Любовь Альбертовна
Методические рекомендации по совершенствованию изобразительной творческой деятельности у слабовидящих дошкольников
▼ Скачать +Заказ
В изобразительной деятельности при работе со слабовидящими дошкольниками очень важно вводить некоторые упражнения, имеющие коррекционную направленность. Для развития пространственных представлений и слуховой памяти, а также мышления, используя графические диктанты. Их нужно проводить с детьми старше четырех лет. Также можно использовать упражнения на дорисовывание или упражнение на проведение линий. Таким образом эти упражнения развивают мелкую моторику рук и способствуют уточнению представлений об объектах, что подготавливает ребенка к продуктивной изобразительной деятельности.
Публикация «Методические рекомендации по совершенствованию изобразительной творческой деятельности у слабовидящих дошкольников» размещена в разделах
Для слабовидящего ребенка важно давать графические изображения, поскольку они наиболее понятны для их восприятия, так как у объектов на таких изображениях подчеркиваются только основные, характерные детали, а не значимые исключаются. Таким образом у ребенка формируется образ объектов и развивается мыслительная деятельность. Такие изображения нужно сочетать с изобразительной деятельностью, так как это способствует закреплению полученного образа, а также эмоциональному отношению к объектам, что очень важно в изобразительной творческой деятельности.
Для того, чтобы преодолеть трудности у слабовидящего дошкольника в пространственной ориентировке, нужно проводить с ребенком дидактические игры, где он будет усваивать понятия «далеко – близко», «низко – высоко».
Нужно вызывать интерес ребенка к окружающему миру, обращать его внимание на явления и объекты, на цвет и фактуру объекта. Важно, чтобы сам процесс изобразительной деятельности вызывал у ребенка положительное отношение к тому, что он изображает.
Творческое воображение у слабовидящих детей в большей степени стереотипно и схематично. Образы у них возникают на основе аналогии, заимствования.
Для развития творческих способностей у слабовидящих дошкольников, а также для преодоления неуверенности у детей в рисовании, необходимо использовать некоторые приёмы.
Прием работы с конструктором. Это наложение и объединение деталей на цветном фоне. Здесь нужно из геометрических фигур составить единое целое изображение. Можно менять местами фигурки и создавать различную композицию.
Еще одним приемом, особенно для младших дошкольников, является использование трафаретов, поскольку у них еще не развито мышление и не сформированы представления о многих объектах, трафареты помогают в уточнении строения самого предмета и его изображения, а также в понимании того, как образуются различные линии. Многократное обведение по трафарету и закрашивание по трафарету способствует графическому запоминанию и развивает моторику рук, снимает зрительное напряжение, особенно это актуально для детей, у которых еще не сформированы навыки рисования. Постепенно, когда у слабовидящего дошкольника формируются навыки рисования он сам хочет рисовать самостоятельно, а на начальных этапах это является эффективным приемом в преодолении недостатков зрительного восприятия. Ко всему прочему у детей возникает уверенность в своих силах. Также нужно предлагать слабовидящим детям рисование по трафарету с закрытыми глазами, так как это способствует запоминанию движения руки и снимает нагрузку со зрения. Очень важно создавать условия для свободного передвижения руки, чтобы у детей по мере развития формообразующих движений была возможность рисовать под зрительным контролем, не используя при этом трафарет.
Важно, чтобы ребенок, изучая какую-либо форму предмета, имел возможность увидеть его разнообразие в окружающем мире, т. е нужно давать ребенку различные предметы одной формы.
Так же нужно, чтобы ребенок имел тесный контакт с предметом, который он обследует, чтобы он мог воспринять объект как зрительно, так и осязательно. Если говорить о самих обследуемых объектах, то они должны быть доступны для восприятия слабовидящих детей всеми сохранными анализаторами.
Перед тем, как изображать какой – либо объект важно изучить его. Нужно, чтобы объект был доступен для обследования, поскольку детям легче рисовать то, что они могут обследовать с помощью всех сохранных анализаторов. Объект должен быть крупным, яркого цвета и выделяться на фоне. От умения комплексного обследования объекта ребенком зависит конечный результат рисунка. Ребенок должен понимать строение объекта.
