Лылина Елена
Методические рекомендации по изготовлению и использованию лэпбука «Матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому педагогами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений Я думаю, что проблема нравственно – патриотического воспитания очень актуальна в настоящее время, развитие личности ребенка невозможно без приобщения его к культурному богатству русского народа.
Публикация «Методические рекомендации по изготовлению и использованию лэпбука „Матрешки“» размещена в разделах
Сегодня я Вам расскажу о лэпбуке – как части развивающей предметно-пространственной среды, а также, хочу поделиться с вами своими знаниями по изготовлению лэпбука и работе с ним.
В связи с внедрением ФГОС ДО, современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:
• информативен;
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
• пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
• обладает дидактическими свойствами;
• является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
• вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
• его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
• обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лэпбуком является средством
• партнерской деятельности взрослого с детьми
• свободного общения, перемещение детей во время деятельности
• имеет открытый временной конец деятельности.
Слайд 2
Лэпбук - это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого воспитанника.
Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком. Работа с лэпбуком является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации.
Таким образом, можно сказать что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Лэпбук, как форма работы привлекает тем, что:
1. Помогает ребенку по своему желанию организовать получение информации по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить пройденный материал.
2. Хорошо подходит для занятий в группах с разным уровнем развития детей. Можно выбрать задания, сложность выполнения которых учтена в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
3. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое время ребенок просто открывает лэпбук по нужной теме и повторяет материал.
Хочу отметить, что, несмотря на кажущуюся простоту, создание лэпбука – это длительный процесс.
Слайд 3
Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего начать создание лэпбука?
1. Выбираем тему будущего лэпбука. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Лучше всего выбирать частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Народные промыслы России". Но он получится очень обзорным - вряд ли можно полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. А вот если взять конкретную тему и в лэпбуке дать подробную информацию о ней - то это будет гораздо продуктивнее.
2. Составляем план будущего лэпбука. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
3. Создание макета. Здесь нет границ для фантазии, формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т. д. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
- Что нужно, чтобы сделать лэпбук?
Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы:
• Обычная бумага, цветная бумага для принтера,
• Ножницы.
• Клей-карандаш для бумаги, ПВА.
• Степлер.
• Скотч.
• Картонная папка-основа или пластиковые папки.
• Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.
• Слайд4
• Я хочу представить вашему вниманию лэпбук «Матрешки».
• Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством приобщения их к духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами.
• Именно матрёшка – символ русского духовного изобилия, великолепное изделие декоративно-прикладного искусства. С самого раннего детства доставляет детям радость игрушка матрешка, ее яркость, выразительность и простота форм.
Русская матрешка является олицетворением России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрешка символизирует продолжение жизни.
Слайд 5
В представленном лэпбуке "Матрешки» даются материалы к занятиям по расширению и закреплению знаний о народной игрушке. Осуществляя деятельность с интерактивной папкой, ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, изобразительной и др., формируется способность выбирать себе участников по совместной деятельности (взрослый, ребенок).
Активно взаимодействуя с партнерами по деятельности ребенок овладевает устной речью, развивается любознательность, приобретаются знания, опираясь на уже имеющиеся опыт.
Лэпбук сделан в виде книжки-раскладушки, состоящей из 4 модулей. Как выглядит лэпбук в открытом виде показано на слайде
• Слайд 6
Очень тщательно подбирала материал для дидактических игр, которые представлены в разработанном лэпбуке
Дидактическая игра «Парные матрешки»
Задачи: закрепить умение детей находить одинаковые предметы среди представленных, развивать внимание, память, наблюдательность.
Дидактичкеская игра «Расставь по росту»
Задачи: закрепить умение сравнивать предметы по величине и раскладывать их по убыванию, количественный и порядковый счет.
Слайд 7
На следующем модуле расположены:
Лото «Цветные матрешки»
Задачи: учить находить парные картинки; развивать внимание; воспитывать терпение.
Разрезные картинки «Матрешки»
Задачи: закрепить умение составлять изображение из нескольких частей
Книжка-самоделка «Маскарад матрешек»
Задачи: знакомить с нарядом матрешек из разных стран.
Гармошки «История появления матрешки» и «Интересные матрешки»
Задачи: познакомить детей с историей возникновения матрешки, как народного промысла, разнообразием русской народной игрушки.
Слайд 8
На среднем модуле расположены
Игра «Круги Луллия» «Подбери узор и наряд»
Задачи: расширять представления о народной игрушке через признаки и их проявление в народных костюмах.
Картинки «Матрешки с характером»
Задачи: закрепить знания детей об эмоциональных состояниях.
Книжка-самоделка «Загадки»
Задачи: учить отгадывать описательные загадки, закрепить знания о характерных признаках разных видов матрешек.
Слайд 9
Конверты-оригами «Виды матрешек».
Задачи: познакомить детей с особенностями матрешки из разных областей.
Карман с раскрасками.
Задачи: формировать умения отображать полученные впечатления, раскрашивая заготовки матрешек, закрепить виды росписей, привить детям навыки быстрого рисования с использованием шаблона-заготовки; развить эстетическое восприятие и радостное настроение от создания работы.
Книжка-раскладушка «Стихи о матрешках».
Задачи: обогатить активный словарь детей, развивать речь, интерес к народному творчеству.
Книжка-гармошка «Такие разные матрешки»
Задачи: познакомить с необычными матрешками.
Слайд 10
Лэпбук рекомендовано использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной работе с детьми, или для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, пособие прекрасно «впишется» в предметно пространственную среду группы. Данное дидактическое пособие поможет закрепить умения детей различать известные виды народной игрушки - матрешки, причем в игровой форме.
Слайд 11
И в заключение хочу сказать слова Василия Александровича Сухомлинского – «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». И задача каждого родителя и педагога обеспечить это ребенку в дошкольном детстве. Я вам хочу пожелать успехов в воспитании детей и надеюсь, что мое выступление поможет вам.