Дяговец Ольга Анатольевна
Методические приемы в интерактивном взаимодействии
▼ Скачать +Заказ
Методические приемы в интерактивном взаимодействии
Включение интерактивных методов активизируют познавательную активность детей, усиливают их интерес и мотивацию, развивают способность к самостоятельному получению знаний; обеспечивает обратную связь между детьми и педагогом.
К ним можно отнести:
• Метод проектов;
• Групповое обсуждение-групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах детей;
• Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на создание новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого;
Публикация «Методические приемы в интерактивном взаимодействии» размещена в разделах
• Ролевые игры-метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков»; каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;
• Баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуации. Баскет-метод позволяет оценить способности ребенка к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации. Баскет-метод оценивает и развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формированию путей решения разных проблем;
• Тренинги-обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций воспитанники имеют возможность развивать и закреплять необходимые знания и навыки;
• Анализ практических ситуаций-метод обучения навыками принятия решений, его целью является научить детей анализировать информацию, выявлять проблемы, создавать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий;
• Получение знаний с использованием компьютерных технологий:
1. Слайд-шоу или презентации;
2. 3D рисунки и модели;
3. Интерактивные рисунки;
4. Обучающие и развивающие игры (программы)
5. Цветные рисунки;
6. Анимации сюжетные и др.
Выбор интерактивных метод зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью детей. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей. Интерактивные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей.
1. Обобщение ранее пройденного материала, эффективное предъявление большого по объему материала (групповые дискуссии. Мозговой штурм);
2. Развитие способностей к самообучению повышению учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций);
3. Отработка изучаемого материала (тренинги, деловая и ролевая игра);
4. Применение знаний, умений и навыков (баскет-метод)
5. Использование опыта детей при предъявлении навыков нового материала (групповая дискуссия);
6. Обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра);
7. Эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов);
8. Развитие навыков работы в группе (метод проектов);
9. Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет-метод);
10. Развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций, баскет-метод);
11. Развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия).
Критерии отбора интерактивных методов обучения :
• соответствие целям и задачам обучения и развития детей;
• соответствие дидактическим целям занятия;
• соответствие содержанию темы занятия;
• соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям детей и уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом;
• соответствие временным рамкам обучения;
• соответствие профессионализму и опыту конкретного педагога;
• соответствие способу руководства образовательной деятельностью;
• соответствие логике образовательного процесса.
Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребенок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывают знания. Эти знания более прочны. 14
Именно форма такого обучения-это первая искорка, зажигающая факел любознательности.
Педагог, отказывающийся от авторитарного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого выбирает в качестве основных достоинств: высокую степень самостоятельности, инициативности, развития социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей дошкольников. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
В заключении можно сказать, что интерактивные технологии способствуют успешному решению задачи ГОС ДО, а именно:
• развивают познавательную активность детей, свободное общение со взрослыми и сверстниками;
• развивают все компоненты устной речи детей;
• способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.
Использование интерактивных технологий в образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.