Сам процесс обследования состоит из нескольких этапов при этом важным является то, чтобы педагог руководил процессом, задавая вопросы детям. Сначала педагог даёт общую характеристику объекту с помощью выразительной речи. Затем он наводит детей на анализ предмета и его частей, соотнося их с сенсорными эталонами. Потом определяется строения предмета.
Также важным является и то как дети обследуют объект. Слабовидящий дошкольник должен сначала использовать свою тактильную чувствительность и только потом закрепить обследование зрительно.
Педагог должен показать детям как правильно обследовать объект. В этом случае можно взять руки ребенка в свои и сначала обхватить предмет, а затем вести руки сверху вниз, при этом показывая, как нужно действовать пальцами при осязании. Когда ребенок обследует объект нужно постоянно контролировать его действия. Педагог должен давать словесные точные установки слабовидящим детям, такие, как например, «Возьми яблоко в руки», «Ощупай объект» и т. д. При обследовании педагог должен научить детей видеть сначала основное, а затем только детали предмета, выделять характерные признаки. Важным является и то, чтобы ребенок мог понять при обследовании форму объекта, поскольку она является основным сенсорным эталоном. Также важно, чтобы у слабовидящих дошкольников выработался навык зрительно – осязательного обследования, чтобы они умели осуществлять зрительный контроль за рукой при изображении предмета.
Следует сказать несколько слов о самой натуре или образце. Сам образец должен быть крупным, по цвету (учитывается яркость натуры) и форме, приближенный к реальности, либо следует использовать реальный предмет. При демонстрации педагог должен находится лицом к детям. Можно дать общую натуру, но лучше давать каждому ребенку отдельно, главное, чтобы ребенок хорошо мог рассмотреть объект. Также необходимо, чтобы рабочая зона была хорошо освящена, а сам объект находился на контрастном фоне. Если предмет сложной формы, то рекомендуют еще до начала занятий внести предмет в группу, чтобы дети могли заранее ознакомиться с ним.
Сам характер движения рук зависит от самой формы объекта, например, обследование предмета круглой формы требует плавных безотрывных движений, а вот объект прямоугольной формы нужно обследовать по сторонам с остановкой движения на углах и изменением его направления. Так у слабовидящих детей формируется обобщенное представление о движении при изображении объектов одинаковой формы.
При изображении объекта впервые, следует показать движение руки ребенку, а затем ребенок должен показать движением руки в воздухе, то как он будет рисовать объект. Таким образом у слабовидящего ребенка формируется представление о движении, необходимом для изображения объекта.
Значимым является и то, чтобы слабовидящий дошкольник умел воспринимать цвета, поскольку в изобразительной деятельности цвет является средством выразительности, он придает изображению эмоциональную окраску. У многих слабовидящих дошкольников имеются нарушения цветовосприятия, поэтому нужно, чтобы педагог научил детей пользоваться при изображении чего –либо различными цветами, чтобы дети могли видеть контрастность в предмете и цветовую насыщенность, применять эталоны цвета, где это уместно. Поэтому для слабовидящих старших дошкольников нужно давать задания на оттенки и насыщенность цвета (тон).
Проводя занятия по изобразительной деятельности педагог должен давать возможность детям самим выбирать сюжет и изобразительные материалы. Важным является и то, чтобы у детей всегда был доступ к изобразительным материалам, а также детям нужно показывать различные техники рисования, как традиционные, так и не традиционные. Многие педагоги считают, что эффективным в развитии творчества детей является сочетание традиционных техник рисования с нетрадиционными. Слабовидящих детей обязательно нужно учить как работать с разнообразными материалами, как создавать выразительные изображения, как сочетать различные техники рисования. Сначала детям следует давать простые техники рисования со временем усложняя их. Также лучше всего давать детям рисовать отдельные предметы в сюжете, а только потом с приобретением навыка, рисовать сюжетное изображение. Ко всему прочему применяя в работе нетрадиционные техники рисования можно вводить коллективное рисование, поскольку это будет не только развивать коммуникацию у детей, но и предаст им больше уверенности.
