Ирина Полянская
Методическая разработка акции «Покормите птиц зимой!»
▼ Скачать + Заказать документы
Ирина Полянская
Методические рекомендации и разработки - Методическая разработка акция "Покормите птиц зимой!"
Пояснительная записка
Предлагаемый вариант проводимой в детском саду экологической акции «Покормите птиц зимой!» разработан и проводится в ДОО с 2008 года. Реализуется через все виды совместной деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
- познавательного развития;
- социально-коммуникативного развития;
- художественно-эстетического развития;
- физического развития;
- речевого развития.
Публикация «Методическая разработка акции „Покормите птиц зимой!“» размещена в разделах
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития воспитанников. Кроме того, тема, в рамках которой решаются образовательные задачи, с одной стороны, социально значима, с другой стороны вызывает личностный интерес детей.
Итоговое мероприятие: экологическая акция «Покормите птиц зимой!».
Содержание работы:
Чтобы наши пернатые друзья
комфортно пережили суровые холода,
обеспечим их зимними «столовыми»
Актуальность:
Во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода погибает много диких птиц. Если все зимой будут подкармливать птиц, то гибнущих птиц станет меньше. Экологические представления у детей формируются лишь при непосредственном наблюдении природы. Используя прогулки, экскурсии, наблюдения мы формируем у детей любознательность, понимание явлений природы, эмпатию ко всему живому. Ухаживая за птицами ребенок приучается к трудолюбию, ответственности.
«Покормите птиц зимой!». Таким призывом начинается ежегодная экологическая акция в детском саду. Как правило, акции имеют «говорящее название» т. е. смысл самой акции заложен в ее названии. Последовательность – обязательная черта акции. Одноразовой акцией много не достигнешь.
Цель акции: привлечь внимание детей и родителей к природоохранной деятельности.
Задачи: сформировать у детей и взрослых экологическую культуру; развивать экологическое сознание, экологическое мировоззрение; расширять познавательный интерес к природным ценностям родного края; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им.
Участники акции: воспитатели, дети, специалисты ДОО, родители.
Разработан поэтапный план проведения данной акции, который размещается в родительских уголках, в специальном выпуске газеты для родителей «Катится яблочко по тарелочке…».
План мероприятий, проводимых с детьми с ноября по март.
1. Знакомство с птицами родного края.
2. Беседы, занятия: «Холодно птицам, голодно!»
3. Выставка рисунков и поделок «Покормите птиц!»
4. Изготовление кормушек, конкурс разнообразных кормушек совместного творчества детей, родителей и педагогов ДОУ.
5. Наблюдение за птицами.
6. Ежедневная подкормка птиц.
7. Ведение «Календаря наблюдений за птицами».
8. Разучивание стихов о птицах.
9. Просмотр мультфильма «Синичкин календарь» реж. Ю. Калишера
10. Сочинение авторских сказок и загадок о птицах.
11. Фоторепортаж «А у нас на кормушке…».
На первоначальном этапе проводится организованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с птицами нашего края. Дети узнают названия зимующих птиц, характерные особенности внешнего облика, поведения, питания. Чтение художественной литературы формирует у детей желание помогать птицам в трудный период года: мало корма, холодно, глубокий снег, короткий световой день.
Например: «Звуки зимы».
Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Давайте послушаем зимние звуки. Журчит и потрескивает ручей, одетый сверху льдом. Поскрипывают во сне деревья. Хруст, хруст – это прошли в поисках лакомых веток лосиха с лосенком. Тук, тук, тук – слышно, как трудится дятел, лесной санитар. “Пи-пи-пи”, – тоненько попискивают под снегом мыши в поисках корма. “Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы?”, – спрашивает молодая синичка. “Пинь-пинь, нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несолёное сало, – отвечает взрослая птица. – Люди покормят нас зимой, а мы будем спасать сады летом от прожорливых насекомых”. И снова тихо в лесу. Падают снежинки.
После прочтения совместно с детьми сочиняются заклички, стихотворные обращения, как призыв о помощи птицам.
Наступили холода
Дайте кушать нам пшена…
Ешьте птички, и не бойтесь,
Мы накормим вас еще!
Наступил голодный год,
Птичка помощь от нас ждет!
Традиционная забота о зимующих птицах начинается со сбора корма, знакомства детей и родителей с памяткой:
«Как подкармливать птиц»
1. Укрепляя кормушки не обламывайте ветки.
2. Не прибивайте кормушку к стволу дерева.
3. Сметайте с кормушки снег.
4. Не кидайте в кормушку: куски хлеба, корки мандарина, макароны- это птицы не едят!
5. Им нужны: семечки подсолнуха, арбуза, тыквы, крошки хлеба, пшено, рассыпчатые каши, кусочки несоленого сала (синичкам).
Родителям и детям предлагаются различные варианты изготовления кормушек («Разным птицам – разные кормушки»). Родители с интересом откликаются на просьбы детей и изготавливают разнообразные кормушки (декоративные, «ретро», «экстерьерные», «эко» и т. д.). Некоторые даже в дальнейшем служат материалом для дидактической игры «Кто прилетит к нам?».
Все кормушки развешиваются на различных участках детского сада и вместе с воспитателями обсуждаются наиболее удобные формы организации регулярной подкормки птиц. Ежедневно проводятся наблюдения за этапами освоения птицами кормушек, необычным поведением птиц на кормушке или возле нее. На каждую кормушку заполняется паспорт.
Паспорт кормушки:
1. Район наблюдений.
2. Сколько лет «работает» кормушка.
3. Место расположения кормушки:
- в саду
- в парке
- на подоконнике и др.
4. Тип кормушки.
5. Тип корма.
6. Режим подкормки.
Отмечается: дата наблюдения, состав посетителей.
А сколько радости на детских лицах, когда они видят, как птички клюют зерна!
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
А. Яшин.
Главное – как можно чаще подсыпать корм в кормушки. Если еда закончится, птицы непременно напомнят об этом: просто постучат в окно – нам пора есть, ВЫ НЕ ЗАБЫЛИ ОБ ЭТОМ?
Итог акции: презентация, в подготовке и осуществлении которой самое непосредственное участие принимают дети и родители. Фоторепортаж, выполненный родителями «А у нас на кормушке…». Книжки-самоделки с текстами и рисунками; выпуск стенной газеты; «электронного номера газеты»; благодарственные письма активным участникам экологической акции «Покормите птиц зимой!
Результаты реализации акции:
- расширен кругозор у детей о зимующих птицах;
- у детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
- воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.