МААМ-картинки

Методические рекомендации по проведению «Недели психологии»

Каримова Роза
Методические рекомендации по проведению «Недели психологии»
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ «НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ»

ВВЕДЕНИЕ

Неделя психологии (далее так же – Неделя) как специально организованный комплекс мероприятий в общеобразовательной организации зарекомендовала себя эффективным инструментом создания психологически безопасного и развивающего образовательного пространства. Такое пространство в школе формируется в том числе благодаря вовлечению всех участников образовательных отношений в деятельность, позволяющую лучше узнать самого себя, понять окружающих и научиться управлять своими состояниями.

Публикация «Методические рекомендации по проведению „Недели психологии“» размещена в разделах

Проведение Недели психологии предполагает деятельное участие в ней как обучающихся, так и взрослых, этот результат эффективно реализуется в таком формате проведения как Большая психологическая игра1, которая традиционно, с 2022 г., проводится в рамках проводимых мероприятий.

Рассматривая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению как неотъемлемую часть всего образовательного процесса, необходимо отметить важную роль командной работы педагогического коллектива и педагогов-психологов с социальными педагогами, как активных участников этой команды. Организация партнерской коммуникации обучающихся со взрослыми, межвозрастного взаимодействия возможно только при объединенных усилиях всей педагогической команды.

Учитывая пристальное внимание государства к вопросам воспитания и образования детей и молодежи, а также к вопросам сохранения национальной и гражданской идентичности настоящие методические рекомендации ориентированы на содействие духовно-нравственному воспитанию личности, важным компонентом которого является ценностное самоопределение. Так, ориентируясь на положения

Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. No 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в настоящих методических рекомендациях предлагаются занятия и упражнения, направленные на формирование и становление мотивационных структур личности, а также развитие личностных универсальных учебных действий, помогающих обучающимся определять ценностно-смысловую ориентацию.

Вместе с тем в быстро меняющемся мире особую значимость приобретают навыки быстрого принятия решений, эффективной коммуникации, саморегуляции и стрессоустойчивости. Проведение мероприятий Недели психологии в полной мере раскрывает эти развивающие задачи.

Общие положения подготовки и проведения Недели психологии

Неделя психологии проводится с целью подготовки и реализации подходящих условий для проведения различных мероприятий, которые способствуют установлению и поддержанию благоприятного психологического климата, психологически безопасной образовательной среды, чувства психологического благополучия у участников образовательных отношений.

К задачам Недели психологии относятся :

– повышение психологической компетентности участников образовательных отношений;

– создание условий для формирования и поддержания устойчивых дружеских отношений на основе принятия и взаимоуважения, содействие духовно- нравственному развитию и воспитанию личности, поддержание психологически безопасной образовательной среды;

проведение мероприятий, направленных на формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции, урегулирования конфликтов, развитие коммуникативной компетентности;

– актуализация знаний обучающихся, их родителей (законных представителей) о системе психологической службы общеобразовательной организации, направлениях работы педагога-психолога и социального педагога, возможностях обращения в психологическую службу;

– актуализация знаний и представлений участников образовательных отношений о возможностях применения в повседневной жизни достижений психологической науки, ее роли в организации образовательной среды.

Основными тематическими направлениями Недели психологии являются :

– развитие ценностно-смысловой сферы личности и ценностного самоопределения обучающихся, в том числе содействие принятию традиционных российских духовно-нравственных ценностей – ценность человеческой жизни, сохранение и уважение достоинства, крепкая традиционная семья; руководство на жизненном пути принципами гуманизма, милосердия, справедливости, взаимоподдержки, ответственности, взаимоуважения, сотрудничества и сплоченности;

– развитие стрессоустойчивости и совершенствование навыков саморегуляции, в том числе освоение приемов снятия напряжения и тревоги с использованием медитативных техник, мышечной релаксации и др., навыков анализа актуального эмоционального состояния, его регуляции и нормализации, актуализация личностных ресурсов;

– развитие коммуникативной компетентности, социальной гибкости, дружелюбия, освоение навыков распознавания эмоций (своих и собеседника, невербальных сигналов в процессе общения, совершенствование навыков конструктивного разрешения конфликтной ситуации, в том числе проведение

самоанализа своего психологического состояния и имеющихся ресурсов личности, повышение культуры межличностного взаимодействия.

