Приложение МААМ

Методические рекомендации «Содержание центра исторического просвещения детей в дошкольных группах»

Марина Газизова
Методические рекомендации «Содержание центра исторического просвещения детей в дошкольных группах»

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) должна обеспечивать:

• соответствие общеобразовательной программе ДОО;

• соответствие возрастным возможностям детей;

• трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;

• возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;

• вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;

Публикация «Методические рекомендации „Содержание центра исторического просвещения детей в дошкольных группах“» размещена в разделах

• наличие свободного доступа детей непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды;

• соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.

Развивающая предметно-пространственная среда по историческому просвещению и патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край, любви к Родине и приобщение детей к изучению истории.

Задачи образовательной деятельности в центре исторического просвещения:

• пробудить у воспитанников чувство любви к своему городу, краю, стране уважение к традициям, культуре и обычаям;

• воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему иных ценностей);

• формировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края, единство эстетических чувств и нравственных ценностей;

• формировать начальные представления о прошлом нашей страны (история, этапы, события);

• пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

• развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;

• воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства.

Требования к оформлению:

• эстетическая направленность;

• рациональное размещение центра;

• учет возрастных особенностей детей;

• целесообразность размещения «краеведческих экспонатов» в различных центрах;

• доступность;

• безопасность.

Непременным условием построения РППС в дошкольном учреждении является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Требования, предъявляемые к содержанию центров исторического просвещения по возрастным группам

В группах младшего дошкольного возраста у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям; формируют представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных, знакомят с русской народной игрушкой. Основная цель – ознакомление детей с ближайшим окружением.

Следовательно, в группе должны быть:

1. Социальное окружение:

• альбомы или тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии, «Наши мамы» и т. д. ;

• тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники»

(девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.);

• народные игрушки;

• тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;

• книги или картинки, рассказывающие об этикете (по типу «так можно делать, а так – нельзя»).

2. Малая Родина:

• альбомы, иллюстрации, макеты по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, «Наша улица», «Наш детский сад», «Мой родной город»;

• тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города;

• иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года;

• деревья, цветы, характерные для нашего края.

3. Родная страна:

• иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

4. Приобщение к истокам русской народной культуры:

• предметы декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.);

• русские игрушки – обереги;

• куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме.

5. Художественная литература

• книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.

В средних группах основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к свое семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства.

Следовательно, в центре должны быть:

1. Социальное окружение:

• тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики профессий, характерные действия, внешний

вид);

• тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии);

• фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);

• тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники»

(девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.);

• тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;

• тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так - нельзя»).

2. Малая Родина:

• группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ (фото и макеты);

• тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города;

• иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для родного края;

• альбом «Семейные праздники и традиции»;

• поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

3. Родная страна:

• иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников (тематические иллюстрации к Новому году, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая);

• государственная символика (флаг, герб России, аудиозапись гимна);

• портрет президента;

• элементы муниципальной символики (герб, флаг города).

4. Приобщение к истокам русской народной культуры:

• предметы декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.);

• русские игрушки – обереги;

• куклы в русских национальных костюмах.

5. Художественная литература

• песенки, потешки, сказки и т. д.

Старшая и подготовительная к школе группы.

Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Детей знакомят с достопримечательностями родного города, поселка, столицы, историей, с географическим расположением страны, с какими государствами граничит.

Дают представления о столице нашей Родины, о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины.

Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д.

Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

Формируют первоначальные представления о православии в традициях русского народа, знакомят с православной архитектурой.

В старшей и подготовительной группах в центр исторического просвещения добавляются:

1. Социальное окружение:

• пиктограммы по правилам поведения для каждого уголка (центра развития);

• настольные игры на социальную тематику («Хорошо-плохо», «Сближалки для всей семьи», «Эмоции», «Помощь по дому», «Хозяюшка», «Наша семья», «Азбука хороших манер», «Профессии» и т. д.).

2. Малая Родина

• альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город (поселок)»; семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево»;

• тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Чем славится наш город», «Знаменитые земляки»,

«Достопримечательности города»;

• подборка стихотворений о городе, области;

• карта Кузбасса, карта города;

• макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города);

• иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

• иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы;

• поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых;

• аудио и видеоматериалы о природе родного края.

3. Родная страна

• государственная символика (флаг, герб России, аудиозапись гимна России, портрет президента);

• муниципальная символика (герб, флаг города, портрет Главы города);

• наша планета Земля - глобус, карта России;

• альбомы: «Народы России», куклы в национальных костюмах;

• художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, характерных для той или иной страны;

• альбомы с архитектурными памятниками страны;

• альбомы: «Наши великие соотечественники» (писатели, поэты, художники и др., «День Победы», «Города - герои»;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

4. Защитники Отчества

• альбомы «Наша армия родная», тематические альбомы родов войск и боевой техники;

• иллюстрации, тематические папки на тему: «Наши предки-славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война 1812 года»; «Российская армия», «Герои Отчества», «Дети – герои». Фотоматериал «Памятники воинской славы»;

• аудиозаписи патриотических песен;

• коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.);

• художественная литература и дидактические игры по теме;

• макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.).

5. Приобщение к истокам русской народной культуры

• иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»;

• предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры;

• наборы открыток «Русский быт»;

• макет «Русская изба».

6. Духовно-нравственное воспитание — материал, дающий детям первоначальное представление о православии:

• альбомы «Православный храм» (с изображением знаменитых храмов и их архитектурных особенностей, «Русская икона», «Храмы города»;

• Детская Библия и т. д.

7. Художественная литература

• художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).

Публикации по теме:

Методические рекомендации для работников дополнительного образования «Патриотическое воспитание детей 4 лет»Методические рекомендации для работников дополнительного образования «Патриотическое воспитание детей 4 лет» Работая с детьми 4ех лет в рамках школы раннего развития, хочу поделиться с вами наиболее эффективными формами работы по патриотическому.

Методические рекомендации к развивающему пособию «Бизиборд «Пирамида» для детей дошкольного возрастаМетодические рекомендации к развивающему пособию «Бизиборд «Пирамида» для детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШОК» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗВИВАЮЩЕМУ ПОСОБИЮ.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Содержание центра исторического просвещения детей в дошкольных группах»
Опубликовано: 9 апреля 2025 в 11:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Содержание центра исторического просвещения детей в дошкольных группах»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Газизова (УИ 919282) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД