Марина Газизова
Методические рекомендации «Аналитическая справка педагога ДОУ по итогам учебного года»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели часто говорят о том, что порой легче выполнить работу, чем отчитаться о сделанном. По качеству написания отчета администрация Учреждения может составить представление не только о результатах трудовой деятельности за год, но и о деловых качествах каждого педагога. Для того чтобы эта оценка была высокой, необходимо грамотно подойти к составлению качественного аналитического отчета. Это можно сделать только хорошо зная основные требования, которые к нему предъявляются.
Публикация «Методические рекомендации „Аналитическая справка педагога ДОУ по итогам учебного года“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
Технология написания отчета предусматривает пять этапов:
сбор данных о состоянии воспитательно-образовательного процесса (наблюдения, беседы, изучение творческих работ и т. д.);
изучение и анализ полученных данных;
определение факторов и условий, оказывающих положительное влияние на конечный результат;
выявление проблем;
поиск способов устранения выявленных недостатков.
В аналитическом отчете за прошедший учебный год должны быть отражены основные результаты, оценка их динамики по сравнению с предыдущим отчетным периодом и прогноз работы на следующий учебный год.
Для наглядности можно использовать табличную форму представления данных, при необходимости в виде диаграмм и графиков. Язык отчета должен быть деловым, изложение - кратким и ясным. Объем его не должен быть большим, важно сжато излагать факты.
Для грамотного написания отчета педагогу понадобится следующая документация:
перспективный и календарный планы работы с воспитанниками за прошедший учебный год;
план и анализ проведенных мероприятий;
результаты мониторинга освоения детьми основной образовательной программы, реализуемой в Учреждении;
план и результаты взаимодействия с родителями (законными представителями) (отзывы родителей, результаты анкетирования) и т. д.
С учетом этого алгоритм написания аналитического отчета можно представить следующим образом:
- начинается отчет с общей характеристики группы, в которой работал педагог в течение учебного года. Указываются данные о количестве и возрасте воспитанников на начало и конец года, уточняется, сколько среди них девочек и мальчиков, описываются особенности развития и взаимоотношений воспитанников в группе;
- затем анализируется план за прошедший учебный год. Он охватывает три важных направления: работу с воспитанниками, взаимодействие с родителями (законными представителями, повышение уровня квалификации педагога. Сообщается также, насколько сочетались задачи плана работы воспитателя с задачами годового плана Учреждения, удалось ли его выполнить, а если нет, то указывается, с чем именно не справился педагог. Поясняется, в какой мере достигнуты цели и выполнены задачи, поставленные в прошедшем году;
- следующий пункт аналитического отчета - краткая характеристика мероприятий, проведенных в течение учебного года с целью решения каждой из задач. Возможная схема описания данной характеристики: название мероприятия, дата проведения, статус (групповое, общесадовское, выездное, участники (воспитанники, родители, сотрудники, результаты, отражающие положительные и отрицательные стороны;
- в раздел отчета, посвященный данным о результатах участия воспитанников в конкурсах, спортивных соревнованиях, кружках, фестивалях и т. п. можно поместить отзывы родителей (законных представителей);
- работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды в группах также должна быть отражена в отчете (с какой целью что приобретено или сделано самостоятельно). Так, анализируется, какое впечатление произвели на родителей (законных представителей) и педагогов созданные условия (оформление группы, изготовление пособий, проведение выставок, оформление уголков и т. д., какое влияние это оказало на воспитанников;
- в отчете необходимо представить результаты мониторинга освоения детьми основной образовательной программы, реализуемой в Учреждении. Для подготовительной группы воспитатель пишет заключение о готовности детей к обучению в школе;
-затем анализируется работа по повышению квалификации и распространению педагогического опыта воспитателя (курсы ПК, участие в семинарах, круглых столах, методических объединениях, профессиональных конкурсах, наличие печатных работ, размещение материалов на сайтах и т. д.);
- в завершении необходимо сформулировать общий вывод о проделанной работе, четко указав, насколько успешно были решены определенные задачи перспективного плана. В случае больших расхождений в показателях по сравнению с предыдущим отчетным периодом необходимо отразить причины этого и проанализировать их;
- определение цели и задач на следующий учебный год, дальнейших направлений работы по реализации намеченных стратегий.
Поскольку не все педагоги могут грамотно составить отчет, руководствуясь только предложенным алгоритмом, с учетом этого в Учреждении разработан примерный образец составления аналитического отчета (приложение 1, а также предложены примерные образцы документации, необходимой для его составления: отчет о проведении мониторинга освоения детьми основной образовательной программы (приложение 2, отчет о проведении и участии в мероприятиях за учебный год.
Приложение 1
Аналитический отчет педагога ___
группы ___
о работе за 20---20___учебный год
Состав группы:
Всего человек:___ Возраст детей: от ___до___на начало года.
Мальчиков___, девочек.
В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Все дети хорошо адаптировались в детском саду.
Работа ___группы №___осуществлялась (проводилась) исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы_ДОУ № на 20--- 20___учебный год.
Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи (перечислить) : ___
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское, психологическое и педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.
С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное.
Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы и распределения непосредственно образовательной и совместной деятельности в режимных моментах были предложены новые формы планирования воспитательно-образовательной работы (перспективного и календарного планов) и составлена рабочая программа группы.
В течение года в группе были проведены следующие мероприятия с детьми (перечислить) :___
Воспитатели приняли участие в конкурсах разных уровней:
городского___,
регионального___,
всероссийского.