Реализация мероприятий Недели психологии осуществляется на трех этапах – подготовительном, основном (проведение мероприятий) и этапе обратной связи.

Подготовительный этап.

На подготовительном этапе может быть проведена информационная кампания, подготовлены локальные нормативные акты о проведении мероприятий, утвержден тематический план мероприятий Недели психологии (далее – тематический план, осуществлено ресурсное обеспечение.

Информационную кампанию рекомендуется начинать за 2 недели до начала мероприятий. Педагогу-психологу или другому ответственному лицу предлагается подготовить сообщение о датах проведения мероприятий, их тематической направленности. Участие приглашенных специалистов рекомендуется также согласовать заранее, чтобы анонс выступления можно было опубликовать в рамках информационной кампании.

Информационное сообщение о проведении Недели психологии может быть размещено на информационных стендах общеобразовательной организации, досках объявления возле кабинета педагога-психолога (психологической службы, в виде раздаточных материалов возможно размещение там, где обучающиеся находятся втечение перемены и общешкольных мероприятий. Рекомендуется поместить материалы также в доступном для родителей (законных представителей) обучающихся месте. Помимо анонсирования проведения Недели психологии на плакате, буклете, информационной листовке может быть размещена другая полезная информация, например, контакты и часы приема педагога-психолога общеобразовательной организации, номера Общероссийского детского телефона доверия, телефонов служб, оказывающих экстренную психологическую помощь, и др.

Также сообщение о проведении Недели психологии может быть размещено классными руководителями в официальном чате с родителями (законными представителями) обучающихся, передано им на родительском собрании, размещено ответственными лицами на официальном сайте общеобразовательной организации, в официальных группах в социальных сетях. В начале информационной кампании участникам образовательных отношений может быть предложено пройти опрос, позволяющий оценить их ожидания от предстоящей Недели психологии. Результаты анализа их запросов, соответствующие тематической направленности Недели, могут быть учтены при составлении тематического плана. После начала Недели информационное сопровождение позволяет осуществлять напоминание об отдельных мероприятиях, публиковать результаты опросов и конкурсов, размещать формы обратной связи и ее результаты, выражать благодарность организаторам и участникам мероприятий.

Все мероприятия, которые будут проходить в рамках Недели психологии, предлагается отразить в тематическом плане, который может включать в себя информацию о названиях мероприятий, тематических направлениях, целевых группах, для которых они предназначены, форме и длительности проведения, ответственных лицах за проведение мероприятий.

Тематический план может включать в себя две части – рекомендуемую ивариативную. В рекомендуемой части представлены мероприятия, которые вполной мере соответствуют основным тематическим направлениям Недели психологии, в вариативную часть могут быть включены мероприятия, которые общеобразовательная организация считает целесообразным реализовать в рамках Недели психологии в связи со своими потребностями. Тематический план позволяет эффективно распределить нагрузку между педагогическими работниками, ответственными за проведение мероприятий Недели, а также охватить в равной степени всех участников образовательных отношений.

Для организации и проведения Недели психологии рекомендуется привлечение следующих кадровых ресурсов:

– представители администрации общеобразовательной организации, которые назначены ответственными за проведение Недели психологии, координируют деятельность других педагогических работников, задействованных в проведении Недели психологии, осуществляют контроль над выделением и целесообразным применением материально-технических и прочих ресурсов;

педагог-психолог, социальный педагог, непосредственно участвующие в проведении мероприятий Недели;

– классные руководители общеобразовательной организации, которые оказывают информационную поддержку (распространение информации о проведении Недели психологии среди обучающихся и их родителей (законных представителей, а также проводят (в отдельных случаях) тематические классные часы и родительские собрания в рамках Недели, осуществляют организацию участия обучающихся в мероприятиях;

– различные специалисты, которые могут быть приглашены для участия в мероприятиях Недели психологии (лектории, педагогические гостиные, встречи со специалистами служб соответствующего муниципального образования, которые оказывают психологическую помощь и др., в том числе представители центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, научные сотрудники и эксперты, представители организаций социальной защиты населения, медицинских организаций, органов обеспечения правопорядка, общественных объединений.

