Татьяна Сердюк
Методический материал для использования во время экскурсий
Методический материал, игры, игровые задания, стихотворения, загадки для использования во время экскурсий.
СЛОВЕСТНАЯ ДИДИКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ»
П\з. Учит детей обобщать явление, классифицировать предмет, относить их к той или иной категории. Умение анализировать и описывать.
Идет снег…. зимой; Радуга на небе…. летом;
Желтые и красные листья на деревьях….осенью;
Скворец несет веточки в скворечник …. весной;
«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин)
«Что бывает желтое в природе?» (одуванчик, лимон, груша)
Публикация «Методический материал для использования во время экскурсий» размещена в разделах
«Что это такое?» (взрослый называет растение или животное, ребенок – общую группу, к торой они относятся).
Например: Воробей …птица; олень…зверь; елка… дерево; яблоко…фрукта; и т. д.
«Что третье?» (взрослый называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий). Например:
Ромашка, колокольчик….клевер;
Ворона, голубь….сорока;
Береза, липа…сосна;
Солнце, облако…радуга;
Цветок, стебель…корень; и т. д.
Хорошо влияет на гибкость мышления ребенка ситуация, когда один и тот же материал используется перекрестно – в разных объединениях. Например: игра «Назови одним словом» :
Тигр, крокодил, собака…. Хищники, звери и т. д.
Тигр, собака, кошка. звери, животные и т. д.
Корова, овца. Олень…звери, копытные, растительноядные.
Олень, волк, заяц. звери, лесные животные.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ИГРА «К дереву беги!»
ЦЕЛЬ. Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада, учить быстро, ориентироваться в них, находить нужное дерево.
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО
Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три, к дереву беги!». Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдаёт свой фант, который в конце игры должен отыграть.
ХОД ИГРЫ. На экскурсии в парк воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев. Затем предлагает поиграть детям в игру «К дереву беги!» Воспитатель описывает деревья, которые растут в парке. Дает команду детям: «Раз, два, три к дереву беги!».Воспитатель предлагает ребенку дать описание дерева, помогает ребенку если тот затрудняется описать дерево. В конце игры фанты разыгрываются, выделяются и награждаются победители.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Подскажи словечко»
ЦЕЛЬ. Развивать находчивость, быстроту реакции.
Ход УПРАЖНЕНИЯ.
Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Кто ошибается, тот отдает фант. Выигрывает сохранивший все фанты.
У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки? (цветные, не прозрачные).
Ворона каркает, а сорока? (сорока стрекочет)
Петух кукарекает, а курица? (курица кудахтает)
Лягушка квакает, а лошадь? (лошадь ржет)
У коровы теленок, а у овцы? (у овцы ягненок)
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? (мама белка)
ИГРА «БЕГИ В ДОМ, КАКОЙ НАЗОВУ»
ЦЕЛЬ. Найти предмет по назначению.
ХОД ИГРЫ. Игра проводится по типу «ловишек». Кого-либо из детей называют ловишкой, все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева например, около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает ловишка, становится водящим. При повторении игры название дерева (домика) каждый раз меняют.
ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»
ЦЕЛЬ. Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.
ХОД ИГРЫ. Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. По команде педагога: «Раз, два, три, - пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем деревом, от которого держит лист в руках.
ИГРА «НАЙДИ ЛИСТОК, КАК НА ДЕРЕВЕ».
ЦЕЛЬ. Учить детей классифицировать растения по определенному признаку.
ХОД ИГРЫ. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагается хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит:»Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.
ИГРА «РАСКАЖИ БЕЗ СЛОВ»
ЦЕЛЬ. Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность.
ХОД ИГРЫ. Дети собираются в круг, воспитатель встает в середин круга. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.
Задание. Показать, что стало холодно. (дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы
Задание. Показать, что идет холодный дождь. (дети «открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся под крыши).
Задание. Показать. что вновь светит солнце. (дети прыгают, бегают, веселятся).
Задание. Показать, что дует сильный ветер.)дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.)
Задание. Предложить ребенку показать самостоятельно, каким был прошедший день по погоде. Остальные дети должны отгадать.
ХОРОВОДНАЯ ИГРА
«Лети, листок, ко мне в кузовок»
ЦЕЛЬ. Закрепить умение детей различать и называть деревья по форме их листьев, развивать память, внимание, умение соотносить движения со словами.
Ход ИГРЫ.
Дети заводят хоровод.
Осень в гости к нам пришла, Дети берутся за руки и идут по кругу
Дождь и ветер принесла
Ветер дует, задувает, Поднимают руки вверх и качают ими
С веточек листы сдувает. из стороны в сторону
Листья на ветру кружатся Ребята разбегаются в разные стороны,
И под ноги нам ложатся. кружатся и приседают.
Ну, а мы гулять пойдем, Ребята опять собираются в кружок.
И листочки соберем.
Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзинкой и говорит:» Рябиновый листок, лети в мой кузовок».
Ребята в руках, которых листочки рябины, подбегают и кладут их в корзину.
СЛОВАРНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«Кто знает, пусть продолжает».
Воспитатель называет обобщающее слово, а дети – слова, относящиеся к данному значению.
Воспитатель. Насекомое – это…. (муха, комар….)
Рыба – это….(карась, щука)
Фрукта – это….(яблоко, груша….) и т. д.
Воспитатель называет видовое понятие, а дети – обобщающее слово.
Воспитатель. Муха, комар, - это ….(насекомые)
Окунь, карась – это (рыба)
«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ»
ЦЕЛЬ. Уточнить и углубить знания о времени года.
Ход УПРАЖНЕНИЯ.
Воспитатель называет времена года (осень) и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает осенью, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и передает фишку третьему.