В изодеятельности очень важна развитая моторика рук, поэтому нужно обязательно перед занятием делать пальчиковую гимнастику, что будет положительно влиять на деятельность детей. Так же можно использовать пальчиковые игры или упражнения. Пальчиковые игры развивают творческое мышление, способствуют развитию речи и внимания.
Для закрепления признаков предмета у слабовидящего ребенка нужно обязательно сопоставлять предметы с изображением. Можно предложить ребенку задание на различение предметов по какому-нибудь одному признаку, например, можно взять различные геометрические фигуры одинакового цвета. Для того, чтобы ребенок мог различить предмет по форме нужно чтобы он помимо зрения включал в работу осязание.
Познакомить слабовидящего ребенка с пространственными понятиями можно использовать игрушки, располагая их по-разному относительно друг другу, таким образом у детей формируются такие понятия, как «слева», «справа», «вверху», «внизу», это позволяет ребенку потом ориентироваться на плоскости листа.
Педагогу важно так же понимать, что для развития творческих способностей у слабовидящих детей нельзя давать только шаблоны, обучать изобразительной деятельности только по готовым образцам, а также злоупотреблять графическим диктантом, так как это оказывает негативное воздействие на развитие творческого потенциала ребенка, а также на мышление.
Очень часто педагоги на занятиях изобразительной деятельности игнорируют такой важный аспект в развитии детей, как речевая активность. Зачастую педагог сам оценивает работу детей, анализирует натуру. Нужно стремиться, чтобы дети включали свою речевую активность, а грамотно поставленные вопросы педагога могут помочь дошкольнику в этом. На занятиях изобразительной деятельностью активировать у детей речевую активность могут помочь некоторые приемы: анализ изображаемого объекта; словесная характеристика детьми свойств предметов; планирование самой работы над рисунком; обсуждение композиционного решения; сравнения рисунка с натурой в процессе рисования; анализ рисунков в конце занятия и т. п.
Важным является оформление уголка изодеятельности. Дошкольникам должен быть доступен фланелеграф, а также различные фигуры объектов, людей, животных и т. д. для того, чтобы дети уже заранее могли построить композицию перед занятиями.
Для активизации творческого потенциала ребенка хорошо проводить занятия тематического рисования, поскольку в этом случае дети опираются на свои представления, а также на ранее воспринятые образы объектов. Нужно, чтобы педагог грамотно организовал педагогический процесс. Здесь он должен обязательно выяснить представления детей, затем при необходимости сформировать у них адекватные представления о необходимых объектах. При самостоятельной работе ребенка важно предоставить ему необходимый материал: различные пособия, которыми ребенок может пользоваться во время занятия, но не готовые композиции, а также различный материал, так ребенок будет иметь выбор, что будет способствовать активации творческого мышления.
Немаловажную роль в развитии творческого потенциала ребенка играют родители. Прежде всего нужно создавать условия, такие как: организовать место для творчества ребенка; позволить ребенку помогать украшать комнату или переставлять мебель; позволить ребенку делать различные поделки. Для этого нужно обеспечить его необходимыми материалами (можно использовать старые ненужные вещи); нужно давать ребенку время побыть одному; хорошо если ребенок посещает какие-либо развивающие кружки.
Так же для того, чтобы стимулировать творческую активность ребенка нужно поощрять его в творческой деятельности, но никогда не стоит критиковать ребенка, даже если у него сначала что-то не получается, так можно подавить его творческую активность. Родителям нужно больше времени проводить с ребенком: играть с ним, гулять, рисовать, читать различные книгу, но лучше подходящие по возрасту и т. п. На прогулке нужно обязательно обращать внимание ребенка на явления природы, на все, что его окружает, так у него не только будет развиваться наблюдательность, но и уточняться представления о предметах и явлениях.
Подведя итог можно сказать, что развитие изобразительной творческой деятельности у дошкольников с нарушением зрения очень значимо, поэтому в работе с детьми важны комплексные упражнения, специальные приёмы, стимулирующие развитие творческих способностей, а также корректирующие представления детей. Также стоит сказать, что работа с детьми с нарушенным зрением должна проводиться постоянно, как в саду, так и дома.