Рекомендуемые материально-технические ресурсы включают в себя:

– помещения, достаточно просторные для имеющегося количества участников, дающие возможность свободно перемещаться нескольким людям одновременно, с достаточным количеством посадочных мест;

– помещения, оснащенные мебелью, соответствующей возрастным

физиологическим требованиям участников (стулья, столы);

– информационные стенды, где могут размещаться афиши о проведении Недели психологии, сообщения от организаторов, работы участников творческих

и фотоконкурсов, ящики для сбора анкет обратной связи;

– персональный компьютер (ноутбук, копировальная техника для подготовки и тиражирования раздаточных и стимульных материалов;

– оборудование для демонстрации мультимедийных объектов (аудио-, видеооборудование, проектор, экран и др.);

– меловая, магнитная маркерная доска, офисный мольберт (магнитно- маркерная доска с креплением для листа или блока бумаги, переворачиваемой по принципу блокнота);

– чистые листы бумаги различного формата, цветная бумага, самоклеящиеся стикеры;

– ручки различных цветов, карандаши (простые и цветные, ластики, мел/ маркеры для доски, клей-карандаш, клейкая лента.

– раздаточные материалы, указанные в описании упражнения (таблицы для заполнения, разрезные карточки, шаблоны и заготовки рисунков и др.).

Точный перечень требуемых кадровых, материально-технических и информационных ресурсов определяется в соответствии с утвержденным

общеобразовательной организацией тематическим планом самостоятельно. Основной этап.

В настоящих методических рекомендациях представлены методические разработки, которые могут быть использованы для проведения мероприятий Недели. Поскольку Неделя психологии является психологической акцией, одной из разновидностей большой психологической игры, ей присущи такие черты как единство развертываемой в общеобразовательной организации игровой среды, необычность, ненавязчивость и эпизодичность. Объединяющая всех участников образовательных отношений атмосфера Недели психологии достигается за счет вовлечения как можно большего числа участников в разнообразные мероприятия, тем не менее, имеющие единую тематическую направленность. Необычность заключается в создании яркого эмоционального фона для проведения различных форм психолого-педагогического сопровождения, в ходе которого происходит приобщение к психологическим знаниям.

Отличительной чертой психологической акции является ее ненавязчивость, она не прерывает учебный процесс, не «врывается» в него, нарушая привычный ход жизни общеобразовательной организации. Тематический план может быть адаптирован под учебную нагрузку и потребности каждой учебной группы, которая все равно станет полноценным участником акции. Эпизодичность проведения Недели психологии позволяет в достаточное время произвести организационную и методическую подготовку, а мероприятия укладываются в определенный промежуток времени в насыщенную интенсивную программу.

Основные формы работы, которые могут быть реализованы в рамках Недели – классный час, конкурс, проектная конференция, круглый стол, мастер-класс, тренинговые и игровые занятия, публичные лекции, вебинары, родительские собрания.

Одной из форм взаимодействия обучающихся и классного руководителя является классный час. В случае, когда затрагиваемые на классном часе темы касаются различных областей знания, классный руководитель может пригласить экспертов в соответствующих областях. Так, в рамках Недели психологии классный час может провести педагог-психолог, который познакомит обучающихся сразличными аспектами психологического знания. Также классный час может предусматривать другие формы работы, например, возможно проведение деловой игры, конкурса проектов и др.

