развитие способности к подражанию.
Развитие восприятия.
Развитие познавательной деятельности.
Развитие тонкой моторики.
Развитие речи.
Расширение социальных контактов.
Установление контакта с ребенком.
Данный период может занять по времени от 1 до 4 недель, все зависит от психологических особенностей подопечного (у меня ушло на это 2,5 недели).
Для начала следует находиться с ребенком по 10-15 минут, при этом
избегая каких-либо контактов с ним (просто находится с ним в одном помещении).
Затем идет период адаптации к помещению, где будет происходить работа. Для этого ребенок вместе с мамой (или воспитателем, к которому он привык) и психологом посещают кабинет, получают вознаграждение (эмоциональное или материальное) и уходят обратно. Время пребывания каждый раз должно увеличиваться.
Затем мама (или воспитатель) должны, постепенно, выводиться из поля зрения ребенка. Например, сначала мама сидела рядом, потом на стульчике не далеко от стола, затем около двери кабинета, и, наконец-то, вне кабинета.
После того, как был налажен контакт с малышом, идет период закрепления полученных результатов.
Коррекционно-развивающая деятельность.
Далее будут представлены несколько упражнений в шести направлениях. Эти упражнения и направления следует комбинировать в зависимости от особенностей ребенка, его предпочтений и того времени, которое он может затратить, без ущерба для своего психо-эмоционального состояния.
Как рекомендация, может восприниматься совет начать работу с 1-2 направлений, и лучше всего с развития способности к подражанию. Способность к подражанию является предпосылкой для почти всех естественных учебных и воспитательных процессов. Так как у такой категории детей часто бывают особые проблемы в обучении подражанию, то необходимо прививать им имитационные способности, вместо того чтобы просто выжидать, пока они не овладеют ими самостоятельно слишком поздно или же в искаженном проявлении.
Естественно, что работу по расширению социальных контактов следует начинать тогда, когда ребенок будет к этому психологически готов.
Развитие способности к подражанию.
Сядьте за стол напротив Светы и обратите ее внимание на себя. Как только она посмотрит на Вас, скажите: «Света, где нос?» – и коснитесь при этом указательным пальцем своего собственного носа. Если Света не реагирует, возьмите своей другой рукой указательный палец Светы и коснитесь им ее носа, повторяя: «Света, где нос?» – и далее касаясь также своего собственного носа. Непосредственно поддержите ее, например, улыбаясь, хваля ее или давая ей что-то сладкое. Повторите это занятие несколько раз, чтобы Света начала правильно реагировать без поддержки. Каждый раз обращайте внимание на то, чтобы Света смотрела на Вас, когда Вы побуждаете ее к касанию носа. Вознаграждайте ее за каждую правильную реакцию. Если Света в состоянии правильно среагировать по меньшей мере в 9-10 случаях, то упражняйтесь с нею и с другими частями тела в следующем порядке: волосы, рот, глаза, уши.
Развитие восприятия.
Упражнение 1. Соотносить фигуры
Вырежьте маленькие прямоугольные карточки и нарисуйте на них фигуры. Изготовьте несколько таких фигур отдельно. Положите карточки на стол так, чтобы Федя мог охватить их одним взглядом. Дайте Феде в руку 1 фигурку и спросите: «Где другая?». Ведите его руку от одной карточки к другой, чтобы сравнить их. Если фигуры неодинаковые, говорите: «Нет, не подходит!» – и сравнивайте ее со следующей. Кода Вы попадете на нужную карточку, скажите: «Да, это подходит!» – и отложите обе карточки в сторону. Обращайте внимание на то, чтобы Федя точно видел, как Вы сравниваете фигуры. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока не найдены совпадающие карточки. Сначала используйте за один раз только 3 фигуры, но постепенно увеличивайте количество и сложность фигур, если он делает успехи.
Развитие познавательной деятельности.
Упражнение 1. Соотносить предметы с их изображением.
Разложите картинки на столе, а соответствующие предметы оставьте у себя, чтобы Дима не отвлекался. Дайте ему один из предметов, и пусть он поставит его на соответствующее изображение. Сначала можно начать с одного предмета. Положите, например, изображение ложки и назовите ее. Попросите Диму положить ложку на ее изображение и поощрите его за это. Если таким образом он начнет соотносить предметы и их изображение, то положите 2 картинки, чтобы он выбрал нужный эквивалент. Положите, например, картинку ложки и ботинка на стол и дайте ему ложку. Если он положит ложку на нужное изображение, то скажите: «Да, ложка!» – и поощрите его. Если он попытается положить ложку не на нужное изображение, то повторите: «Ложка!» – и подведите его руку к нужному изображению. Повторите это действие, постепенно добавляя больше рисунков, пока он не сможет за один прием соотносить 5 рисунков.
Развитие тонкой моторики.
Упражнение 1. Совершенствование «захвата пинцетом».
Сядьте с Даниэлем за стол, положите перед ним кусок пластилина и рядом поставьте емкость. Возьмите его руку и помогите ему скатать пластилин в валик размером 1 -2 см. Покажите ему, как оторвать от конца валика кусочек пластилина, используя для этого большой и указательный пальцы. Подержите оторванный кусочек у него перед глазами, чтобы он мог видеть, как Вы держите. Скажите: «Вот сюда!» – и положите кусочек в емкость. Возьмите большой и указательный пальцы Даниэля и помогите ему также оторвать кусочек пластилина. Со словами «Вот сюда» подведите его руку к емкости. Повторите упражнение многократно и уменьшайте контроль рукой, когда почувствуете, что он начинает правильно использовать большой и указательный пальцы. Ему нужно знать точно, сколько кусочков он должен оторвать. Хвалите и награждайте его за каждое действие.
Развитие речи.
Упражнение 1. Назвать свое имя.
Когда Эмма будет понимать свое имя, научите ее соотносить имя с самой собой. Подойдите с ней к зеркалу, покажите ей ее отражение и многократно повторите ее имя. Пусть она покажет на себя и свое отражение. Скажите: «Кто это? Это Э…». Скажите лишь первую букву ее имени и называйте его полностью лишь тогда, когда она сделает попытку сама его произнести. Хвалите ее за каждую попытку. Постепенно называйте имя полностью. Чтобы научить ее называть свое имя, даже когда она не стоит перед зеркалом, важно предоставлять ей для этого много возможностей в течение дня.
Расширение социальных контактов.
Упражнение 1. Прятать и искать
Начните упражнение с того, что научите Антона прятаться. Пусть другой
ребенок сядет в комнате. Возьмите Антона за руку и скажите: «Спрячься от Саши!». Отведите его за дверь, кресло или под стол. Показывайте ему только три места, где можно спрятаться. Повторяйте слово «прятаться» во время всего упражнения. Проведите его к одному из указанных мест. Пусть кто-нибудь крикнет: «Где Антон?». Помогите Антону встать или поднять руку, чтобы показать, где он. Тот, кто звал, должен подойти к нему и обнять его. Когда Антон научится прятаться и показываться, когда его зовут, попросите кого-нибудь спрятаться в одном из трех мест. Когда воскликнете: «Где Саша?» – помогите Антону найти его, подбежать и обнять. Когда Антон начнет понимать эту игру, пусть прячется сам без помощи.