Марина Газизова
Методические рекомендации «Содержание центра исторического просвещения детей в дошкольных группах»
При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) должна обеспечивать:
• соответствие общеобразовательной программе ДОО;
• соответствие возрастным возможностям детей;
• трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
• возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
• вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
Публикация «Методические рекомендации „Содержание центра исторического просвещения детей в дошкольных группах“» размещена в разделах
• наличие свободного доступа детей непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды;
• соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
Развивающая предметно-пространственная среда по историческому просвещению и патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.
Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край, любви к Родине и приобщение детей к изучению истории.
Задачи образовательной деятельности в центре исторического просвещения:
• пробудить у воспитанников чувство любви к своему городу, краю, стране уважение к традициям, культуре и обычаям;
• воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему иных ценностей);
• формировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края, единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
• формировать начальные представления о прошлом нашей страны (история, этапы, события);
• пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
• развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
• воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства.
Требования к оформлению:
• эстетическая направленность;
• рациональное размещение центра;
• учет возрастных особенностей детей;
• целесообразность размещения «краеведческих экспонатов» в различных центрах;
• доступность;
• безопасность.
Непременным условием построения РППС в дошкольном учреждении является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Требования, предъявляемые к содержанию центров исторического просвещения по возрастным группам
В группах младшего дошкольного возраста у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям; формируют представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных, знакомят с русской народной игрушкой. Основная цель – ознакомление детей с ближайшим окружением.
Следовательно, в группе должны быть:
1. Социальное окружение:
• альбомы или тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии, «Наши мамы» и т. д. ;
• тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники»
(девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.);
• народные игрушки;
• тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;
• книги или картинки, рассказывающие об этикете (по типу «так можно делать, а так – нельзя»).
2. Малая Родина:
• альбомы, иллюстрации, макеты по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, «Наша улица», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
• тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города;
• иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года;
• деревья, цветы, характерные для нашего края.
3. Родная страна:
• иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
4. Приобщение к истокам русской народной культуры:
• предметы декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.);
• русские игрушки – обереги;
• куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме.
5. Художественная литература
• книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.
В средних группах основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к свое семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства.
Следовательно, в центре должны быть:
1. Социальное окружение:
• тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики профессий, характерные действия, внешний
вид);
• тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии);
• фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);
• тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники»
(девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.);
• тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;
• тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так - нельзя»).
2. Малая Родина:
• группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ (фото и макеты);
• тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города;
• иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для родного края;
• альбом «Семейные праздники и традиции»;
• поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
3. Родная страна:
• иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников (тематические иллюстрации к Новому году, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая);
• государственная символика (флаг, герб России, аудиозапись гимна);
• портрет президента;
• элементы муниципальной символики (герб, флаг города).
4. Приобщение к истокам русской народной культуры:
• предметы декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.);
• русские игрушки – обереги;
• куклы в русских национальных костюмах.
5. Художественная литература
• песенки, потешки, сказки и т. д.
Старшая и подготовительная к школе группы.
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Детей знакомят с достопримечательностями родного города, поселка, столицы, историей, с географическим расположением страны, с какими государствами граничит.
Дают представления о столице нашей Родины, о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины.
Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д.
Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
Формируют первоначальные представления о православии в традициях русского народа, знакомят с православной архитектурой.
В старшей и подготовительной группах в центр исторического просвещения добавляются:
1. Социальное окружение:
• пиктограммы по правилам поведения для каждого уголка (центра развития);
• настольные игры на социальную тематику («Хорошо-плохо», «Сближалки для всей семьи», «Эмоции», «Помощь по дому», «Хозяюшка», «Наша семья», «Азбука хороших манер», «Профессии» и т. д.).
2. Малая Родина
• альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город (поселок)»; семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево»;
• тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Чем славится наш город», «Знаменитые земляки»,
«Достопримечательности города»;
• подборка стихотворений о городе, области;
• карта Кузбасса, карта города;
• макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города);
• иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
• иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы;
• поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых;
• аудио и видеоматериалы о природе родного края.
3. Родная страна
• государственная символика (флаг, герб России, аудиозапись гимна России, портрет президента);
• муниципальная символика (герб, флаг города, портрет Главы города);
• наша планета Земля - глобус, карта России;
• альбомы: «Народы России», куклы в национальных костюмах;
• художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, характерных для той или иной страны;
• альбомы с архитектурными памятниками страны;
• альбомы: «Наши великие соотечественники» (писатели, поэты, художники и др., «День Победы», «Города - герои»;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
4. Защитники Отчества
• альбомы «Наша армия родная», тематические альбомы родов войск и боевой техники;
• иллюстрации, тематические папки на тему: «Наши предки-славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война 1812 года»; «Российская армия», «Герои Отчества», «Дети – герои». Фотоматериал «Памятники воинской славы»;
• аудиозаписи патриотических песен;
• коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.);
• художественная литература и дидактические игры по теме;
• макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.).
5. Приобщение к истокам русской народной культуры
• иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»;
• предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры;
• наборы открыток «Русский быт»;
• макет «Русская изба».
6. Духовно-нравственное воспитание — материал, дающий детям первоначальное представление о православии:
• альбомы «Православный храм» (с изображением знаменитых храмов и их архитектурных особенностей, «Русская икона», «Храмы города»;
• Детская Библия и т. д.
7. Художественная литература
• художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).