Проведение Недели психологии может стать площадкой для организации

творческих конкурсов различной направленности в рамках популяризации

психологической науки и выбранной общей тематики Недели. Формат конкурса предоставляет возможности для самовыражения обучающихся, раскрытия их талантов. Проведение нескольких конкурсов (рисунка, фотографии, коллажа, стихотворений и др.) позволит большему количеству участников продемонстрировать свои способности. Среди обучающихся по программе начального общего образования возможна организация конкурсов совместного творчества родителей (законных представителей) и детей. Работы конкурсантов рекомендуется разместить так, чтобы другие участники образовательных отношений могли их увидеть. Присуждение призовых мест может быть реализовано на основании голосования иных обучающихся, их родителей (законных представителей, педагогических работников, а также только по решению комиссии конкурса, тем не менее, в этом случае может быть присужден приз зрительских симпатий.

Помимо творческих состязаний возможно проведение конкурсов проектов, затрагивающих освещение различных аспектов психологии. Подготовленный обучающимся (или группой обучающихся) проект может представлять собой анализ доступных науке сведений об известном психологическом феномене, затрагивать проблемы, требующие дальнейшего исследования, сравнивать различные психологические подходы и школы и др. В течение Недели психологии может быть организована конференция для презентации подготовленных проектов, на которую могут быть приглашены не только участники образовательных отношений, но и представители научного и экспертного психологического сообщества.

Обсуждение тем психологической направленности может проходить и в формате круглого стола. Тематика мероприятия может охватывать различные области психологического знания, которые могут быть применены обучающимися в повседневной жизни. Рекомендуется заранее анонсировать предмет обсуждения, подготовить информационные материалы для ознакомления, чтобы участники могли изучить вопрос до начала круглого стола.

В рамках Недели психологии возможно проведение различных мероприятий,

направленных на формирование и совершенствование умений.

Так, в ходе мастер-класса участники могут попробовать применять различные навыки и приемы психологической направленности в специально организованном безопасном пространстве под руководством опытного ведущего. Тренинг позволяет более комплексно изучить психологическую проблему, рассмотреть возможные сценарии ее решения, освоить приемы релаксации, нормализации эмоционального состояния и др. Освоенные таким образом знания и практические навыки могут быть применены в рамках игровых занятий (деловые, квест-игры, квизы и др.). Специально смоделированная игровая среда дает возможность в безопасной атмосфере примерить на себя различные роли, попробовать применить новые для себя стратегии поведения.

Еще одной формой участия в Неделе психологии может быть публичная лекция. Основным ее преимуществом является возможность охватить большое количество участников. Лекторами могут выступать как представители общеобразовательной организации (педагоги-психологи, социальные педагоги, так и приглашенные эксперты (преподаватели образовательных организаций высшего образования, научные сотрудники, педагоги-психологи или социальные педагоги образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, органов обеспечения правопорядка, специалисты медицинских организаций). В связи с этим рекомендуется подбирать тему лекции таким образом, чтобы она была интересна и актуальна различным категориям слушателей. Проведение мероприятия возможно и в онлайн-формате, в виде вебинара, это позволяет присутствовать участникам, которые в силу различных причин не могут приехать лично, а также расширить круг приглашенных экспертов.

Наиболее распространенной формой проведения мероприятий с родителями (законными представителями) обучающихся является родительское собрание. В ходе такого собрания рассматривается широкий круг вопросов, связанных с организацией классной жизни, академической успеваемостью, воспитанием и развитием обучающихся, преемственностью общеобразовательной организации и семьи. В рамках Недели психологии может быть организовано (в том числе в онлайн-формате) специальное родительское собрание, посвященное психологическому просвещению родителей (законных представителей, повышению их психологической компетентности. Педагог-психолог также может быть приглашен на плановое родительское собрание, тогда его выступление будет одним из блоков.

Целевыми группами мероприятий Недели психологии являются :

– обучающиеся с 1 по 11 классы – мероприятия Недели подразумевают участие обучающихся различных возрастов, что позволяет сделать психологическое сопровождение всеохватывающим; с целью наиболее полного учета возрастных особенностей предлагается разделение на группы обучающихся по программе начального общего образования (1–4 классы, обучающихся по программе основного общего образования (5–8 классы, обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования (9–11 классы);

– родители (законные представители) обучающихся – участие в Неделе психологии родителей (законных представителей) может способствовать повышению их психологической культуры, созданию преемственности в воспитании между семьей и общеобразовательной организацией;

– педагогические работники – члены педагогического коллектива и администрация общеобразовательной организации в рамках Недели психологии могут принять участие в мероприятиях, направленных на повышение их психологической компетентности, эффективности профессиональной коммуникации, сбережение личностных и профессиональных ресурсов.