Воспитанники приняли участие в следующих конкурсах:___
Воспитатели совместно с детьми участвовали в___
( например: экспериментальной работе, был реализован проект и т. д.).
В ходе проведенных мероприятий были получены как положительные, так и отрицательные результаты:___
В результате анализа полученных данных были сделаны выводы о том, что в следующем году при проведении мероприятий с детьми необходимо особое внимание обратить на: ___
(используется отчет о проведении мероприятий за 20_-20_учебный год).
В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный и календарный планы, в них указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация (указать тематику). В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях и совместных мероприятиях группы и ДОУ. На протяжении учебного года детям и родителям была предоставлена возможность поучаствовать в разнообразных проектах (указать, каких).
Наиболее яркими были следующие мероприятия: ___
(перечислить, дать краткий анализ, приложить отзывы родителей).
Плодотворной оказалась работа по обновлению предметно-развивающей среды. (Например, были полностью заменены предметно-развивающие уголки, куплены игрушки, игры, оборудование, пособия и т. д.). Четко организованная работа по преобразованию предметно-развивающей среды оказала благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей. Воспитанники проявляли большую активность, подавали интересные идеи, принимали участие в изготовлении игр и пособий. Однако,
___
(перечисляются недостатки, перспективы (содержание и сроки) приведения среды в соответствие с ФГОС ДО)
Деятельность воспитателей предусматривала решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов. При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные ( например: наблюдение, беседы, сравнение, мониторинг, индивидуальная работа и т. д., так и нетрадиционные методы работы (например, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, элементы ТРИЗ, РТВ и т. д). Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ.
Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы за 20--- 20___учебный год показал следующие результаты (заполняются таблицы, прил. 3,4).
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения и навыки.
В течение года педагоги распространяли свой педагогический опыт на городском (областном или другом) уровне, были проведены открытые показы непосредственно образовательной деятельности, выступали (например, на областной практической конференции " Проблемы модернизации дошкольного и общего образования: эффективность, доступность, качество" по теме "Работа с семьей на современном этапе"). Кроме того, воспитатели прошли обучение на курсах повышения квалификации, аттестацию и т. д. Педагоги опубликовали материалы из опыта работы в следующих изданиях: ( указать: изд-во, название журнала, название статьи, год и номер выпуска). Разместили материалы (указать какие) на сайтах (перечислить адреса сайтов). Все это способствовало их творческому и профессиональному росту.
В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи.
Проблемы:
___
(например, не все родители прислушиваются к советам воспитателей и продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад. Воспитанники пропускают утреннюю зарядку, а иногда и завтрак.);
по результатам мониторинга___
(например, самой проблемной оказалась образовательная область "Коммуникация" :_% освоение детьми данной области);
не полностью укомплектованы уголки (указать, чего именно не хватает).
Успехи:
например: дети научились___;
например: освоены новые нетрадиционные методы работы с детьми;
например: разработан и реализован проект_и т. д.
Результаты деятельности группы №___за 20--- 20___учебный год тщательно анализируются, делаются выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно. С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 20_ - 20_учебный год :
продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям;
углубление работы с детьми по образовательной области___;
совершенствование работы по взаимодействию с родителями по ___;
продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГТ ___
(указать, что нужно приобрести)
повышение уровня педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации.
распространение собственного педагогического опыта (публикации, размещение материалов на сайтах).
Приложение 2
Отчет о проведении мониторинга освоения детьми
младшей, средней и старшей групп ООП ДО за 20--- 20___уч. г.
Анализ (примерный) проводится по каждой образовательной области.
С целью определения уровня освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образованияи эффективности организации образовательного процесса в группе в период с___по ___был проведен мониторинг освоения детьми (в количестве ___человек) образовательной области (например, "Познание"). Мониторинг проводился на основе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности и критериальных диагностических методик.
В результате мониторинга было выявлено следующее:
__% детей, в количестве ___человек, показали высокий уровень освоения данной образовательнойобласти, динамика составила ___%;
__% детей, в количестве ___человек, показали средний уровень освоения данной образовательнойобласти, динамика составила ___%;
__% детей, в количестве ___человек, показали уровень освоения данной образовательной области ниже среднего уровня, динамика составила ___%;
__% детей, в количестве ___человек, показали низкий уровень освоения данной образовательной области, динамика составила ___%.
Выводы:___% детей (высокий уровень + средний уровень) освоили образовательную область (например,"Познание") и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились группировать предметы по цвету, размеру, форме. Различают количество предметов (один и много, большие и маленькие предметы, называют их размер. Узнают шар и куб, знают, называют и используют детали строительного материала. Знают и называют некоторых домашних и диких животных, их детенышей. Различают овощи и фрукты (один-два вида). Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях. Особое внимание следует уделить детям, показавшим низкий уровень освоения данной образовательной области. С этой целью необходимо: (указать фамилии и имена детей) :
провести углубленное обследование воспитанников и выяснить причины полученного результата;
направить на консультацию к педагогу-психологу;
направить на консультацию к учителю-логопеду;
ежедневно проводить индивидуальную работу по___;
провести беседу с родителями о важности закрепления полученных знаний дома;
предложить родителям игры и упражнения для занятий с ребенком в домашних условиях;
провести анализ эффективности организации образовательного процесса по данной области в группе и устранить имеющиеся недостатки.