Надежда Валентиновна Щуклова
Методические рекомендации «Методика проведения мастер-класса»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный педагог должен постоянно двигаться вперед! Совершенствовать свои знания в области педагогики и психологии, внедрять в практику инновационные технологии.
Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
Публикация «Методические рекомендации „Методика проведения мастер-класса“» размещена в разделах
Целью проведения мастер-класса является демонстрация лучших достижений педагога как подлинного мастера в своей области. Мастерство – это всегда высокий профессионализм, большой и разнообразный опыт определенной деятельности, обширные познания теории и практики в конкретной сфере. Мастер своего дела всегда отличается индивидуальностью, особым стилем, неподражаемым своеобразием результатов своей деятельности.
Форма проведения мастер – класса зависит от целевой аудитории (специалисты, начинающие педагоги, родители или дети) и конкретной поставленной задачи (обучение определенным технологическим или педагогическим приемам).
Мастер – класс может быть проведен :
• с педагогами и для них без участия детей;
• с группой учащихся или с отдельными детьми для педагогов;
• для детей;
• для родителей и детей.
Мастер – класс для педагогов - одна из важнейших форм повышения их квалификации.
Подготовка мастер – класса начинается с выбора направления деятельности ( например: вышивка, резьба по дереву или роспись по ткани и т. д.). Затем следует постановка определенных целей и задач мастер – класса. Мастер – класс чаще всего проводится для начинающих педагогов и основывается на копировании и заимствовании опыта мастера. Мастер – классы для опытных педагогов, основываются на обмене творческими и педагогическими наработками мастеров - педагогов; такие мастер – классы можно проводить в рамках методических конференций.
Целью мастер – класса для педагогов является передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности мастера, проводящего мастер - класс.
Общие задачи мастер-класса для педагогов :
• создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
• повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов;
• распространение передового педагогического опыта;
• внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Конкретные задачи мастер-класса - технологические и методические - определяет его тематика. Все поставленные на мастер – классе задачи должны быть выполнены. Поэтому не нужно ставить слишком много задач. Кроме того, все они должны быть в рамках избранной темы.
План мастер – класса.
Вступление. Проводящий мастер-класс педагог знакомит слушателей с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание. Проходит регистрация участников.
Теоретическая часть мастер – класса для педагогов включает в себя технологическую и методическую части :
Технологическая часть мастер-класса, это демонстрация изделий либо элементов изделий изготовленных по технологии, представляемой автором. Может подаваться в виде слайд – шоу или мини - выставки изделий автора и его учеников. Демонстрация фотографий, слайдов или изделий сопровождается соответствующими комментариями.
Ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного изделия: подготовка материала, необходимые требования к его качеству, виды применяемого ручного инструмента и оборудования, его правильное использование, техника безопасности при работе с ним.
Пошаговая демонстрация одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия или его элементов. Автор представляет компьютерную презентацию в виде серии фотографий, наглядно демонстрирующих все этапы выполнения изделия.
Методическая часть включает особенности преподавания данной технологии на занятиях с детьми.
Мастер – педагог обращает особое внимание коллег на следующие аспекты:
• возрастная группа обучаемых с учетом требований техники безопасности;
• организация занятий по данной технологии в детском коллективе.
Техническое оснащение: возможность преподавания данной технологии в школе или в классах, не оснащенных специальным оборудованием (например, ткацкими станками).
Обоснование выбора материала и инструментов при работе с детьми: доступность, соответствие санитарно – техническим нормам.
Практическая часть. Педагоги под руководством педагога – мастера из заранее подготовленных им материалов выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части мастер – класса.
Инструментами и материалами слушателей, как правило, обеспечивает проводящий мастер – класс педагог. В отдельных случаях можно заранее оговорить с участниками мастер - класса самообеспечение материалом в необходимом количестве.
Иногда мастер – класс проходит без практической части, автор ограничивается подробным дистанционным показом
Обсуждение мастер – класса включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников. Мастер – педагог, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, курсы и семинары для повышения квалификации и приобретения творческого опыта, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты, какие выставки стоит посетить (в том числе вместе с детьми).
На мастер - классах желательно вести фото и видеосъемку, материалы которой прилагаются к отчету.
По итогам мастер - класса составляется отчет. Отчет помогает педагогу проанализировать проделанную работу, внести поправки и дополнения, более детально спланировать последующие мастер – классы с учетом приобретенного опыта и пожеланий своей аудитории.
Надеюсь, что данные рекомендации помогут многим педагогам профессионально представить свой опыт работы!