Лобова Виктория
Методические рекомендации воспитателям
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для воспитателей : организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
2020 год
Введение
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего
инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит
трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание
благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
Темочки:
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при
организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает
ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном
возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе
обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:
1. образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
2. двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
3. различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
«Предметная развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Требования к организации предметно-развивающей среды:
1. В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:
а) для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной и других, которые размещаются в центрах (зонах, содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий;
б) для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.
2. Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:
а) быть рационально логичным и удобным для детей (например, библиотечку, литературный центр или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик, сосредоточены в приятной композиции живые растения, а сама обстановка располагает к интеллектуальному отдыху);
б) отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.
в) включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полифункциональное игровое оборудование («открытые» ширмы, игровые скамейки со множеством отверстий); «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящичках будут сосредоточены разнообразные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, платки, «бабушкины» платья, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые применяют на себя дети дошкольного возраста.
Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир с позиций своих детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки (сказочного города шутов, мастеров, цирка и пр.);
г) расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;
д) отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изобразительной деятельности, литературном и пр.); физиологии ребенка (игровые поля, центры, зоны, важно организовывать так, чтобы самим расположение предметно-развивающей среде определялось положение тела ребенка, и он мог располагаться в ней, сидя на стульях, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени и пр., на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами);
е) оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.
3. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше оформить в спальном помещении (подиумы с мягкими подушками, с которыми можно, обнявшись, полежать; легкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, аквариумы, будут предложены детям разные успокаивающие игрушки типа «снегопад в шарике», «плавающие рыбки», картина с «изменяющимся пейзажем».
4. Начиная с трех лет у ребенка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где бы он мог хранить свое личное имущество: «драгоценные» украшения, зеркальце, открытки, «замысловатые» механизмы, болтики, значки, подарки от воспитателей, друзей, принесенные из дома игрушки.
Требования к содержанию развивающей среды:
1. Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:
а) программным требованиям, задачам воспитания и обучения :
б) возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребенка (воспитатель поступит педагогически грамотно, если, например, в центре конструктивной деятельности ручного труда в большей мере будет предлагать специально подготовленные материалы, которые не только будут побуждать ребенка ставить цели, но и будут способствовать быстрому достижению результата, и в первую очередь будет использовать готовые объемные формы – разнообразнейшие по величине и форме коробки, пузырьки, баночки и прочие упаковки, а также плоские прямоугольники, квадраты, круги и т. д., различные силуэты животных – собачек, лошадок и пр., предметов – корзиночек, домов);
в) интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности. Например, детям старшего дошкольного возраста центр ручного труда и конструирования гораздо более привлекателен, если мальчики найдут в нем образцы изготовления разнообразной техники (межпланетных кораблей, катамаранов, подводных лодок, крепости, занимательные игры типа «автомобильные гонки», «приди первым» и др., а девочки – образцы сумочек, украшений, сундучков для их хранения, кукол с гардеробом вещей, предметов быта.
2. В предметно-развивающей среде должны быть созданы условия, способствующие формированию новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Например, в пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов – восприятия, памяти, внимания и пр. Поэтому в старшей группе детского сада чрезвычайно важно предложить вниманию детей игры, развивающие внимание, память и т. д.
3. Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно– развивающей среде и: - на пройденный программный материал (этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху); - на индивидуальные возможности детей (я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо); - обеспечение зоны ближайшего развития (это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую) – неисчерпаемую информативность (я хочу ходить в детский сад, меня в нем всегда ждет что-нибудь новое и интересное).
Первые результаты вселяют надежду на успешность в решении этого вопроса.
Педагогически грамотное оформление предметно-развивающей среды – это труд, требующий больших усилий и времени.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной среды.
Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т. В. Антонова, Т. Н. Доронова, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, В. А. Петровский, Сековец и др.
Интересно, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями. Как подчеркивает Д. ж. Маркович: «Каждый из нас, поэтому и человек и среда, что зависит от угла зрения». Особая роль социальной общности как среды человека отмечается также В. В. Рубцовым.
Таким образом, можно выделить несколько компонентов развивающей среды:
1. Социальный компонент.
На основе исследований социальных психологов (Е. А. Кузьмин. И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:
Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями
Преобладающее позитивное настроение;
Авторитетность руководителей;
Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
Сплоченность;
Продуктивность взаимоотношений.
2. Пространственно-предметный компонент
В работе В. В. Давыдова и Л. Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка» : Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;
Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
3. Психодидактический компонент
Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития В. А. Ясвин «Образовательная среда от моделирования к проектированию, М., 1997). Позже на основе анализа исследований В. В. Давыдова и В. А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды.
Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Для того чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Еще в 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция получила дальнейшее развитие – коллективом психологов и педагогов под руководством В. А. Петровского и С. Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований.
В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:
Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
Эмоциональное благополучие каждого ребенка;
Интеллектуальное развитие;
Создание условий для развития личности;
Приобщении детей к общечеловеческим ценностям;
Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.
Основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды.
Основные принципы построения развивающей среды
1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»). Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).
2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды. Использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.
3. Принцип стабильности – динамичности, ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности: использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой). Использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек – заменителей.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования - реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, место отдыха, место уединения.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика,
элементов образного декора.
6. Принцип «половых и возрастных» различий, реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Создание специализированных игровых зон.
7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.
8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития». Содержать предметы и материалы известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы.
Можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка:
1. игровая;
2. продуктивная;
3. познавательско - исследовательская;
4. двигательная.
Таким образом, оснащение каждого образовательного учреждения должно формироваться следующим образом:
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка, целостную, многофункциональную среду;
Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности;
Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию;
Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности.
Игры и игрушки в развивающей среде занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов.
Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования
В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.
Предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.