Этап обратной связи.

На данном этапе основные мероприятия Недели завершены, подведены итоги творческих конкурсов. После окончания Недели психологии участникам предлагается заполнить анкету обратной связи (пример такой анкеты представлен в приложении 1). В анкете обучающиеся, их родители (законные представители, педагогические работники могут оценить полноту, востребованность проведенных мероприятий, качество их организации, отметить, какая информация была полезной, о чем они узнали впервые. Возможно предложить участникам анкетирования также указать актуальные темы, желаемые формы работы, встречи с экспертами, в которых они хотели бы принять участие в дальнейшем. Эти предложения могут быть учтены при планировании мероприятий следующей Недели психологии. Сбор обратной связи целесообразно провести в течение недели после окончания мероприятий. Также в форме заключительного мероприятия Недели может быть организован сбор обратной связи в виде «доски эмоций», «забора настроения» и др. С этой целью на одном из информационных стендов, доступ к которому имеется у наибольшего количества участников (с целью увеличения охвата может быть использовано несколько стендов, оформляется место, где участники могут отметить свое отношение к прошедшим мероприятиям с помощью стикеров соответствующего цвета, цветных карандашей, или же написать слова благодарности организаторам. Сбор обратной связи возможен с применением информационно-коммуникационных технологий на официальном сайте общеобразовательной организации, в официальных группах в социальных сетях с соблюдением всех правил информационной безопасности и обработки данных.

Ожидаемые результаты:

психологическая компетентность участников образовательных отношений повышена;

– условия для формирования и поддержания устойчивых дружеских отношений на основе принятия и взаимоуважения, содействия духовно-нравственному развитию и воспитанию личности созданы;

– мероприятия, направленные на формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции, урегулирования конфликтов, развитие коммуникативной компетентности проведены;

– знания обучающихся, их родителей (законных представителей) о системе психологической службы общеобразовательной организации, направлениях работы педагога-психолога и социального педагога, возможностях обращения в психологическую службу актуализированы, распространена контактная информация психологической службы общеобразовательной организации;

– представления участников образовательных отношений о возможностях применения в повседневной жизни достижений психологической науки, ее роли в организации образовательной среды актуализированы, психологические знания расширены. Предложенные методические разработки могут быть использованы для проведения мероприятий в рамках Недели психологии и, при необходимости, адаптированы исходя из запросов и потребностей целевой аудитории: обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Публикации по теме:

«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга Методическое приложение к проекту «Театр и музыка» В продолжение темы проекта "Театр и музыка" сегодня предлагаю вам один из возможных.

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению физкультминуток Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими.

Методические рекомендации к проведению бинарного урока «Импрессионизм в живописи и музыке» Представление методических рекомендаций к проведению урока Тема урока: «Импрессионизм в живописи и музыке». Тип урока: урок получения и.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние.

Методические рекомендации по проведению занятия по аппликации «Едет с поля урожай»Методические рекомендации по проведению занятия по аппликации «Едет с поля урожай» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие ко мне на страничку! Сегодня предлагаю вам материал по аппликации.

Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт»Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт» Цель: учить детей составлять из нескольких готовых деталей изображение. Задачи: закреплять умение аккуратно наклеивать детали, развивать.

Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группеМетодические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе День наблюдения за улицей на МААМ Все мы учим детей.

Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 летМетодические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 лет Хочу поделиться опытом составления сценария «Праздничная посылка» и проведения праздника ко Дню 8 марта для детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по проведению «Недели психологии»
Опубликовано: 19 июня 2024 в 10:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по проведению «Недели психологии»» (включая файлы) размещена пользователем Каримова Роза (УИ 2530693) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД